Вторичный

Вторичный

То, чего так ждали, свершилось. Хотя все это могло произойти раньше, Узбекистан только сейчас присоединился к ОДКБ.

В 1992 году на волне собирания умершего союза, Узбекистан подписал Договор о коллективной безопасности. Позже, когда ощутимых выгод от участия в Договоре Узбекистан не получил, а Россия не давала денег, и сама была не в лучшем финансовом положении. После известного 1998 года ситуация только усугубилась. Быть в союзе с Россией стало просто не выгодно. Что привело к обращению своих взглядов в сторону нового развивающегося объединения ГУУАМ. Но опять же, вместо экономических преференций Узбекистан получил идеологический союз, ничем кроме критики России не занимавшейся. Ислам Каримов остался верен себе и также вышел из этого Союза.

После 11 сентября 2001 года, Узбекистану в очередной раз преставилась возможность использовать свое геостратегическое положение. За определенную сумму господин Каримов открыл воздушное пространство своей страны для пролета самолетов США, проводящих антитеррористическую операцию в Афганистане. Окончательно уверовав в финансовую стабильность путем американского сотрудничества, президент дал добро на размещение американских военных в Ханабаде. База в Ханабаде естественно тоже стоила денег. Однако когда Узбекистан получил Андижан и критику США за действия по подавлению восстания, стало очевидным скорое заявление Каримова о вступлении республики в ОДКБ и требование вывода американских военных из Ханабада. Власть оказалась более сладкой субстанцией, чем деньги. Тем более, что российские политики, совершив поездки в Узбекистан, предлагали Каримову включится в ЕврАзЭС, ОДКБ, получить от этого вступления определенные льготы, соответствующие экономические программы, финансовые выгоды.

Россия вышла из кризиса начала сама активно развивается, тем самым показала возможность и способность помогать Узбекистану. Казахстан за это время стал главным региональным локомотивом, экономические успехи которого возможно превышают российские. Известно, и про негласную борьбу между Нурсултаном Назарбаевым и Исламом Каримовым за лидерство в Центральной Азии, а значит проявившейся отрыв Казахстана, не мог не задеть президента Узбекистана. Дальше, больше. Прокатившееся «цветные революции» в странах СНГ, а тем более в соседнем Кыргызстане, дали потенциальный повод для смены финансового покровителя. Безусловно, президент Узбекистана все это понимал, но также понимал, и то, что условием присутствия американцев было невступление в пророссийские блоки. Повода для разрыва отношений не было. Андижан же стал таким поводом, тем более что США стали настаивать на проведении независимого расследования майских событий. Авторитарное государство любит власть. Перспектива лишиться ее смерти подобна. Единственной возможностью сохранить власть, стало сближение с Россией, тем более важно, что она поддержала политику Каримова.

Имея экономический приоритет, Каримов быстро обозначил свое вступление в ЕврАзЭС, но помедлил с ОДКБ. И только получив гарантии о финансовой выгоде, заявил о готовности к вступлению. Как сообщило Агентство национальных новостей, Источник в ОДКБ подтвердил, что присоединение к организации принесет немалую выгоду Узбекистану, прежде всего в финансовом плане. «Узбекистан получит возможность на льготных условиях приобретать продукцию военного назначения, произведенную в государствах-членах Организации, в том числе в России. Он получит право на льготной, безвозмездной основе готовить свои военные кадры в вузах Минобороны РФ и других государств-членов ОДКБ. Даже приблизительные оценки говорят, что речь идет о десятках миллионов рублей преференций», — подчеркнул источник.

Вступлению в ОДКБ не помешал и приезд в Узбекистан помощника государственного секретаря Ричарда Баучера. Цель визита никто разъяснить не смог. Ясно, что Баучер мог предложить повременить с вступлением в ОДКБ, пообещав какие-то компенсации. Скорее всего, Каримов ничего конкретного не услышал, чтобы идти на попятную. Последний ход Баучером не удался. Равносильной замены вступлению в ОДКБ, американским государственным секретариатом, предложено не было. По ключевым вопросам сойтись не удалось, но это не значит, что точки соприкосновения они не смогут найти. Во время визита Баучер подчеркнул, что Белый дом готов к диалогу. Президент Каримов тоже хотел бы получить выгоду от этого сотрудничества.

Москва же ищет преференции для того, чтобы Ташкент кроме членства включился в существующие проекты. На пресс конференции в Москве ген секретарь ОДКБ Николай Бордюжа сказал, что «Узбекистан с момента возобновления членства в ОДКБ взял на себя все обязательства в рамках нашей Организации. После соответствующих внутригосударственных процедур Вооруженные силы Узбекистана будут участвовать в войсковой группировке, которая в настоящее время разворачивается в центрально-азиатском регионе». Возможно, готовность взять на себя обозначенные обязательства и подписать все необходимые документа, очередная попытка Каримова, переложить финансовое бремя по обеспечению безопасности и настроить ОДКБ на возможность своего прямого присутствия в Узбекистане. Как видно Каримов всерьез воспринял угрозу своему правлению. Это подтверждает и жесткая реакция на Андижанские выступления и подписанный в ноябре прошлого года Договор о союзнических отношений. Как кажется именно это соглашение, по которому нападение на Узбекистан стало равносильным нападению на Россию, имеет для Каримова первичное значение в обеспечении своей безопасности. Президент Узбекистана не испытывает иллюзий от ОДКБ и ШОС, стремясь получить в этих союзах больше финансовых выгод, чем гарантий безопасности. Этим соглашением Каримов заручился поддержкой России влиятельного государства, которое если, что случиться, как минимум политически заступится за Узбекистан. В ближайшие полтора года Узбекистану предстоит ратифицировать около 70 документов и соглашений в рамках ОДКБ, что он непременно сделает ровно в срок и не раньше. ОДКБ не ЕврАзЭС, и у Узбекистана самая мощная армия среди других пяти стран региона и для Каримова важнее получать вооружения по льготным кредитам, нежели активно участвовать в операциях ОДКБ. Именно степень участия в операциях ОДКБ и может стать предметом торга с американскими представителями. Как это было в отношении ШОС, куда Узбекистан вступил, прежде всего, по экономическим причинам и долгое время оставался статистом организации в военно-политическом плане. Перемены произошли в 2003 году, когда Узбекистан согласился на размещение Антитеррористической структуры ШОС в Ташкенте.

Пока видно, что США не думает покупать активность Узбекистана. Узбекский лидер с воодушевлением взялся за свое членство в ОДКБ и ЕврАзЭС, опять же подчеркивая важность экономической составляющей, даже в военной сфере.

Как бы то ни было, борьба за финансы, льготы и кредиты не скажется на ОДКБ. Узбекистан получил льготы и кредиты, финансовое поощрение вступлению, покровительство России и гарантии безопасности. Сделка состоялась, все остались довольны. Остается только надеется, что не будет очередного 1998 года и у спонсоров хватит денег на финансирование Узбекистана.

Максим Старчак

Оценить статью
(0)