С идеей нового «проекта века», чреватого катастрофическими последствиями для биосферы Северного Кавказа и азовско-донского региона, в мае-июле выступили Южный научный центр Российской Академии Наук, экспертный центр «Гидротехэкспертиза» и Фонд транспортных проектов при Международном Конгрессе промышленников и предпринимателей. Предлагается построить судоходный канал Каспий-Азов: т.е. «прорыть» от Каспийского моря до устья реки Дон через соединительную Кумо-Манычскую озёрно-болотную впадину. Длина предполагаемого канала — 650 километров , ширина — 70 метров , глубина — 16 метров . Предварительная стоимость строительства оценивается в 15 миллиардов евро.
Проект получил поддержку руководства Калмыкии и администрации Ставропольского края, которая, как утверждают некоторые источники, якобы наиболее активно лоббирует финансирование строительства канала в рамках небезызвестных «национальных проектов». Благодаря каналу, Ставрополье, не имеющее выходов к морю, получит одновременный прямой доступ к Азовскому, Черному и Каспийскому морям. В этой связи администрация края, по имеющейся информации, планирует создать в районе города Дивное (вблизи границы с Калмыкией) крупный порт. А в конце мая 2006 г . Федеральное агентство водных ресурсов заявило, что оно и министерство транспорта РФ тоже рассматривают возможность сооружения упомянутого канала.
Экологическая опасность проекта очевидна уже при «географическом» его рассмотрении на уровне средней школы. Инициаторы же проекта не скрывают, что основное предназначение канала — транспортировка каспийской нефти в противовес артерии Баку-Тбилиси-Эрзурум-Джейхан. Однако такой канал создаст неизбежную угрозу, в частности, разливов нефти не только в Каспийском, но и в Азовском, Черном и Эгейском морях, экосистемы которых взаимосвязаны и чрезвычайно уязвимы, и через акватории которых направится дополнительный нефтяной поток. В связи с мелководностью Азовского моря — чтобы использование канала было экономически эффективно, планируется, в качестве его продолжения, «прорыть» также глубоководный канал с севера на юг Азовского моря для крупнотоннажных танкеров, что окончательно уничтожит экосистему и этого моря, и Нижнего Дона (это наверняка будет опротестовано Украиной). Аналогичное воздействие строительство и работа канала окажут и на каспийскую экологию.
Но откуда инициаторы проекта собираются брать воду для канала? По проекту, — это будут реки Кума, Терек, Дон и Кубань. Однако эти реки с 1960–1970-х годов не имеют избытка водных ресурсов, которые можно было бы использовать для обводнения судоходного канала, поэтому наверняка возникнет проблемы «изъятия» части стока Нижней Волги — с едва ли не катастрофическими последствиями и для Нижнего Поволжья с уникальной дельтой Волги.
Строительство и эксплуатация такого канала наверняка уничтожат охраняемые биосферные территории, входящие в обозначенный в реестре ЮНЕСКО Кавказский экорегион. В зоне строительства окажутся, например, уникальный природный заповедник «Ростовский», что запрещено законодательством; природный парк «Донской», водно-болотные и одновременно минерально-грязевые угодья международного значения: «Веселовское водохранилище» и его продолжение — «Озеро Маныч-Гудило», охраняемые международной Рамсарской конвенцией. Многие другие водоемы и территории в зоне канала тоже внесены в перспективный список объектов международного значения. Вдобавок, строительство канала неизбежно приведет к заболачиванию, засолению и опустыниванию обширных и плодородных земель вдоль его русла.
В 1930-х годах строительство водного пути из Азова в Каспий уже начиналось: он был построен к осени 1939 года на участке более 300 километров от Дона до озера Маныч-Гудило. Дальнейшему строительству помешала Вторая Мировая война. Но с тех пор сильно пострадали уникальные экосистемы Западного Маныча-Гудило и Дона. Также в этом регионе планировалось построить оросительный канал Волга-Чограй (свыше 300 км ): здесь планировалось использовать часть стока Нижней Волги и Волжской дельты. Но в 1989 году состоялась единовременная массовая демонстрация против этого проекта, в которой приняло участие 500 тысяч участников более чем в 100 городах Советского Союза. Было собрано более миллиона подписей против строительства канала Волга-Чограй. В результате, Правительство СССР в 1989 году распорядилось остановить работы.
