Предстоящая
Считалось, что проблема Косово станет одной из основных на встрече «большой восьмерки» в
На этом фоне актуальным становится вопрос о позиции России. Какой вариант предпочтет Москва и чем она будет руководствоваться — исходя из реальной ситуации на Балканах или из собственных интересов? Правильно или ошибочно понятых — вопрос иной.
Отношения с Сербией, вернее, с теми политиками, которые пришли после устранения с политической сцены Слободана Милошевича, у России не задались, хотя, безусловно, эти отношения могут быть гораздо эффективнее. Увы,
Что же касается сути самой проблемы — статуса Косово, то Россия колеблется между принципом целостности государства и нерушимости границ, с одной стороны, и национального самоопределения и прав меньшинств — с другой. В Москве никак не могут понять, какой же из них больше отвечает ее интересам. Еще один источник колебаний российской стороны — собственные интересы и неоднократно продекларированные интересы «союзной и православной» Сербии, которыми можно и пожертвовать. Не исключено, что решение по окончательной позиции России будет принято в самый последний момент, исходя из ситуативных моментов, без детальной проработки последствий — так, как это уже было в случае с другими конфликтами. Принятым окажется решение, которое на первый взгляд будет выгодным России в данный конкретный момент. Впрочем, если даже формально международным сообществом и будет зафиксирован некий универсальный статус Косово, то в реальной политике нет никакой гарантии, что такой же принцип может быть осуществлен, например, во взаимоотношениях России и Грузии.
Боле того, есть и оборотная сторона медали — универсальный принцип может стать прецедентом и для самой России, а не только для граничащих с ней государств. Ведь можно поставить вопрос и об универсальном применении принципов Косово к ситуации некоторых регионах РФ. Перекроет ли этот возможный ущерб далеко не очевидная выгода от гипотетического контроля над территориями непризнанных постсоветских государств? Не говоря уже о том, что ситуацию в каждом государстве определяет отнюдь не внешний фактор, хотя его существование и влияние никто не отрицает, а исключительно внутреннее соотношение сил и осознание этими силами своих эгоистических и общенациональных интересов — свежий пример Украины это еще раз показал.
Вряд ли можно считать корректным и целесообразным сравнение не только Косово с Приднестрвьем, Абхазией или Южной Осетией, но даже того же Косово с другой территорией бывшей СФРЮ — Боснией и Герцеговиной. Точно так же решение проблемы, скажем, Абхазии на практике будет иным, нежели Южной Осетии или Приднестровья.
Сергей Романенко, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН