Стоимость заказов для нужд армии будет определять специальное агентство.
Военно-промышленная комиссия, которая начала свою активную работу с мая 2006 года (после выхода известного постановления правительства и утверждения Положения о ВПК), продолжает удивлять политиков и общественность поступательными шагами, направленными на укрепление "оборонки". ВПК уже успела утвердить Государственную программу вооружений до 2015 года, заканчивает разрабатывать аналогичную программу для военно-промышленных предприятий.
А в минувший вторник на заседании ВПК, как известно, были обсуждены другие важные вопросы, без которых развитее оборонного комплекса и снабжение армии будет весьма проблематично. ВПК рассмотрела проблемы создания единой системы по размещению заказов на вооружение и военную технику (ВВТ) в рамках гособоронзаказа, а также утвердила перечень критических технологий, без которых невозможна разработка и создание новой военной техники. Как заявил на заседании заместитель председателя правительства, министр обороны РФ Сергей Иванов, в стране до 2007 года будет сформировано Федеральное агентство по размещению заказов на производство вооружений и военной техники.
Новое агентство, отметил Сергей Иванов, будет осуществлять контрактацию вооружений и военной техники в интересах не только Минобороны, но и всех силовых структур государства. Вице-премьер подчеркнул, что в рамках работы по созданию этого агентства предстоит отрабатывать вопросы взаимодействия государственных заказчиков, внесения изменений в законодательную базу и обеспечения кадрами.
Напомним, что ранее размещением военных заказов занимались десятки организаций, которые существовали при каждом роде войск. Однако с 2001 года их количество было сокращено в три раза, соответствующие структуры были выведены из состава всех видов войск и подчинены замминистра обороны. Новое ведомство будет формироваться на основе тех организаций, которые сейчас в Минобороны ведают госзаказами. Однако здесь будут главными не офицеры, а гражданские специалисты. Как считает министр обороны Иванов, "за то, что закупать, будут отвечать люди в погонах, а у кого - специалисты агентства".
Агентство будет подчиняться Министерству обороны РФ. Военное ведомство и без того контролирует немало структур: Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству, Федеральную службу по оборонному заказу, Федеральную службу по техническому и экспертному контролю, а также агентство специального строительства.
Не секрет, что создание нового Федерального агентства по размещению заказов замышляется с целью избежать коррупции и сделать систему военного производства прозрачной. Но получится ли это у руководителей ВПК?
Как известно, сейчас контролирующие функции осуществляет Федеральная служба по оборонзаказу ("Рособоронзаказ") и отчасти аппарат Минобороны РФ. Бывший руководитель "Рособоронзаказа" Андрей Бельянинов, назначенный в мае 2006 года главой Федеральной таможенной службы, даже обмолвился, что его ведомство выполняет те же функции, что и Счетная палата. Таким образом, формируемое агентство по закупкам вооружения в какой-то степени будет дублировать функции СП и "Рособоронзаказа" одновременно. Однако "Рособоронзаказ" сокращать не будут. По всей видимости, на него возложат функции по контролю качества, стандартизации изготавливаемой для нужд армии продукции. Основой же нового агентства, видимо, послужит формируемый в настоящее время Единый центр заказов вооружений и военной техники (ЕЦЗ ВВТ). Его формирование планируется завершить до 1 сентября 2006 года. ЕЦЗ ВВТ, по замыслу руководителей ВПК, станет базой для формирования нового агентства. При этом, видимо, новых штатов для него не потребуется, поскольку специалисты из Центра плавно перетекут в новую структуру по закупкам вооружений.
Таким образом, мы видим, что представители Минобороны и правительства, неудовлетворенные эффективностью использования финансовых средств, стремятся создать более надежную систему контроля за прохождением бюджетных денег в оборонной сфере. Но будет ли новая система более эффективной, чем старая?
Эксперты отмечают, что контролирующих органов в стране достаточно, они порой дублируют друг друга. Однако это не спасает от коррупции. Примером может служить недавнее дело, когда представители Счетной палаты при посредничестве одного из сенаторов Совета Федерации вымогали у одного из бизнесменов взятку и были задержаны с поличным.
Гособоронзаказ гораздо более лакомый кусочек. Только на закупку и производство вооружений и военной техники в 2007 году планируется потратить более 300 млрд. рублей. Очень большие деньги! Не секрет, что за их обладание в оборонном бизнесе будет развернута нешуточная борьба. Только теперь решать, кому отдать деньги на подряды для армии, будут не военные, а гражданские чиновники. Неужели у гражданских получится лучше, чем у служивых в погонах?