Последователи ислама и западники сходятся в одном: обе стороны сознают, что в настоящее время они не ладят друг с другом. Термины «столкновение культур» и «столкновение цивилизаций» встречаются в статьях и выступлениях с нарастающей частотой. Расхождения вызывает лишь вопрос, кто несет вину за испорченные отношения.
Такая картина была выявлена в ходе опроса, проведенного недавно в шести мусульманских и шести западных странах, в том числе в США. Инициировал и проводил опрос директор исследовательского центра Пью в Вашингтоне Эндрю Кохут. Главный вывод, по его словам, заключается в следующем:
«На Западе мусульман воспринимают как нетерпимых фанатиков. Мусульмане же видят в нас алчных, аморальных и агрессивных личностей. Основное чувство, которое мы питаем друг к другу, это — недоверие».
Опрос также выявил, что больше всего мусульманский мир не доверяет США. К американцам отрицательно относятся респонденты во всех шести странах, где проводилось анкетирование, — в Турции, Египте, Иордании, Индонезии, Нигерии и Пакистане. Поддержка Америки ослабевает даже в дружественных мусульманских государствах. Так, в союзной по НАТО Турции лишь 12% респондентов положительно высказались о США. В Иордании, многие годы поддерживающей тесные связи с Америкой, таковых оказалось 15% .
В мусульманском мире широко распространено настроение «мы против них», отмечает Эндрю Кохут: «Антиамериканизм вызван в первую очередь внешней политикой Вашингтона. Война в Ираке, как и война с терроризмом, очень непопулярны среди мусульман. Их также отталкивает однобокая и безоговорочная поддержка США Израиля. Многие мусульмане заявляют, что Соединенные Штаты ни с кем не считаются».
Опрос центра Пью также показал, что мусульмане не верят объяснениям Вашингтона о причинах войны, которую США повели против мирового террора. Многие мусульмане не верят, что нападения 11 сентября были устроены арабскими террористами, и считают, что США начади войну не столько для отражения угрозы американской безопасности, сколько для того, чтобы подчинить мусульманский мир. Муктедар Хан, специалист по взаимоотношениям ислама с Западом в Делавэрском университете, считает, что США весьма часто действуют без учета интересов других стран:
«Нам следует, наконец, уяснить, что мы не сможем обеспечить свою безопасность, не считаясь с безопасностью других народов. Мы живем во взаимозависимом мире, в эпоху глобализма. И мир должен видеть, что США заботятся о безопасности всех стран, в том числе мусульманских».
Эта задача становится особенно трудной в смутные времена, когда приоритетом США выдвигается национальная безопасность. Администрация Буша, указывает исследователь Совета по международным отношениям Мишель Дэн, не могла не учитывать того факта, что ряд ближневосточных стран — Ирак, Иран, Сирия и, в меньшей степени, Ливия — разжигали региональные конфликты, наращивали арсеналы оружия массового поражения и тем самым создавали опасную стратегическую обстановку. Этот факт никак не связан с исламом как религией.
Брюс Хоффман, специалист по борьбе с терроризмом в институте РЭНД, согласен с такой оценкой. Он говорит, что антагонизм между Западом и мусульманским миром в известной степени основан на недоразумении:
«Наши представления о Ближнем Востоке и мусульманском мире в значительной степени формируются догадками, предположениями, но не глубоким знанием. Мы недопонимаем и невольно отталкиваем потенциальных друзей в регионе, хотя остро нуждаемся в них для эффективного противостояния терроризму».
Как подчеркивает профессор Хан, в сознании многих мусульман разгул насилия на Ближнем Востоке усугубляет представления о том, что Запад во главе с США воюет против ислама. А это чревато опаснейшими последствиями:
«Если наши умеренные союзники на Ближнем Востоке не обеспечат своим народам безопасность, достоинство и свободу, мусульмане примутся искать другую политику, которая будет в состоянии реализовать народные чаяния».
Многие специалисты по Ближнему Востоку считают, что картина не столь мрачна и что еще можно изменить ситуацию. Сотрудница Института мира в Вашингтоне Мона Якубиан говорит, что окончательное решение
«Конкретный прогресс в разрешении этого вопроса сыграет огромную роль в развитии взаимоотношений с народами Ближнего Востока и внушит им, что Соединенные Штаты прежде всего миротворческая, а не воинствующая сила. Многие готовы приветствовать призывы Буша к распространению экономической свободы и демократии в их регионе».
Как бы то ни было, задача стоит нелегкая, подводит итог Эндрю Кохут: Америке должна переосмыслить свою ближневосточную политику, а мусульмане, со своей стороны, представить вразумительное опровержение распространенных на Западе представлений о том, что ислам порождает насилие.
Иела де Франчески