Столицы просят водки, провинции

Столицы просят водки, провинции

Столицы просят водки, провинции

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отреагировали россияне на перебои с поставками спиртных напитков в последнее время и с чем это связывают.

По данным опроса, только треть российских семей (30%) спиртные напитки не приобретает. Основные покупатели — мужчины (65% из них покупают спиртное лично, среди женщин — только 29%), а также респонденты в возрасте 25–59 лет — среди них 50–57% сами приобретают эти продукты. В «крайних» возрастных группах доля покупателей спиртных напитков ниже: 35% среди 18–24-летних и 29% в группе «60+».

Среди тех опрошенных, кто сами приобретают спиртное, пятая часть (18%) зафиксировала значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, и еще треть (33%) отметила небольшие перебои с отдельными видами и марками спиртного. Таким образом, в общей сложности дефицит отмечают 51% покупателей спиртного. По мнению же 44% покупателей, никакого дефицита нет.

На перебоях с продажей алкоголя, как существенных, так и незначительных, фиксируют внимание прежде всего хорошо материально обеспеченные (по самооценкам) опрошенные. В этой группе покупателей 23% говорят о значительных перебоях и 46% — о небольших проблемах; лишь 30% считают, что дефицита не было. В группе среднеобеспеченных покупателей не заметили недостатка в спиртном 44%, в наименее благополучной группе и того больше — 53%.

Покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит в первую очередь вина из Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР (их недостаток отмечают 56%), а также водки отечественного производства (50%). Перебои с продажей импортной водки, российского вина и, тем более, вин производства стран дальнего зарубежья фиксируются реже (27, 26% и 17% соответственно). Большинство покупателей алкоголя из Москвы и Санкт-Петербурга отмечают дефицит российской водки (63%), свыше половины опрошенных из других городов — недостаток вин производства стран бывшего СССР (51–62%), большинство сельских покупателей в равной мере озабочены перебоями с продажей и того, и другого (58% и 60%).

Респонденты, отметившие возникший дефицит спиртных напитков, связывают это явление в основном с вводом новых правил продажи алкогольной продукции (49%). Реже перебои рассматриваются как следствие антиалкогольной политики государства (15%) или борьбы с некачественной алкогольной продукцией (11%). Гораздо реже перебои ассоциируются с запретом ввоза вин из Грузии и Молдавии (8%) или с недочётами властей (4%). Идея объяснять перебои с продажей спиртного тем, что вводятся новые правила торговли, больше всего сторонников находит среди молодых покупателей (61% в группе 18–24-летних и, для сравнения, 43% в группе «60+»). Ассоциации с антиалкогольной кампанией более характерны для старшего поколения (22% в самой старшей группе и 7% в самой молодой).

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22–23 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

В Вашей семье Вы или кто-то другой приобретает водку, вино, другие спиртные напитки?

 

Всего опрошенных

Возраст, лет

18–24 

25–34 

35–44 

45–59 

60 и старше

Приобретаю я 

46 

35 

57 

55 

50 

29 

Приобретают другие члены семьи

24 

44 

26 

21 

18 

18 

Не приобретаем

30 

21 

16 

23 

31 

51 

Затрудняюсь ответить

Замечали ли Вы за последний месяц перебои с продажей вина, водки и т. п.

(% от тех, кто сам приобретает спиртные напитки)

  

Всего опрошенных

Оценка своего материального положения

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Плохое, очень плохое

Нет, никаких перебоев не было

44 

30 

44 

53 

Да, есть небольшие перебои с некоторыми видами и марками алкоголя

33 

46 

33 

26 

Да, перебои есть и очень значительные

18 

23 

17 

17 

Затрудняюсь ответить

Если такие перебои были, то дефицит каких видов алкогольной продукции Вы заметили?

(% от тех, кто сам приобретает спиртные напитки и указывает на наличие перебоев, любое число ответов)

 

Всего опрошенных

Тип поселения

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100–500 тыс.

Менее 100 тыс.

Сёла

Вина производства Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР

56 

38 

51 

62 

57 

60 

Водка отечественного производства

50 

63 

41 

37 

49 

58 

Водка импортного производства

27 

25 

35 

25 

31 

Вина российского производства

26 

13 

23 

22 

14 

43 

Вина производства стран дальнего зарубежья (Испания, Франция и др.)

17 

13 

26 

24 

10 

17 

Другие спиртные напитки

10 

-

Затрудняюсь ответить

-

Нет ответа

-

-

Как Вы считаете, с чем связаны эти перебои?

(открытый вопрос, до трёх ответов)

 

Всего опрошенных

Возраст, лет

18–24 

25–34 

35–44 

45–59 

60 и старше

Ввод новых правил продажи алкогольной продукции

49 

61 

52 

46 

45 

43 

Это результат антиалкогольной политики государства

15 

11 

17 

19 

22 

Это результат борьбы с некачественной алкогольной продукцией

11 

14 

12 

11 

Это результат запрета ввоза вин из Грузии и Молдавии

11 

Это недочеты властей

 

Другое

Затрудняюсь ответить

19 

15 

18 

16 

21 

27 

Нет ответа

 

 

 

Оценить статью
(0)