Но, похоже, процесс идёт: первый замминистра экономического развития и торговли Ставрополья Виктор Миленин недавно заявил, что упомянутый канал глубиной 16 и шириной 70 метров протяженностью 640- 650 километров , соединяя два моря, пройдет по Дагестану, Калмыкии, далее — по линии Манычских озер в калмыцко-ставропольском приграничье и по Ростовской области до «стыковки» с азовским устьем Дона. «Новый проект, — утверждает В. Миленин, — способен обеспечить социально-экономическое развитие не только Ставропольского края, но и России в целом. Он откроет новые возможности во внешней торговле, в международном туризме в ЮФО. Претворение его в жизнь даст возможность создать сотни рабочих мест сразу в нескольких районах края и соседних регионах».
Уже завершается бизнес-резюме проекта, а после его утверждения объявят конкурс для компаний, которым будет предложено подготовить бизнес-план с обязательным учетом экологических, социальных и т. п. факторов. Проект, как считает В. Миленин, «имеет шансы на реализацию и в свете принятия в 2005 году года Закона „О концессионных соглашениях“. Идеей уже интересовались некоторые арабские и израильские фирмы, которые намерены приступить к подробному изучению проекта».
Иными словами, российское руководство вознамерилось, похоже, любой ценой «обойти» нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и расположенные в Турции Босфор-Дарднеллы. Есть и другая версия: нужно срочно и на длительный срок «избавиться» от сокрытых от государства денег. Но неужели — даже ценой повторения Аральской катастрофы в «квадрате» Каспий-Черное-Азовское моря?..
Дополнительно:
Н.Никитин, доцент Северо-Кавказского Технического Университета:
\"На Ставрополье в начале 1990-х годов уже была попытка строительства другого канала на границе Ставрополья и Калмыкии: «Волга — Чограй». Его начинали строить и раньше. Проложив-таки 60- 80 км к началу 1990-х годов, его забросили, но тогда практически полностью там были уничтожены редкие животные и рыбы, занесенные в Красную книгу, а выделенные денежные ресурсы разворованы. Строительство же нового канала принесет, скорее, вред: во-первых, строительные работы будут препятствовать стокам подземных вод, усугубятся заболачивание и загрязнение местности, где уже никогда не будет никакой флоры и фауны. Во-вторых, Приманычская впадина — место зимовки редчайшей водоплавающей дичи — будет уничтожена. Есть все шансы превратить Ставрополье в безжизненную пустыню\".
Б.Голубов, кандидат геолого-минералогических наук Института динамики геосфер РАН:
\"Как показали детальные исследования, Каспий соединялся с Азово-Черноморским бассейном: эта связь за последние 2,8 млн. лет неоднократно прерывалась и возобновлялась. Оказалось, что в прошлом Каспий, север которого достигал нынешней Казани (!), сбрасывал свои воды именно по Манычу в Азовское — Черное моря, а не наоборот, как многим представлялось. Но «чаша» Каспия порой переполнялась и даже переливала свои воды через Маныч и подземные пути в Азово-Черноморский бассейн. Сейчас биологи и экологи сокрушаются по поводу чужеродных «вселенцев» в Каспий и Азовское море, доставляемых через канал «Волга — Дон» на днищах судов вопреки карантинам и запретам. А что будет после сооружения канала?\"
Н.Гулиева, Х.Исмаилова, Н.Алиев (Азербайджан), информационно-аналитическое агентство «Центразия»:
\"Россия вознамерилась построить к 2007 году новый канал, соединяющий порты Астрахань и Ростов-на-Дону, и пользоваться им из «иногосударств» будет иметь право лишь Казахстан, которому уже переданы письменные гарантии неограниченного доступа к этому маршруту. Новый канал позволит Казахстану не только беспрепятственно доставлять свою нефть в Черное море, минуя нефтепровод Баку — Джейхан, но и избежать строительства соединительного подводного (через Каспий) нефтепровода Актау — Баку для того же маршрута (т. е. Баку — Джейхан). В случае реализации идеи строительства нового судоходного канала «Каспий — Черное море», последний будет рассчитан на проводку судов более крупных, чем те, проход которых допускается по Волго-Донскому каналу. Это позволит россиянам переводить в Каспийское «море-озеро» суда большого водоизмещения, что, в принципе, невыгодно потенциальным конкурентам\".
Алексей Чичкин