Американцы хотят вернуть свое влияние в Центральной Азии

Американцы хотят вернуть свое влияние в Центральной Азии

Американцы хотят вернуть свое влияние в Центральной Азии

Буквально накануне неформального сбора в Сочи глав государств, входящих в Евразийское экономическое сообщество и ОДКБ, по странам Центральной Азии проехался заместитель госсекретаря США Ричард Баучер. Его поездка широко не освещалась в СМИ, но носила она почти закрытый для посторонних глаз характер совсем не зря. Было ясно, что миссия американского дипломата — это прежде всего демонстрация нежелания Вашингтона терять свое влияние в регионе. Достаточно только упомянуть о встрече Ричарда Баучера с президентом Узбекистана Исламом Каримовым, которого многие американские политики занесли в списки наиболее одиозных мировых диктаторов. Так что скупая информация о визите заместителя Кондолизы Райс вряд ли соответствует истинному его значению.

Вашингтон и Ташкент, напомним, серьезно поссорились из-за оценок андижанских событий мая 2005 г. Против Узбекистана, который администрация Джорджа Буша прежде называла не иначе, как «стратегическим союзником» в регионе, были введены санкции. А в отместку Ислам Каримов выгнал американцев с военно-воздушной базы Ханабад, которую они арендовали для проведения военной операции в Афганистане. Характерно, что Ричард Баучер в мае уже заезжал в Центральную Азию, но его турне обошло Ташкент. Более того, это происходило как раз накануне годовщины «восстания» (мятежа) в Андижане, поэтому дипломат не раз высказывал негативную американскую позицию относительно действий режима Ислама Каримова. Что же сейчас изменилось?

Как известно, Москва безоговорочно поддержала Ташкент, оказавшийся в серьезном положении (фактической международной изоляции) после андижанских событий. Ислам Каримов сразу же сделал шаги навстречу. Был подписан российско-узбекский Договор о союзнических отношениях, вскоре узбекский лидер поставил подписи под Протоколом о присоединении к Договору об учреждении ЕврАзЭС и под Протоколом о внесении изменений и дополнений в этот Договор. В начале нынешнего лета стало ясно, что Ислам Каримов возобновит и членство своей страны в ОДКБ. А в Вашингтоне, надо полагать, сделали собственные выводы: Узбекистан полностью уходит из-под контроля американской администрации.

Есть данные, что база в Ханабаде (что в переводе, кстати, означает Царский город), кроме прочего, должна была выполнять серьезные функции в глобальной стратегии «по надзору» за азиатскими маршрутами транспортировки энергоресурсов. 16 июня казахстанский лидер Нурсултан Назарбаев и азербайджанский президент Ильхам Алиев подписали соглашение о присоединении Казахстана к нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Этот проект активно проталкивался Соединенными Штатами. В результате они достигли своей цели. Ханабад, как предполагалось, должен стать военным звеном в этой энергетической цепочке. Так что возращение щита Джорджа Буша на ворота центрально-азиатского Царьграда — идея, которую окончательно не похоронили в Пентагоне и Госдепе.

Правда, Ричард Баучер на пресс-конференции в Ташкенте признал: «У нас с руководством Узбекистана расходятся мнения по вопросам андижанских событий». Но при этом, счел нужным отметить дипломат, «мы можем создать основу для дальнейшего сотрудничества». В первую очередь заместитель госсекретаря США выделил вопросы безопасности, в том числе борьбу с терроризмом и наркотрафиком. Заметим, что «вопросы сотрудничества с Узбекистаном» Соединенные Штаты ныне проводят, если верить посланцу Белого дома, с единственной целью — «для укрепления независимости этой страны». Именно такая лексика использовалась в конце 90-х годов, когда Вашингтон и создавал «стратегическое партнерство» с Исламом Каримовым. Пока трудно представить, что «первая ласточка» в лице Ричарда Баучера приблизит новую весну в отношениях между двумя странами. Тем не менее, видимо, и Ислам Каримов продемонстрировал готовность пойти на уступки. Личная встреча президента с заокеанским гостем проходила в течение двух с половиной часов, что значительно больше, нежели планировалась протоколом. И вряд ли узбекский лидер обсуждал с дипломатом исключительно права человека.

Многие журналисты посчитали миссию Ричарда Баучера провалившейся, обратив внимание на его слова, что «по ряду позиций мнения сторон не совпадали». Но это только начало. С Киргизией же Соединенным Штатам удалось найти общий язык. А ведь и здесь в двухсторонних отношениях намечался серьезный кризис. Обратим внимание на следующие факты. В начале июля в Центральную Азию наведывался глава Пентагона Дональд Рамсфелд. Но его маршрут прошел мимо Ташкента и Бишкека. Он даже не почтил своим вниманием американскую базу в аэропорту «Манас». И это понятный поступок: несколькими неделями раньше киргизские власти выслали двух американских дипломатов, уличенных в «неуместных контактах» с неправительственными организациями. Неудачно для США тогда складывались и переговоры по условиям пребывания своей военной базы на территории Киргизии — власти республики требовали не менее 207 млн. долларов ежегодной арендной платы. В Москве тогда рассчитывали, что ценовой нажим президента Курманбека Бакиева на Соединенные Штаты приведет в итоге к окончательному сворачиванию американского военного присутствия в регионе. На это, кстати, надеялся и Китай. И все же не Бишкек дожал Вашингтон, а наоборот. Соединенные Штаты пригрозили, что не будут поддерживать Киргизию на переговорах об отсрочке выплаты и списания части двухмиллиардного долга. Взнос за базу сразу был снижен до 150 млн. долларов. А по итогам пребывания Ричарда Баучера в Бишкеке и вовсе было объявлено, что июльский дипломатический скандал исчерпан.

Более того, заместитель госсекретаря, как утверждают наши источники в киргизском правительстве, «почти уломал» своих высокопоставленных собеседников присоединить Киргизию к программе HIPC («Имеющие огромные долги бедные государства»), патронируемую Международным валютным фондом и Всемирным банком. Эта программа открыто предусматривает серьезные ограничения суверенитета и, как полагают международные эксперты, полную зависимость Киргизии от американской администрации. Все это говорит о том, что США ради достижения своих стратегических целей в Центральной Азии, в одном случае, готовы закрыть глаза на «недемократичность» лидеров некоторых государств (к чему, похоже, стремятся в отношениях с Узбекистаном), в другом — требуют, как у Киргизии, серьезных ответных обязательств в обмен за списание части долгов. И главное: после присоединения Казахстана к БТД над Центральной Азией вновь поднимется американский «политический ураган». А за ним, как обычно, надвинется и угроза увеличения военного присутствия Соединенных Штатов.

Владимир Лоскутов

Оценить статью
(0)