Турецкий журналист Мелих Канн опубликовал в турецкой газете «Zaman» статью о том, что Россия сыграла ключевую роль в приостановке ливано-израильского конфликта. Канн пишет: «Именно на Россию израильская пресса возлагает ответственность за неудачу в Ливане, утверждая, что противник, т.е. „Хезболла“, использовал российское оружие. Военные эксперты подчеркивают: „Хезболла“ имеет ПТУР „Метис-М“, противотанковые гранатометы РПГ-29, зенитные ракеты, в том числе переносные комплексы „Стрела-2“ и другие вооружения российского производства. Обладая этим современным высокоэффективным оружием, военные формирования „Хезболлы“ превращаются из полупартизанского „ополчения“ в хорошо организованную армию. Испытав на себе воздействие противотанковых ракет, израильтяне все чаще выражают неудовольствие в связи с „недружественным“ подходом России. Однако, как бы обе стороны ни старались это скрывать, отношения между Израилем и Россией всегда характеризовались несовпадением позиций. В регионе Россию воспринимали как „друга арабов“, а сама Москва считала, что именно Израиль действовал неправильно в ходе ближневосточного конфликта, и по сей день придерживается этой точки зрения».
Путинская кампания против олигархов сыграла свою роль в отношениях между Россией и Израилем, ибо сопровождалась арестами бизнесменов еврейского происхождения, конфискацией имущества и требованиями переводов их капиталов из израильских банков в российские. В результате Путин неожиданно приобрел репутацию «лидера-антисемита». Израильтяне тут же приписали все эти шаги «искусной политике проарабского лобби и сторонников Сирии». Кроме того, Россия не желает включать ХАМАС и «Хезболлу» в список террористических организаций, а высказывания Москвы после победы ХАМАС на выборах резко усилили недовольство Тель-Авива.
Турецкий журналист говорит и о том, что Россия стала преследовать в регионе Ближнего Востока все более масштабные стратегические цели, и ее задача состоит в том, чтобы превратить Ближний Восток в «трясину, где увязнут США и их союзники». Тот факт, что в распоряжении бойцов иракского и афганского сопротивления, а также «Хезболлы» и других организаций имеются одни и те же образцы современного оружия, не может быть простым совпадением. Создавая для США неприятности по всей дуге Ливан-Сирия-Ирак-Иран-Афганистан, Россия пытается отомстить за прошлые обиды, пишет журналист. В этом контексте Ливан втягивается в ситуацию, в ходе которой ему отводится роль «Ирака номер два». Чем больше ударов наносит Израиль, тем глубже он увязает в конфликте. Тот факт, что ближневосточные группировки рассматривают Россию как державу, к мнению которой необходимо прислушиваться в ходе урегулирования региональных проблем, все больше загоняет Тель-Авив в тупик и усиливает дружеское отношение к России в регионе.
Мелих Канн видит главную задачу России в том, чтобы вынудить Вашингтон уделять больше внимания и энергии таким странам, как Иран и Сирия, а также восстановить свое влияние и ускорить возвращение на ближневосточную арену при поддержке антиамериканского блока. В данный момент Россия, активизируя отношения со странами региона, поощряет Сирию к противостоянию США и Израилю, укрепляет диалог с Палестинской автономией и наращивает связи с Ираном в сферах политики, экономики и безопасности, и особенно в ядерной энергетике. Эта новая стратегия России — возмездие за события в Грузии, на Украине, в Прибалтике и Кыргызстане. Россия открыто противостоит формированию на Ближнем Востоке баланса сил без учета ее интересов. В этой ситуации трения между США, единственной сверхдержавой на планете, и Россией, уверенно продвигающейся к своей цели — восстановлению позиций, которые она занимала в советские времена, ведут к своеобразной «бескровной дуэли» этих двух стран.
Американская газета «National Review» заявляет еще более откровенно, что «главным победителем в ливанской войне следует признать Кремль». Аргументы тут все те же: использование российского оружия, противотанковых ракет, а также калашниковых и катюш. Газета отмечает, что сегодня у террористов всего мира на вооружении находится устаревшее российское оружие, которое по-прежнему весьма эффективно, и террористы отлично знают, как его добыть. На контейнерах из-под боеприпасов, найденных на позициях «Хезболлы», обнаружена маркировка: «Заказчик — Министерство обороны Сирии, поставщик — КБП, Тула, Россия».
1967 г. В своей прежней ипостаси — генерала на службе коммунистического режима — я присутствовал при его рождении (так пишет автор статьи — Ион Михай Пачепа — И.А.). Израиль нанес унизительное поражение Египту и Сирии, чьи воинственные режимы фактически управлялись «консультантами» из советской разведки, поэтому Кремль решил вооружить до зубов враждебные Израилю соседние страны и втянуть их в террористическую войну против еврейского государства". А сегодня, мол, Израиль пожинает плоды той своей прежней, не совсем продуманной стратегии, заявляет Михай Пачепа.
Американское информационное агентство «United Press International» разослало на этот счет специальную ориентировку сотрудничающим с ним СМИ, в которой говорится: «В российском руководстве существовало совершенно определенное расхождение во мнениях относительно того, следует ли Москве принимать участие в миротворческой операции ООН на юге Ливана после прекращения огня. И министр обороны Сергей Иванов, и президентский помощник Сергей Приходько дали понять, что Россия не будет выделять своих солдат в состав миротворческого контингента. Однако МИД России заявил, что Москва „изучает“ и „рассматривает“ эту возможность. Не было и единства по этому вопросу и у депутатов Государственной Думы. То, что не прозвучало никаких заявлений по поводу выделения российских военнослужащих в состав миротворческой миссии ООН, дает основания полагать, что верх в этих дебатах взяли те, кто был против такой отправки, по крайней мере, пока».
Агентство пишет, что хотя в российской печати появились многочисленные сообщения, что российские официальные лица конфликтовали со своими коллегами из других стран, в том числе из Сирии и Ирана по поводу израильско-ливанского конфликта и способов его урегулирования, нет публичных свидетельств того, что Москва пыталась убедить ХАМАС или, что еще важнее, Сирию с Ираном в необходимости обуздать «Хезболлу». Если такие попытки предпринимались тайно, то, похоже, что они не увенчались успехом. Агентство продолжает: «Поскольку конфликт между Израилем и „Хезболлой“ возник практически накануне саммита Большой восьмерки, который Путин проводил в Санкт-Петербурге, этот кризис находился в центре обсуждения саммита. Говоря о данной проблеме, Путин, похоже, приложил максимум усилий, чтобы выглядеть дипломатичным и беспристрастным. Например, после встречи с президентом Джорджем Бушем 15 июля, Путин сказал: „Мы считаем, что беспокойство Израиля вполне обоснованно. Недопустимо преследовать свои цели — политические или иные путем применения силы, похищения людей и нанесения ударов по территории одной страны с территории другой. Однако ответное применение силы должно быть пропорциональным. Кровопролитие должно быть остановлено, как можно скорее“. После этого Путин открыто участвовал в дипломатических усилиях по разрешению этого кризиса, однако позже каких-либо заявлений он не сделал, предпочитая, чтобы все заявления по этому поводу делали его подчиненные».
Проф. И. Антонович, ведущий эксперт МиК