Создание Таможенного союза на базе трех государств — России , Казахстана и Беларуси — стало главным итогом Евразийского экономического саммита , прошедшего в Сочи.
Впрочем, сам саммит оставил много вопросов. Например, действительно ли Россия пытается на базе ЕврАзЭС создать альтернативную ВТО структуру? Как будет работать Таможенный союз? И надолго ли Узбекистан в ЕврАзЭС?
У экспертов на этот счет разные мнения. И все же в одном они схожи: сегодня Россия вынуждена проводить мягкий шантаж, дабы показать западным друзьям, что она самодостаточна в экономическом плане, имеет своих партнеров и без ВТО в состоянии проводить выгодную
Кто беднее, тому труднее
Тем временем президент Беларуси Александр Лукашенко выторговывал на саммите себе особые условия в еще не созданном Таможенном союзе. В качестве аргумента говорил, что Беларусь беднее Казахстана и России. И даже сказал: «А то нам такого Таможенного союза и не нужно!». Впрочем, политологи в этом торге не видят ничего необычного.
- Беларусь — особая история в развитии как союзнических, так и интеграционных процессов, — говорит главный редактор журнала «Мир Евразии» политолог Эдуард Полетаев. — Это связано со многими факторами, в том числе и с особенностями экономического развития страны. Очень много споров возникает по поводу перспектив этого государства в его нынешних политической и экономической составляющих. Беларусь — это страна с серьезным уровнем влияния государства на экономику, пока успешно функционирующую во многом благодаря низким ценам на российское топливо и сохраненным рынкам сбыта белорусских товаров в странах бывшего СССР. На открытых западных рынках белорусская продукция испытывает жесткий прессинг со стороны конкурентов. В случае, если Россия установит для Беларуси мировые цены на газ и уйдет от ее продукции в пользу более дорогой и брэндовой, со сбытом у Беларуси возникнут большие проблемы. Страна позиционирует себя как большой друг России и фактически является ее форпостом перед лицом НАТО, а взамен требует благожелательной экономической политики от Москвы. Поэтому вполне понятно, почему господин Лукашенко просил особых условий.
- Узбекистан, похоже, меняет свой внешнеполитический курс. Как вы думаете, реально ли он вступил в ЕврАзЭС или это останется на уровне деклараций?
- Все склоняются к тому, что позиция Узбекистана продиктована его внешнеполитическим положением. После андижанских событий у Узбекистана возникли сложности с США, и страна повернулась лицом к России, Казахстану и другим. В его отношениях с США весьма весомым было сотрудничество по вопросам борьбы с терроризмом, включающее возможность использования аэродрома Ханабад. А ЕврАзЭС — это сугубо экономическая организация. В целом для Узбекистана начиная с середины 2005 года, после того как пожар Андижана утих, наступил момент переоценки внешнеполитических приоритетов. А вступление в ЕврАзЭС — это одна из многих составляющих этой переоценки.
Вода, энергия, торговля
Но вернемся к Таможенному союзу. Владимир Путин заявил, что остальные участники ЕврАзЭС также могут присоединиться к нему, но для этого им придется как можно скорее согласовать основные документы этой организации (в сокращенном варианте их 38, в более или менее окончательном — 92). И ратифицировать их в своих парламентах.
- Срок создания Таможенного союза теперь будет зависеть от политической воли трех лидеров, — считает Бектас Мухамеджанов, генеральный директор Международного института современной политики (МИСП). — По оценкам российской стороны, на это потребуется около трех лет. По мнению белорусского лидера, если активно работать над этим, то можно управиться за полтора года. В целом вопрос должен решиться до 2008 года.
- Есть мнение, что Путин после провала переговоров по вступлению в ВТО пытается на базе ЕврАзЭС создать альтернативную организацию. Что вы думаете по этому поводу?
- По уровню задач, по количеству участников сравнивать ЕврАзЭС и ВТО нельзя. Их потенциалы несопоставимы. Поэтому позиционировать ЕврАзЭС как альтернативу ВТО неправильно. Однако в рамках ЕврАзЭС можно отрегулировать базовые документы, необходимые для вступления в ВТО стран нового Таможенного союза, при этом на более выгодных условиях. Необходимо отметить и то, что в последнее время вопрос вступления той или иной страны в ВТО все более политизируется. Пример тому — принятие в эту организацию Грузии и Молдовы. Поэтому предложение президента Беларуси и председателя ЕврАзЭС Александра Лукашенко объединить усилия стран — членов организации для вступления в ВТО наиболее приемлемо в рамках Сообщества по этому вопросу.
- На саммите были рассмотрены вопросы развития
- Системы энергоснабжения и водоснабжения исторически взаимосвязаны на территории постсоветского пространства. Теперь речь идет об их восстановлении и создании обновленных водной и энергетической систем на более высокотехнологичном уровне, о строительстве новых экономичных электростанций на территории Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана. Государства региона уже потеряли немало средств при принятии вынужденных мер для решения внутренних экономических проблем. Достаточно сказать, что Казахстан был вынужден сооружать линию электропередачи Север — Юг, для того чтобы обеспечить электроэнергией южные регионы страны, строить дополнительные железные дороги на своей территории, чтобы не пересекать границы сопредельных государств. Все эти мероприятия, безусловно, потребовали больших затрат. Поэтому ожидаемым стало принятие на саммите ЕврАзЭС решения о продолжении работы по созданию единой энергетической и водной систем,
Беседовала Веролина Кинтоп, Алматы