Трубопровод взамен проливов

Трубопровод взамен проливов

Трубопровод взамен проливов

Основной российский маршрут транзита каспийской нефти, как известно, обходит Чечню. Но, похоже, российская сторона намерена в перспективе существенно ослабить свою зависимость от маршрута Баку-Тихорецк-Новороссийск, т.е. через весь Северный Кавказ. Планируется сперва транспортировать азербайджанскую нефть (как и «тенгизскую» — из Казахстана) к Астрахани или Калмыкии, затем переключать её на нефтепровод КТК (Астрахань-Калмыкия-Тихорецк) и, таким образом, исключить северокавказский транзит. Не исключено, что для этого вдоль каспийского может быть построен дополнительный нефтепровод Калмыкия-Астрахань или Дагестан-Калмыкия.

Россия и российские нефтяные компании давно заинтересованы в транзите нефти в обход Босфора с Дарданеллами. «Танкерная нагрузка» на эти проливы давно превысила допустимые нормативы, особенно экологические, поэтому Турция ограничивает там нефтяной транзит. Но уже который год почти 70% российской и каспийской нефти в целом из Новороссийска, Туапсе и азовских портов РФ в дальнейшем перевозится через Босфор-Дарданеллы (в Средиземноморье и к Суэцкому каналу). Поэтому нужен альтернативный маршрут.

Президенты и правительства Турции и России в принципе договорились о доработке совместной экспертной группой проекта нефтепровода между Самсуном и Джейханом — черноморским и средиземноморским портами Турции. Россия, таким образом, получит беспрепятственный «танкерный» выход в Средиземное и Черное моря, а Турция сможет резко увеличить свои нефтетранзитные доходы. В связи же с работой нефтепровода Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан (БТД), ввод в действие артерии Самсун-Джейхан существенно повысит роль Турции как одного из главных международных «плацдармов транзита» каспийской, российской и другой нефти.

«По трубопроводу Самсун-Джейхан будут транспортировать казахстанскую и российскую нефть, — недавно пояснил журналистам премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган. Нефть сначала будет танкерами доставляться в порт Самсун, а там — перекачиваться в нефтехранилища нового нефтепровода и затем по нему прокачиваться к Джейхану. Плюс к тому, новый маршрут будет играть роль и  запасного варианта транспортировки азербайджанской и казахстанской нефти в случае аварии на БТД. БТД и аналогичные маршруты позволят существенно снизить движение в Босфоре-Дарданеллах…».

Впрочем,
по имеющейся информации, через Джейхан-Самсун намечено перекачивать североафриканскую, аравийскую или иракскую нефть для Украины, Молдавии, Болгарии, Румынии и для загрузки транзитного нефтепровода Одесса-Броды-Плоцк-Гданьск (Украина-Польша) с ответвлением от него (из Северной Польши) в страны Балтии. А такой сценарий, с одной стороны, резко увеличит транзитные доходы Турции, но с другой — по очевидным причинам невыгоден России, поэтому её нефтяной бизнес настойчиво предлагает Турции своё участие, в том числе в рамках «многонационального» консорциума, в сооружении нового транстурецкого нефтепровода. По экспертным оценкам, российские компании стремятся заблаговременно и на длительный срок законтрактовать максимальные объемы транзита своей нефти по трубопроводу Самсун-Джейхан, чтобы исключить его использование для «проникновения» иностранной нефти в Восточную Европу и западный регион бывшего СССР.

Председатель совета директоров турецкой корпорации Calik Эрдаль Джелик в конце июля сообщил журналистам, что она "планирует начать строительство нефтепровода, соединяющего порты Самсун и Джейхан, весной 2007 года. Строительство этого трубопровода планируется завершить к 2009 году. Его мощность составит 50–70 млн. тонн в год, инвестиционная стоимость предварительно установлена в 0,7–1,1 млрд. долларов, протяженность — 552 км". Эта корпорация уже ведет переговоры с турецкой Petrol Ofisi, итальянской Eni и индийской Indian Oil Corp. о строительстве нефтеперерабатывающего завода вблизи Джейхана мощностью 10 млн. тонн в год. Заявку на участие в этом  проекте уже направил «Лукойл», заинтересованный в новых мощностях по переработке не только российской или каспийской, но и зарубежной нефти (в том числе из-за денонсации «лукойловских» аналогичных контрактов в Ираке после свержения там режима С.Хусейна).

Иными словами, Россия и политически, и экономически стремится побыстрее «оседлать» новые нефтетранзитные маршруты через Турцию, чтобы, во-первых, успешнее конкурировать с БТД, а во-вторых — предотвратить конкуренцию с иностранной нефтью в обширном регионе, который давно «монополизирован» российской нефтью и российским нефтяным бизнесом.

Алексей Чичкин

Оценить статью
(0)