Свобода слова осталась в прошлом

Свобода слова осталась в прошлом

Свобода слова осталась в прошлом

«Я не могу простить первому президенту бездарной Чеченской войны, — заявил на минувшей неделе  лидер группы рок-группы  "ДДТ" в региональном информационном центре ТАСС-Урал (Екатеринбург). — Многие ошибки готов простить, только не эту". И потому, что он не может сказать об этом в эфире, Юрий Шевчук уверен, что сегодня « ни о какой свободе слова на телевидении даже речи быть не может». Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики.

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»

Конституция Российской Федерации. Статья 29 

I. «Единое информационное пространство»

1. Ни один из федеральных  телеканалов не решился показать в эфире новый документальный  фильм «Свобода по-русски». 

Напомним, что презентацией этого 10-серийного документального фильма, посвященного истории российского парламентаризма, должен начаться XXII Открытый фестиваль документального кино «Россия». Вот что заявил журналистам по поводу причин бойкота один из авторов сериала.  «Мне называли самые разные причины, плоть до различия о моих представлениях о прекрасном с руководством телекомпаний», — заявил журналистам режиссер фильма Андрей Смирнов.

При создании этого документального сериала известный музыкант и автор песен Юрий Шевчук (он выступил в проекте в роли рассказчика) наотрез отказался говорить о «ельцинской эпохе» словами, написанными в сценарии. «Я не могу простить первому президенту бездарной Чеченской войны, — заявил на минувшей неделе  лидер группы рок-группы  »ДДТ" в региональном информационном центре ТАСС-Урал (Екатеринбург). — Многие ошибки готов простить, только не эту". По мнению Юрия Шевчука, подобная цензура лишь говорит о полной зависимости СМИ. «По крайней мере, ни о какой свободе слова на телевидении даже речи быть не может», — подчеркнул он. 

2. Ко второму чтению бюджета в Государственной думе парламентская фракция партии «Единая Россия» подготовила поправку, увеличивающую финансирование правительственного издания  «Российская газета» на 2,6 млрд. руб.

«Наша цель — обеспечить бесплатную подписку для пожилых людей, инвалидов, а также дать возможность издавать ее большим, нежели сегодня, тиражом с социально значимыми вестниками законов, вкладышами информационного характера», — передает слова депутата от «Единой России» Валерия Рязанского газета «Ведомости».

В министерстве финансов партийную инициативу пока не комментируют. Между тем, запрашиваемые для газеты средства превышают бюджетное финансирование даже государственных телеканалов. Для спутникового телеканала «Russia Today» в проекте бюджета на 2007 год предусмотрено 2,4 млрд. рублей, а «на расширение зоны охвата» телеканала «Культура» — 500 млн. рублей.

В недоумении от выдвинутой правящей партией инициативы остается и руководство газеты. «Отчетность по бюджетным деньгам — всегда большая ответственность», — признается генеральный директор «Российской газеты» Александр Горбенко. По его словам, ежегодно газета получает из бюджета 70–90 млн. руб. Эти средства покрывают 5–7% затрат, а остальные деньги  газета зарабатывает на рекламе и подписке для юридических лиц. Александру Горбенко не известно, какими требованиями к газете может быть обусловлено дополнительное финансирование. Полгода назад «Единая Россия» предлагала редакции выпускать еженедельное агитационное приложение. «Нам удалось доказать, что для нас все партии равны, и переговорный процесс прекращен», — добавил генеральный директор газеты.

Руководители других изданий неоднозначно высказались о стремлении «единороссов» раздуть бюджет.

«Российская газета» создавалась как официальный публикатор правительственной информации, и за счет бюджета логично увеличивать тираж не газеты, а протокольного бюллетеня с перечнем принятых законов", — полагает главный редактор «Комсомольской правды» Владимир Сунгоркин. Но в случае принятия этой поправки «начнется дискуссия на тему „недобросовестной конкуренции“ правительственного органа с другими изданиями», предупреждает он. 

