Запад готов интегрировать в Евросоюз страны Южного Кавказа

Запад готов интегрировать в Евросоюз страны Южного Кавказа

Запад готов интегрировать в Евросоюз страны Южного Кавказа

Такой вывод можно сделать из заявлений бывшего высокопоставленного сотрудника МИД Германии доктора Рольфа Штельтемайера.

Р.Штельтемайер возглавлял офис бывшего министра иностранных дел Германии Клауса Кинкеля, ныне он эксперт по политическим компаниям, то есть он один из тех, кто прекрасно информирован о внешнеполитических стремлениях не только Германии, но и всего Евросоюза. Кроме того, он прекрасно владеет ситуацией в странах Южного Кавказа, в том числе в Азербайджане. Притом надо учитывать, что, покинув государственную службу, такие люди, как правило, озвучивают то, что не позволено официальным лицам, то есть они бывают намного более свободны и откровенны в высказываниях. Поэтому нельзя было не обратить внимание на эксклюзивное интервью доктора Штельтемайера, опубликованное на сайте Analitika.az, где он уделяет особое внимание урегулированию армяно-азербайджанского конфликта, перспективам интеграции стран Южного Кавказа в евроатлантические структуры.
По мнению бывшего высокопоставленного сотрудника МИД Германии, на этом этапе самое главное, чтобы стороны конфликта поняли следующее: единственный путь урегулирования конфликта — это мирные переговоры. «Армения и Азербайджан должны воздержаться от возобновления войны. Война — это дорога к пропасти. Если будет вооруженный конфликт, то Азербайджану и Армении будет очень сложно вступить в Европейский союз. К примеру, Турция из-за кипрской проблемы испытывает огромные сложности со вступлением в Евросоюз. Одним словом, в интеграции Азербайджана и Армении в Европу будут сложности», — заявляет Р.Штельтемайер.
Он выделяет два основополагающих фактора, необходимых для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Первый: стороны должны продемонстрировать политическую волю. Второй: они должны согласиться на поэтапное урегулирование конфликта. «Самое главное в урегулировании конфликта — это политическая воля. К сожалению, пока ни Азербайджан, ни Армения не демонстрируют эту волю. Могут обсуждаться многие детали, но важнее всего политическая воля. Это базис, на котором зиждется весь процесс урегулирования. Во-первых, конфликтующим сторонам надо согласиться, что на данный момент невозможно добиться окончательного урегулирования конфликта. Армения и Азербайджан должны согласиться на поэтапное решение проблемы. Я считаю, что стороны по сей день не пришли к окончательному согласию по данному вопросу. Кстати, в Армении есть политические силы, которые именно так подходят к решению конфликта. Во-вторых, если невозможно решать вопросы, связанные со статусом на данной стадии, то их надо отложить на более поздний срок. Сейчас надо предпринимать меры, чтобы уменьшить негативные эффекты нерешенного конфликта. Необходимо найти такие соглашения, которые выгодны обеим сторонам. Это единственный путь для того, чтобы добиться небольших успехов. Когда есть успехи, то растет доверие и становится легче убедить общественность в возможности мирного урегулирования конфликта», — считает руководитель офиса бывшего министра иностранных дел Германии.
При этом, по словам доктора Штельтемайера, в последние годы и США, и Евросоюз изменили свое отношение как к армяно-азербайджанскому конфликту, так и к геополитическим процессам, происходящим в регионе Южного Кавказа. Именно поэтому Запад усиливает давление и на Армению, и на Азербайджан с целью скорейшего урегулирования карабахского конфликта: «Первая причина — в важности Южного Кавказа. Южный Кавказ — это уже граница Европы, поэтому Южный Кавказ в центре внимания Европы. США тоже заинтересованы в стабильности в регионе. И причина не только в деньгах и нефти, но и в ситуации вокруг Ирана, Ирака и борьбе с терроризмом. В США еще в конце 90-х годов поняли важность Южного Кавказа. Сегодня разница с ситуацией, к примеру, 10-летней давности состоит в том, что сейчас европейцы тоже намного лучше осознают ситуацию и фактически согласны с американской точкой зрения. Кроме того, Южный Кавказ может стать зоной конфронтации больших государств. Иран находится очень близко, и Европа не хочет иметь в проблемной зоне еще один источник опасности — карабахский конфликт».
Доктор Штельтемайер также признал, что, несмотря на ограничение политических свобод, в том числе свободы слова, а также несоответствия проведенных выборов международным стандартам, Запад не собирается применять жесткие меры в отношении официального Баку, так как Азербайджан является «ключевой страной Южного Кавказа». Однако при этом он отметил, что если Азербайджан наконец-то провел бы демократические выборы, то получил бы от европейских организаций намного больше помощи.
Кстати, вчера стало известно, что, несмотря на провал последних инициатив сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Запад не оставляет попыток добиться урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. В процесс собираются подключиться и другие евроатлантические организации. Например, президент Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Лелюш подготовил предложения президентам Азербайджана и Армении по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Эти предложения будут представлены руководству Азербайджана и Армении в качестве инициатив президента ПА НАТО в вопросе решения конфликта», — сообщил в среду источник в парламенте Азербайджана. «В своей инициативе Лелюш представил сторонам конфликта несколько пунктов, предоставляющих сторонам конфликта возможности избежать политические и иные осложнения после подписания мирного соглашения, а также предложения им ряда экономических дивидендов взамен компромиссов, на которые согласятся пойти Азербайджан и Армения в решении проблемы», — сказал источник. По его словам, глава ПА НАТО планирует представить конфликтующим сторонам свои инициативы в ходе запланированного на осень визита в Азербайджан и Армению. Об этом сообщает «Интерфакс».
Таким образом, Запад ясно дает понять, что готов к началу интеграции стран Южного Кавказа во все евроатлантические структуры, в том числе и Евросоюз. Однако для этого необходимо урегулирование армяно-азербайджанских отношений, так как карабахский конфликт из всех аналогичных конфликтов, существующих на Южном Кавказе, является межгосударственным. Притом ускоренная интеграция стран Южного Кавказа в евроатлантические структуры прежде всего в интересах самого Запада. Просто для того, чтобы обезопасить себя, Западу необходимо замкнуть южные границы Европы. Скорее всего, именно поэтому Запад готов подключить все имеющиеся в наличии рычаги, в том числе и НАТО, к урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. Запад сулит масштабную финансово-экономическую «компенсацию» сторонам конфликта за возможные компромиссы, то есть потери.
Таким образом, скорейшее урегулирование карабахского конфликта отвечает стратегическим интересам как Армении, так и Азербайджана. Однако, в отличие от Азербайджана, Армении впору думать не только о перспективе, а, как говорится, о сегодняшнем хлебе насущном, в буквальном смысле этого слова. Транспортная блокада вокруг Армении все сужается и сужается. Притом ни Азербайджан, ни Турция тут ни при чем. Автор этих строк не раз отмечал, что обострение межгосударственных отношений между Россией и Грузией рано ил поздно «ударит» по Армении. Ну, вот дождались. Буквально на днях Россия закрыла на неопределенный срок единственный легальный сухопутный КПП «Казбеги-Верхний Ларс» на грузино-российской границе, по которому в основном шли именно армянские грузы. А грузино-российские отношения не имеют тенденции к улучшению.
А вот в отношении Азербайджана Россия вряд ли еще раз позволит себе подобные действия. И дело не только в политике официального Баку, которая направлена на нормализацию взаимоотношений с Москвой. Дело в том, что Азербайджан представляет для России серьезный интерес в качестве транзитной территории.

Р.Миркадыров

Оценить статью
(0)