Стремление Туркменистана выйти из состава СНГ, но остаться в Содружестве на правах ассоциированного члена на своих условиях не находит понимания среди остальных участников СНГ. На предстоящем в середине октября очередном саммите СНГ в Минске данный вопрос рассматриваться не будет, пишет «Время новостей».
Это стало очевидно по итогам состоявшегося на днях в минской
Впервые о стремлении Ашгабата юридически оформить свой уже практически сложившийся «развод» с Содружеством стало известно публично накануне состоявшегося год назад в Казани саммита СНГ. Сам Туркменбаши не удостоил своим участием юбилейные мероприятия по случаю
В январе этого года на первом заседании экспертной группы было признано «целесообразным» российское предложение о разработке типового проекта соглашения об ассоциированном членстве в СНГ, а туркменский проект направить государствам — членам Содружества — для дополнительного изучения и доработки. Ашгабату было предложено «определить сферы сотрудничества в рамках СНГ, в которых Туркменистан не будет участвовать». В июне в Минске состоялось второе заседание экспертной группы. Ничего нового по сравнению с итогами первого заседания оно не принесло, за исключением того, что туркменский посол Вельджанов отказался рассматривать российский типовой проект соглашения «параллельно» с туркменским проектом.
Но на днях в ходе третьего заседания группы произошел скандал. В ответ на предложение всех остальных членов группы (отсутствовали представители Азербайджана, Грузии и Узбекистана) о «необходимости увязки» туркменского и российского проектов соглашения об ассоциированном членстве в СНГ Илья Вельджанов выразил «несогласие с таким подходом». Он заявил, что Туркменистан «не будет в дальнейшем участвовать в рассмотрении проектов», что и было зафиксировано в итоговом протоколе заседания. Представители России, Беларуси, Казахстана и Украины зарезервировали по этому поводу свое «особое мнение», отметив, что посол Туркменистана не сообщил коллегам свою позицию в ходе заседания, и она была внесена в протокол только после его окончания.
Очевидно, эта пауза понадобилась Вельджанову, чтобы срочно связаться со своим начальством в Ашгабате. Как сообщил «Времени новостей» источник в исполкоме СНГ, в ходе этого заседания «ругались страшно».
Похоже, Ашгабат не желает, чтобы ему навязывали типовой статус ассоциированного членства в СНГ, в котором не найдется места для специфических «туркменских» условий такого членства, исключающих участие в рабочих органах военного и правоохранительного сотрудничества. Согласно «основным принципам» Туркменбаши, Ашгабат «не входит и не принимает участия в военных блоках и союзах, в межгосударственных объединениях с регламентирующими функциями либо предполагающими коллективную ответственность участников, а также не размещает на своей территории военные базы иностранных государств». Следующее заседание экспертной группы намечено на 5 декабря, однако уже сейчас ясно, что войти в СНГ оказалось легче, чем выйти из него.