Напротив, генеральный директор «Известий» Петр Годлевский не видит в этом ничего противоестественного. «Предлагаемое увеличение субсидирования допустимо с точки зрения рыночной конкуренции», — уверен он, поскольку речь идет о выпуске еженедельника, в котором вряд ли кто-то будет размещать рекламу.

Алексей Волин, президент Издательского дома Родионова, называет предложенную «единороссами» сумму разумной, если цель — обеспечить газетой всех малоимущих читателей страны. А депутат комитета Госдумы по информационной политике Борис Резник уже направил встречную поправку к бюджету, где предлагает выделить всем печатным СМИ независимо от форм собственности 2 млрд.  рублей.

Напомним, что о необходимости сделать официальную информацию доступнее заявлял президент. В середине марта на встрече с председателем Конституционного суда Валерием Зорькиным Владимир Путин сказал, что даст соответствующее поручение правительству. В качестве наиболее подходящего СМИ президент назвал «Российскую газету».

3. К Новому году в России появятся еще две мощные региональные телесети, которым будут покровительствовать два возможных преемника президента России Владимира Путина. В ноябре право вещания еще в 31 городе России должен получить петербургский «Пятый канал», патронируемый, по мнению участников рынка, первым вице-премьером Дмитрием Медведевым. А затем пул из 50 новых частот, видимо, выиграет телеканал «Звезда», призванный стать главным медиаресурсом министра обороны Сергея Иванова. Об этом сообщает  издание «Коммерсант».

29 ноября на заседании Федеральной конкурсной комиссии (ФКК) будут рассмотрены заявки на конкурс «общенационального канала российских регионов» на пул частот в 31 городе РФ, включая Москву. Большинство выставленных частот в настоящее время находятся в разработке, в том числе и в столице, где уже давно нет свободных эфирных каналов.

После объявления конкурса в ряде СМИ появилась информация, что он проводится специально под ТРК «Петербург», однако за два дня до его проведения члены ФКК категорически не согласились с предположениями, что его результат предопределен.

Как отмечает «Коммерсант», решение о конкурсе выглядит беспрецедентным, поскольку в конкурсной практике впервые выставляется такой большой пул частот с концепцией уже существующего телеканала, причем недавно появившегося.

По некоторым данным, инициатива расширения зоны вещания «Пятого канала» (если канал получит новые частоты, то будет вещать более чем в 70 регионах) принадлежит первому вице-премьеру Дмитрию Медведеву. Косвенным подтверждением этой версии можно считать и тот факт, что владельцем основного пакета акций ТРК «Петербург» является близкий друг Владимира Путина, глава совета директоров и совладелец банка «Россия» Юрий Ковальчук, а его 28-летний сын Борис Ковальчук возглавляет в аппарате правительства департамент приоритетных национальных проектов, курируемых лично Дмитрием Медведевым.

Другой возможный президентский преемник Сергей Иванов в ближайшее время тоже заметно усилит свой медийный ресурс. В декабре 2006-го либо в январе 2007 года на конкурс будет выставлен пул частот, разработанных при поддержке Минобороны, в котором более 50 городов вещания. Все они, предположительно, предназначены для канала «Звезда». При получении этого пула частот «Звезда» существенно расширит свою сеть вещания: к уже существующим партнерам в 69 регионах канал Минобороны добавит почти столько же. Скорее всего, именно по этой причине канал и не собирается участвовать ноябрьском конкурсе.

По мнению экспертов, дополнительный медийный ресурс в виде двух новых телеканалов вполне может появиться у Дмитрия Медведева и Сергея Иванова не позднее конца 2007 года, когда стартует предвыборная президентская кампания.

II. Цитаты недели

Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин приветствовал решение суда, признавшего экс-руководителя комитета по информационной политике Республики Алтай виновным в воспрепятствовании деятельности журналистов.

«Суд встал на защиту свободы слова — одного из базисных прав человека, гарантированного ст. 29 Конституции Российской Федерации. Суд четко и недвусмысленно подтвердил неприемлемость и незаконность цензуры в любой ее форме», — отмечается в заявлении омбудсмена.

