Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как отреагировали россияне на перебои с поставками спиртных напитков в последнее время и с чем это связывают.
По данным опроса, только треть российских семей (30%) спиртные напитки не приобретает. Основные покупатели — мужчины (65% из них покупают спиртное лично, среди женщин — только 29%), а также респонденты в возрасте 25–59 лет — среди них 50–57% сами приобретают эти продукты. В «крайних» возрастных группах доля покупателей спиртных напитков ниже: 35% среди
Среди тех опрошенных, кто сами приобретают спиртное, пятая часть (18%) зафиксировала значительные перебои с продажей алкоголя за последний месяц, и еще треть (33%) отметила небольшие перебои с отдельными видами и марками спиртного. Таким образом, в общей сложности дефицит отмечают 51% покупателей спиртного. По мнению же 44% покупателей, никакого дефицита нет.
На перебоях с продажей алкоголя, как существенных, так и незначительных, фиксируют внимание прежде всего хорошо материально обеспеченные (по самооценкам) опрошенные. В этой группе покупателей 23% говорят о значительных перебоях и 46% — о небольших проблемах; лишь 30% считают, что дефицита не было. В группе среднеобеспеченных покупателей не заметили недостатка в спиртном 44%, в наименее благополучной группе и того больше — 53%.
Покупатели спиртных напитков обращают внимание на возникший дефицит в первую очередь вина из Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР (их недостаток отмечают 56%), а также водки отечественного производства (50%). Перебои с продажей импортной водки, российского вина и, тем более, вин производства стран дальнего зарубежья фиксируются реже (27, 26% и 17% соответственно). Большинство покупателей алкоголя из Москвы и
Респонденты, отметившие возникший дефицит спиртных напитков, связывают это явление в основном с вводом новых правил продажи алкогольной продукции (49%). Реже перебои рассматриваются как следствие антиалкогольной политики государства (15%) или борьбы с некачественной алкогольной продукцией (11%). Гораздо реже перебои ассоциируются с запретом ввоза вин из Грузии и Молдавии (8%) или с недочётами властей (4%). Идея объяснять перебои с продажей спиртного тем, что вводятся новые правила торговли, больше всего сторонников находит среди молодых покупателей (61% в группе
Всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 22–23 июля 2006 г. Опрошено 1600 человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
В Вашей семье Вы или | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Приобретаю я |
46 |
35 |
57 |
55 |
50 |
29 |
Приобретают другие члены семьи |
24 |
44 |
26 |
21 |
18 |
18 |
Не приобретаем |
30 |
21 |
16 |
23 |
31 |
51 |
Затрудняюсь ответить |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
2 |
Замечали ли Вы за последний месяц перебои с продажей вина, водки и т. п. (% от тех, кто сам приобретает спиртные напитки) | ||||
|
Всего опрошенных |
Оценка своего материального положения | ||
Очень хорошее, хорошее |
Среднее |
Плохое, очень плохое | ||
Нет, никаких перебоев не было |
44 |
30 |
44 |
53 |
Да, есть небольшие перебои с некоторыми видами и марками алкоголя |
33 |
46 |
33 |
26 |
Да, перебои есть и очень значительные |
18 |
23 |
17 |
17 |
Затрудняюсь ответить |
5 |
1 |
6 |
4 |
Если такие перебои были, то дефицит каких видов алкогольной продукции Вы заметили? (% от тех, кто сам приобретает спиртные напитки и указывает на наличие перебоев, любое число ответов) | ||||||
|
Всего опрошенных |
Тип поселения | ||||
Москва и |
Более 500 тыс. жителей |
100–500 тыс. |
Менее 100 тыс. |
Сёла | ||
Вина производства Молдавии, Грузии и других стран бывшего СССР |
56 |
38 |
51 |
62 |
57 |
60 |
Водка отечественного производства |
50 |
63 |
41 |
37 |
49 |
58 |
Водка импортного производства |
27 |
8 |
25 |
35 |
25 |
31 |
Вина российского производства |
26 |
13 |
23 |
22 |
14 |
43 |
Вина производства стран дальнего зарубежья (Испания, Франция и др.) |
17 |
13 |
26 |
24 |
10 |
17 |
Другие спиртные напитки |
5 |
10 |
- |
4 |
5 |
5 |
Затрудняюсь ответить |
3 |
- |
3 |
1 |
5 |
3 |
Нет ответа |
1 |
- |
2 |
3 |
2 |
- |
Как Вы считаете, с чем связаны эти перебои? (открытый вопрос, до трёх ответов) | ||||||
|
Всего опрошенных |
Возраст, лет | ||||
18–24 |
25–34 |
35–44 |
45–59 |
60 и старше | ||
Ввод новых правил продажи алкогольной продукции |
49 |
61 |
52 |
46 |
45 |
43 |
Это результат антиалкогольной политики государства |
15 |
7 |
11 |
17 |
19 |
22 |
Это результат борьбы с некачественной алкогольной продукцией |
11 |
9 |
14 |
8 |
12 |
11 |
Это результат запрета ввоза вин из Грузии и Молдавии |
8 |
9 |
11 |
9 |
6 |
3 |
Это недочеты властей |
4 |
2 |
1 |
7 |
6 |
|
Другое |
2 |
4 |
2 |
3 |
1 |
3 |
Затрудняюсь ответить |
19 |
15 |
18 |
16 |
21 |
27 |
Нет ответа |
1 |
|
2 |
2 |
1 |
|