Война Израиля с шиитской группировкой «Хезболла» заставляет более пристально взглянуть и на другие радикальные исламские движения. Как известно, после разгрома «Талибана» в Афганистане многие известные «теоретики и организаторы» джихада вынуждены скрываться. Зато они создали новые группировки, которые в названии часто используют слово «Аль-Каида». Однако, кроме заявлений о приверженности джихаду, у них мало общего. Посмотрим, что от них можно ожидать, тем более удары еврейского государства по Ливану заставили лидеров многих мусульманских экстремистских организаций еще раз заявить о своих планах.
Одни лидеры «мусульманского сопротивления» хорошо знакомы по многочисленным интервью и публикациям. Так, благодаря СМИ Усама бен Ладен и Айман аз-Завахири стали символами «всемирного джихада». Большую же часть радикальных исламистских идеологов не знают в лицо, хотя они активно занимаются проповеднической и издательской деятельностью, порой даже не имея религиозного образования. Это Абу Хамза аль-Багдади, Абу Басир, Наср аль-Фахд, Абу Бакр ан-Наджи, Абд аль-Азиз, Абу Басир. Некоторые западные СМИ относят сюда и убитого в Чечне Абу Умара, так как на радикальных исламистских сайтах встречаются ссылки на его книги «Ирак и нашествие крестоносцев: уроки и размышления» и «Послание к моджахедам Ирака: о демократии и выборах». Наконец, имеется масса мелких «ячеек», пытающихся через всемирную «паутину» формировать идеологические ориентиры мирового исламистского движения («Аль-Джамаа», «Тора Бора», «Маджалла аль-Фатх», «Сада ат-Тахрир аль-Магриби», «Аль-Фурсан», «Сада аль-Джихад» и т.д.).
Несмотря на общую идеологию джихада, пути достижения цели у этих «теоретиков» сильно разнятся. Одни считают, что первостепенная задача — борьба с местными вероотступническими режимами, другие поднимают мусульман «на священную войну» против Запада, а третьи призывают вести борьбу сразу на два фронта. Так, сторонник первой точки зрения «член шариатского комитета „Аль-Каиды“ в Ираке» Абу Хамза аль-Багдади в статье «Почему и с кем мы сражаемся?» пишет, что необходимо уничтожать руководителей лицемерных арабских режимов, бороться с вероотступниками, с теми, кто «сотрудничает с оккупантами», так как они больше преступники, нежели «кяфиры». На свержении «продажных режимов» настаивает и Абу Басир, придерживающийся непримиримой позиции даже по отношению к руководству Саудовской Аравии. Он рассматривает нынешний саудовский режим как «расистский и националистический», поскольку тот вычеркнул слово «джихад» из своего словаря, «преследует мусульман за их убеждения», создал мощную армию, которая не выполняет никакой другой функции, кроме защиты королевской семьи.
Практически все идеологи-радикалы сходятся в мнении о необходимости глобальной войны с Западом. Айман аз-Завахири, который считается вторым человеком в «Аль-Каиде», в октябре 2004 г. писал: «Нам не следует ждать, пока американские, английские, французские, еврейские, венгерские, польские, южнокорейские силы захватят Египет, Саудовскую Аравию, Йемен, Алжир, а потом начинать сопротивление. Необходимо начать это делать прямо сейчас». Кстати, движение «Хезболла» заявило, что никоим образом не связано с организацией «Аль-Каида» и «принципиальным образом» отличается от нее. Этот произошло как раз после того, как две недели назад в эфире телеканала «Аль-Джазира» Айман аз-Завахири призвал к объединению всех арабов в Ливане и Палестине против Израиля. Так же он заявил, что «Аль-Каида» «не будет молча наблюдать» за происходящим в Палестине и Ливане, и пообещал ввязаться в войну. На эти призывы представитель «Хезболлы» ответил, что его организация защищает интересы Ливана и всего арабского мира, в то время как «Аль-Каида», убивая мусульман в Ираке, на самом деле приносит вред исламу и работает «на пользу США».
Призыва к войне «по всем направлениям» придерживается, к примеру, Наср аль-Фахд. В его книге «Правила священной борьбы с американцами за пределами Ирака» есть такие строки: «Бесспорно, самым главным врагом мусульман в настоящее время являются США. Мы видим, как они грабят национальные и природные богатства исламских государств, сбрасывают тысячи бомб и ракет на головы мусульман, не разбирая, кто перед ними — дети, старики или женщины, сгоняют их со своих земель. Для них (американцев) мусульмане — это всего лишь скопище насекомых, от которых нужно очистить землю. И если акции самопожертвования наносят им урон, то в них ни на миг не стоит сомневаться. У нас друг перед другом нет и не может быть никаких обязательств и соглашений, между нами только война. Равно как и перед теми вероотступническими правительствами, которые подписывают соглашения с ООН, заботясь только о своих собственных интересах и стремясь сохранить свой трон».
