Сенсацией на фоне происходящих на Ближнем Востоке событий прозвучало решение Европейского союза не вносить группировку «Хезболлах» в список террористических организаций.
«Находясь в столь деликатной ситуации, на мой взгляд, подобным образом поступать не стоит», — заявил журналистам после окончания экстренной встречи глав внешнеполитических ведомств стран ЕС, посвященной ситуации на юге Ливана, министр иностранных дел председательствующей в Евросоюзе Финляндии Эркки Туомиоя.
Затем он, правда, оговорился, отметив, что «в будущем, если это решение станет итогом политического соглашения всех задействованных в Ливане сторон», такая возможность не исключается.
Напомним, что «Хезболлах» признана террористической организацией в Израиле и США. Россия же не внесла ливанскую группировку в одобренный Верховным судом РФ список организаций, причастных к терроризму. Тем временем противостояние в Ливане начинает развиваться по худшему сценарию, переходя в фазу партизанской войны. Подобное развитие событий грозит неисчислимыми бедами местному населению, большими проблемами для израильской армии и существенным осложнением мирного пути выхода из кризиса.
Согласно официальной версии израильского политического и военного руководства, на юге Ливана идет ограниченная контртеррористическая операция, целью которой является устранение угрозы Израилю с территории Ливана. Операция будет считаться успешной в том случае, если боевики потеряют возможность обстреливать Израиль ракетами, а также устраивать диверсии и нападения в приграничной полосе.
Согласно планам правительства Эхуда Ольмерта, для достижения этой цели необходимо нанесение «стратегического поражения» радикальному шиитскому движению «Хезболлах». В лучшем случае — полное его искоренение, а при менее удачном исходе — оттеснение остатков вооруженных формирований «Хезболлах» за реку Литании, протекающую с востока на запад на расстоянии примерно 30 километров от границы между двумя странами.
Предполагается, что в дальнейшем созданную буферную зону займут войска ливанской правительственной армии или международные силы по поддержанию мира с правом на ведение боевых операций против возможных попыток «Хезболлах» вернуть себе утраченные позиции или осуществить очередное нападение на Израиль. В том случае, если ни ливанская армия, ни иностранные войска по
Переговоры о дальнейшем устройстве и мирном урегулировании конфликта Иерусалим не отвергает. Однако настаивает на том, что прекращение бомбардировок и наземных армейских операций возможно будет только после выполнения главного условия — разоружения «Хезболлах». Как полагают в правительстве Ольмерта, после того, как операция успешно завершится, угроза северу Израиля будет устранена, а для демократически избранного и прозападно настроенного правительства Ливана откроется возможность распространить свой суверенитет на всю территорию страны, включая ее южные районы, находившиеся под властью «Хезболлах» . Эту же точку зрения почти полностью разделяют и Соединенные Штаты. Великобритания тоже, но с определенными оговорками. У британцев, в частности, вызывает сомнения применяемая израильтянами тактика бомбардировок жилых кварталов ливанских городов и разрушение инфраструктуры страны. Однако осуществление израильских планов может столкнуться с целым комплексом труднопреодолимых препятствий.
Как выясняется, бомбардировки израильтян существенного урона боевым возможностям «Хезболлах» не нанесли. Ракетные обстрелы израильских городов не только не ослабели, но в некоторые дни становятся даже интенсивнее, чем в начале кампании.
А пропагандистский эффект был даже скорее отрицательным: неизбежные в случае массированных
О потерях боевиков данные поступают также более чем противоречивые. В движении «Хезболлах» говорят о нескольких «шехидах», израильтяне утверждают, что ими уничтожены сотни террористов. Однако и эту информацию пока проверить невозможно. Вероятно, истина, как обычно, лежит
Кроме того, в городе у обороняющейся стороны значительно больше возможностей для организации засад и диверсий — этому способствует сложный рельеф и наличие большого числа укрытий. Стоит упомянуть, что те или иные особенности местности защитники города в большинстве случаев знают значительно лучше противника.
Наступающие же, в свою очередь, наоборот, лишены некоторых преимуществ: использование танков и другой бронетехники в городских условиях сильно затруднено, организация взаимодействия частей, наступающих не по фронту, а с различных направлений, также усложняется.
Определенные трудности при продвижении израильской армии могут возникнуть не только в населенных пунктах, но и в гористых районах, расположенных восточнее ливанской прибрежной полосы.
Тяжелая техника там также значительно ограничена в маневре, а обороняющаяся сторона имеет массу возможностей для организации внезапных нападений, засад и диверсий.
С кем воюет Израиль? В Иерусалиме ответ на этот вопрос однозначный — «с террористами». Военные и политики в один голос называют отбивающихся от атак ЦАХАЛ людей «исламистами, террористами, экстремистами» и так далее. Однако все говорит скорее о том, что, кроме боевиков, в военных действиях принимают участие и присоединившиеся к ним жители ливанских населенных пунктов.
Воюют против Израиля жители того же
Им не нравится, что иностранцы убивают их соотечественников и взрывают их дома. Очевидно, их нервирует присутствие на улицах их деревень чужих танков и чужих солдат. Выбор у них невелик — терпеть или воевать. Большинство, видимо, выбирают второе.
Они просто мстят за бомбардировки, разрушения и убитых. Даже понимая безнадежность оказываемого ими сопротивления, они стремятся забрать на тот свет как можно больше людей из числа тех, кого они считают виновниками происходящего.
У «Хезболлах» есть более или менее регулярные части, свои офицеры и инструкторы, однако основу их силы составляют вооруженные местные жители. В результате Израиль может столкнуться на юге Ливана с серьезным партизанским движением, обладающим значительной поддержкой
Прошло уже достаточно много времени, а войска, пожалуй, самой сильной армии мира все еще топчутся в Южном Ливане и теряют в засадах людей. Причина отнюдь не в слабости израильской армии — она
В подобных условиях решение военных задач становится не только делом армии. Она
Скорее всего, Израиль все же добьется своего и ценой серьезных потерь и многочисленных жертв среди мирных граждан нанесет серьезный удар по террористам из «Хезболлах». Однако военная операция чревата разрастанием конфликта и превращением операции против группы боевиков в глобальное противостояние, где Израилю будут оказывать сопротивление уже не отдельные
Фикрет Садыхов, политолог