«Столь важный прецедент создан благодаря гражданскому мужеству и честности редакторов двух алтайских газет, не поступившихся своим профессиональным и человеческим достоинством, и отвергших грубый административный диктат», — считает Владимир Лукин.

III. Конфликт недели

Первого января 2008 года бренды популярных средств массовой информации  -  изданий «Санкт-Петербургские ведомости», «Вечерний Петербург», «Деловой Петербург» и даже телерадиокомпании «Петербург», могут исчезнуть. Это случится, если депутаты Государственной Думы утвердят проект четвертой части Гражданского кодекса".

Напомним, что президент Владимир Путин внес на рассмотрение федерального парламента документ, который запрещает коммерческое использование полного или сокращенного официального названия государства, его субъектов, иностранных государств, а также производных от таких названий; полные или сокращенные официальные названия органов государственной власти и местного самоуправления; полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций; полные или сокращенные наименования общественных объединений. 20 сентября депутаты Государственной Думы одобрили в первом чтении этот законопроект.

Lenizdat.ru решил выяснить, что думают о четвертой части Гражданского кодекса представители тех СМИ, на которые будут непосредственно распространяться новшества закона.

Тобин Обер, главный редактор газеты «Санкт-Петербург Таймс»:

- Это бред какой-то. Для нашего издания будет большая проблема, если поправки утвердят в дальнейших чтениях. Надеюсь, что этого не произойдет.

Владимир Кузнецов, главный редактор газеты «Новости Петербурга»:

- Мне почему-то кажется, что это не будет принято. А если и будет, то с какими-то серьезными поправками. Иначе я с трудом себе представляю последствия этого закона. Ведь слово «Петербург» в разных вариациях есть в названиях огромного количества изданий. В любом случае журналисты, скорее всего, будут отстаивать свои бренды. И мы тоже.

Сергей Полторак, главный редактор журнала «История Петербурга»:

- Это идиотское решение. Если оно будет реализовано, я просто подам в суд. Причем в своем иске потребую большую суму за моральный и материальный ущерб. Ведь регистрация этого издания стоила очень дорого, и сейчас оно приносит прибыль. И думаю, что в этом деле выиграю я. 

Анатолий Аграфенин, главный редактор газеты «Утро Петербурга»:

- По-моему, у депутатов Думы есть сейчас более серьезные вопросы, которые надо решать. А они, похоже, озаботились тем, чтобы получить новый источник дохода, который возникнет при регистрации новых брендов. Хотя даже при условии смены нашего названия это, скорее всего, не повлияет на количество наших читателей или рекламодателей. Но все равно только на уровне Петербурга надо решать, где и как использовать имя города.

Наталья Кузнецова, главный редактор журнала «Санкт-Петербургский университет»:

- Для всего должна быть мотивировка. Например, абсурдно назвать издание «Санкт-Петербургский туалетный работник». Но возьмем хотя бы «Санкт-Петербургские ведомости» — это не просто издание, а бренд, который раскручивается с XVIII века. Мы сейчас машем саблей, а надо просто сделать эти поправки более разумными, более тонкими.

Андрей Ершов, главный редактор газеты «Деловой Петербург»:

- Честно говоря, не знаю, чем мотивировано такое решение. Раскрученные, успешные бренды делают хорошую рекламу своей стране и своему городу… Конечно, как законопослушная компания мы проведем ребрендинг, если это все-таки придется сделать…Если провести ребрендинг правильно, это не скажется отрицательно на работе компаний. А вот если этот процессом заниматься слабо, то можно и читателей потерять. По крайней мере, на некоторое время.

Юрий Радкевич, программный директор радио «Петербург»:

- Считаю, что серьезной проблемы в этом нет. Ведь сейчас многие радиостанции имеют свои имена, по которым их узнают слушатели. Другое дело, что смена названия влечет за собой и смену самой лицензии, а значит и дополнительные затраты.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)