Сторонником одновременной борьбы «с вероотступническими режимами» и США является и Абу Бакр ан-Наджи, который в своей книге «Управление варварством» пишет: «Для того чтобы враг (США и союзники) был истощен и обескровлен, а его активность подорвана, необходимо постоянно наносит удары во всех частях исламского мира и за его пределами». Он выдвигает идею «управления варварством», согласно которой в районах, где центральная государственная власть относительно слаба, где происходят массовые беспорядки, отсутствует медицинское обслуживание, царят голод и хаос, «движение джихада» должно взять на себя функции государства. Абу Бакр ан-Наджи предлагает упрочить свои «позиции в таких районах», добиться поддержки населения, причем мирными средствами. Автор приводит примеры: «Талибан» в Афганистане и Чечня «между войнами». Впрочем, далее «теоретик» заявляет, что необходимо постоянно наносить мощные удары по имиджу США (например, 11 сентября), но поскольку это дорогостоящие операции, то их следует чередовать с акциями террора низкой и средней интенсивности против проамериканских вероотступнических режимов (Бали, Стамбул, Саудовская Аравия, Синай и т.д.). Эти акции призваны привлекать в «ряды джихада» новых моджахедов.
Известный радикальный исламист, бывший эмир арабских моджахедов в Боснии (под его командованием служили многие арабские боевики, впоследствии воевавшие в Чечне) Абд аль-Азиз, более известный как «Барбаросс», сформулировал свою стратегию джихада — расколоть ряды союзников и оставить США в изоляции. Теракты в Лондоне должны сделать войну в Ираке предметом всеобщих обсуждений, «затем на очереди Италия». Другой исламистский автор, Льюис Атыя Алла (после терактов в Саудовской Аравии в 2004 г. уехал в Лондон, где присоединился к известному саудовскому оппозиционеру Сааду аль-Факиху), в статье «Да, мистер Блэр, это историческая война» пишет, что «сопротивление в Ираке приведет к появлению „культуры джихада“, так как эта война — исторический вызов исламу».
Абу Мусаб ас-Сури — известный исламистский идеолог, автор проекта «грязной бомбы для грязной нации» (за его поимку Госдепартамент США в 2004 г. назначил сумму в 5 млн. долларов) — призывает главный удар по Соединенным Штатам нанести в Ираке, и только когда основной враг будет повержен, акции террора перенести на «колонии» США в арабском мире, то есть проамериканские режимы. Один из самых «авторитетных» идеологов современного радикального исламизма Юсуф аль-Аири в 2003 г. в книге «Присутствие Америки в Персидском заливе: ее цели и реальность» подчеркнул, что наряду с США и их союзниками следует наносить удары по соседствующим с Ираком странам — Бахрейну, Катару и Кувейту, так как они предоставляют «врагу» свою территорию и воздушное пространство для ударов «по братьям мусульманам».
Заметим, именно Юсуфа аль-Аири называют «архитектором иракского джихада». Он написал книгу «Джихад в Ираке: надежды и угрозы». В ней автор проанализировал вероятность изменения политического климата Великобритании, Испании, Польши в связи с событиями в Ираке. Ввод войск союзников и передача иракской полиции и национальной гвардии функций обеспечения внутренней безопасности, считает он, позволяет американцам сосредоточиться на главной цели — грабеже природных богатств Ирака. При этом Великобритания признается слабым звеном в антииракской коалиции. Юсуф аль-Аири предлагает воздействовать на британское общественное мнение: «Правительство не пойдет против мнения масс. Это единственный способ вынудить их вывести свои войска из Ирака». По его плану, непрекращающиеся атаки смертников в южных шиитских районах Ирака должны спровоцировать хаос, выступления против оккупантов. Большие потери сделают войну в Ираке «предметом всеобщих обсуждений», выведут британцев на улицы.
Многие идеологи исламского радикализма считают, что «новый мировой порядок» «подобен паутине», в которой сплетаются экономические, политические интересы различных стран, и часто «достаточно легкого ветерка», чтобы разрушить эти взаимосвязи. Исходя из этой «теоретической посылки», и строится стратегическая линия современного джихада. В формулу глобальной борьбы с Западом современные исламисты вводят различные переменные, главные среди которых — общественное мнение, бремя военных расходов стран, участвующих «в оккупации мусульманских государств», а также стремительный рост мировых цен на нефть.
Александр Гахов