Капиталистическая честь и совесть

Капиталистическая честь и совесть

Капиталистическая честь и совесть

Пока российский спецназ ГРУ отбывал в Ирак уничтожать террористов, легендарные «питьевые» компании «Пепси-кола» и «Кока-кола» преподали всему миру урок нормального и высоконравственного делового партнерства двух конкурентов, ведущих бескомпромиссную и непримиримую борьбу на рынках мира. Сотрудник «Кока-колы» предложил продать «Пепсико» сверхсекретный рецепт нового напитка. А «неблагодарная «Пепсико», вместо того чтобы щедро и материально отблагодарить промышленного шпиона, просто сдала его в ФБР. История эта может вполне стать сюжетом очередного триллера — в жизни все бывает куда интереснее, чем в писательских фантазиях. Но странного в поведении «Пепсико» вообще-то нет ничего. В той системе ценностей, в которой живет американский и любой другой высокоразвитый бизнес, с краденым продуктом на рынок выходить все равно было бы нельзя. Та же «Кока-кола» без проблем могла бы привести доказательство того, что новая рецептура была разработана в ее лабораториях, а потом похищена. Скандал случился бы такого масштаба и с такими последствиями, что «Пепсико» понесла бы куда больший ущерб от спада продаж, чем если бы не сумела вывести на рынок новое пойло.
Почти век назад основатель современной социологии Макс Вебер написал книгу «Протестантская этика и дух капитализма», ставшую и остающуюся до сего дня библией каждого, кто пытается понять корни успешной хозяйственной деятельности в том или ином обществе. Почему Африка нищая и голодает, вымирает от СПИДа, а Европа процветает и развивается, как и США? Правда, многие «наши» скажут, что все не так, и проклятый растленный западноевропейский социум, как и милитаристский, он же потребительский, все время загнивает и загнивает — но оставим этих ура-патриотичных пустомель, нам бы так загнивать — никто бы не отказался.
В России, в том числе Астрахани, совершенно хамское массовое отношение к интеллектуальной собственности. Корни этого пролетарского снобизма ясны — интеллигенция у нас слишком долго считалась слегка паразитической прослойкой на шее трудового пролетариата.
Итог этого массового народного снобизма — мы полностью зависим от экспорта сырья, которое и добываем-то по забугорным технологиям. Позорно это и опасно. Но воровство чужих идей мы пока так и не собираемся прекратить.
Пиратский рынок аудио- и видеопродукции плюс программное обеспечение для компьютеров только в Астрахани наносит ущерб, сопоставимый со всем годовым бюджетом областной культуры. А наше общественное мнение такое воровство считает скорее доблестью.
Не меньшей если не доблестью, то нормой поведения в бизнесе и извилистых коридорах власти является банальное присваивание себе чужих идей, доносительство, травля тех, кто способен генерировать идеи, чтобы их «нагнуть» (такой термин ныне весьма в ходу во власти), чтобы знали свое место и пахали на тех, кто идеи генерировать не в состоянии, но кресло занимает поважнее.
Покойный Павел Хлебников писал, что никакая нормальная экономика невозможна в обществе, пропитанном завистью к каждому имеющему успех. Никакая экономика невозможна в обществе, искренне считающем, что в «трудах праведных не наживешь палат каменных».
Вот такой урок протестантской этики и капиталистической порядочности в бизнесе преподала нам на минувшей неделе «Пепси-кола». Дорастет ли наше общество до такого уровня, как бы у нас сказали, «сознательности»? Хотелось бы надеяться.
Но пока — есть нечто иное. Что именно? Неделя закончилась страшной бедой в Иркутске. Погибло много людей. Но что-то очень близко к взлетно-посадочной полосе оказались гаражи, в которых, возможно, был запас бензина. Кто и на каких условиях отводил земельные участки под эти гаражи — признаюсь, это первое, о чем я подумал, глядя на полные драматизма кадры иркутской хроники.
Истории с отправкой российского спецназа в Ирак для исполнения приговора бандитам, убившим наших дипломатов, история с непривычной для нас честностью конкурентной борьбы и история с сомнительными землеотводами на первый взгляд имеют между собой мало общего. Но, тем не менее, общность здесь есть и лежит она как раз в сфере морали и нравственности. Не рой яму другому — сам в нее попадешь. И не теряй голову от жадности или ревности. Если этот урок отлично усвоили акулы капитализма, то нам его приходится осваивать слишком дорогой ценой. Наверно, мы его со временем освоим и примем как часть нашей этики. Лишь бы научиться понимать, какие уроки преподносит нам жизнь.

Оценить статью
(0)