Армения против железнодорожного проекта

Армения против железнодорожного проекта

Армения против железнодорожного проекта

Планы строительства железнодорожной линии, связывающей Турцию с Азербайджаном и проходящей по территории Грузии, вызывают все большую озабоченность в Армении. Ереванские власти, опасающиеся, что введение железной дороги в эксплуатацию приведет к еще большей изоляции Армении, оказывают давление на Грузию, требуя от нее выйти из многомиллионного проекта. Проект сталкивается также с возражениями в Соединенных Штатах и Европейском Союзе.

Азербайджан, Грузия и Турция объявили о своих намерениях в отношении проекта в мае 2005 г., на церемонии открытия нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). По словам президентов трех государств, железнодорожная ветка стоимостью примерно в 400 млн долларов способствовала бы региональной экономической интеграции и созданию нового транспортного коридора между Европой и Центральной Азией.

Проект, по сути дела, сводится к прокладке почти 100-километрового полотна между городом Карсом на востоке Турции и южным грузинским городом Ахалкалаки. Армянские власти заявляют, что проект лишен экономического смысла, указывая на уже существующую железную дорогу, ведущую из Карса в северный армянский город Гюмри и далее в две другие южнокавказские страны. Железная дорога из Карса в Гюмри не действует уже более десяти лет из-за введенной Турцией экономической блокады Армении.

Армянское правительство считает, что Турции, Грузии и Азербайджану следует использовать транспортную развязку в Гюмри вместо того, чтобы тратить сотни миллионов долларов на строительство нового железнодорожного узла. Ереван отмечает, что в порядке поощрения сделает узел в Гюмри доступным, не требуя снятия экономической блокады. «Армения готова предоставить Турции, Грузии и Азербайджану возможность использовать железнодорожную линию на территории Армении без армянского участия», повторил в ходе официального визита в Тбилиси 27 июня министр иностранных дел Армении Вартан Осканян.

Данный вопрос обсуждался и на переговорах между Осканяном и президентом Михаилом Саакашвили и министром иностранных дел Гелой Бежуашвили. По сообщению армянского МИДа, Осканян «подчеркнул экономическое и политическое значение эксплуатации железнодорожной линии Карс-Гюмри-Тбилиси». Армянские власти вряд ли остались удовлетворены публичными заверениями Бежуашвили, что турецко-грузино-азербайджанский проект носит «чисто коммерческий характер». По их мнению, новая железная дорога привела бы к усилению экономической изоляции Армении. Последние агрессивные заявления азербайджанских властей, в том числе президента Ильхама Алиева, усилили озабоченность в Армении.

Армения — страна, не имеющая выхода к морю, — ранее не была допущена к участию в региональных энергетических проектах, такие как БТД, из-за нерешенности карабахского конфликта.]

Помешать осуществлению проекта попыталось и влиятельное армянское лобби в Соединенных Штатах. Благодаря их усилиям 15 июня состоялось заседание комитета конгресса США, на котором была одобрена поправка, запрещающая Экспортно-импортному банку США финансировать строительство железной дороги. «Этой поправкой мы даем понять Турции и Азербайджану, что постоянное исключение Армении из региональных проектов способствует нестабильности», сказал предложивший данную меру конгрессмен-демократ из Нью-Йорка Джозеф Кроули.

Поправка будет рассматриваться всей Палатой представителей позднее в этом году. Аналогичный законопроект ожидает своего рассмотрения и в сенате США, а администрация Буша не высказывает возражений по предложенным мерам. Представители посольств в Армении и Азербайджане заверили проармянских законодателей в США во время недавних слушаний в конгрессе, что Вашингтон выступает против строительства железной дороги Карс-Ахалкалаки-Тбилиси. Маловероятно, что без поддержки Эксимбанка американские компании захотят инвестировать средства в этот проект.

Аналогичную позицию занимает Европейский Союз. «Проект железной дороги в обход Армении не получит финансовой поддержки с нашей стороны», сказала в феврале в Ереване комиссар ЕС по внешним связям Бенита Ферреро-Вальднер.

Выражаемое США и ЕС недовольство ничуть не пугают Турцию и Азербайджан. Во время своего визита в конце июня в Баку турецкий министр иностранных дел Абдулла Гюль обсудил этот вопрос с Алиевым. Газета Turkish Daily News привела заявление Гюля, сделанное 20 июня в беседе с азербайджанским лидером, что «Армения тоже может присоединиться к этим проектам, если она захочет». Однако на следующий день пресс-секретарь турецкого МИДа Намик Тан разъяснил, что это может произойти только после урегулирования карабахского конфликта. В настоящий момент карабахский мирный процесс зашел в тупик.

Тан призвал не преувеличивать значение вероятных финансовых ограничений со стороны США. «Думаю, что три страны имеют достаточно средств. Мы в любом случае сможем профинансировать [строительство железной дороги]», сказал он. 

Баку надеялся начать работы по строительству железной дороги в конце этого года и завершить их к 2008 г. Однако Турция, Грузия и Азербайджан пока не договорились по вопросу об источниках финансирования, и поэтому график выглядит нереалистичным. Больше того, грузинское правительство, по словам Гюля, «испытывает серьезные колебания». Это объясняет и то, почему запланированная на конец июня встреча министров транспорта трех стран перенесена на конец июля.

Генеральный директор государственной сети железных дорог Грузии Ираклий Эзугбая в начале июня публично усомнился в анализе экономической целесообразности, проведенном недавно одной турецкой компанией. Агентство «Кавказ-пресс» привело его слова о том, что в анализе не учтен планируемый объем грузоперевозок по будущей железной дороге.

Эмиль Даниелян, журналист и аналитик из Еревана

Оценить статью
(0)