С конца сентября началась «холодная война» между Грузией и Россией. Периодически встречающиеся в международной практике обвинения в шпионаже против того или иного государства и обычно заканчивающиеся высылкой «шпионов» в данном случае привели к самому настоящему конфликту. Причем, этот конфликт уже не является межгосударственным, он — межнациональный. Так, сегодня в России выискивают не просто нелегальных иммигрантов грузинской национальности, в облаву попадают и грузины, обладающие всеми соответствующими документами, и также являющиеся гражданами России. Независимо от наличия или отсутствия документа грузина, задержанного на территории России, ждет одна и та же участь — депортация. Причем о том, что речь идет об этнической чистке, свидетельствует поиск и выявление грузин по фамилиям их детей, обучающихся в школах. В Грузии подобные этнические чистки пока не наблюдаются, и это связано с тем, что в этой стране проживает гораздо меньше русских, чем грузин в Росиии. Большинство русских покинули Грузию в период президентства Гамсахурдии.
Каковы цели обоих государств? Ведь мог же президент Саакашвили после ареста ряда грузинских оппозиционеров по обвинению в подготовке государственного переворота при поддержке России не перегибать палку в шпионском скандале. Официальный Тбилиси мог бы просто выслать тех самых шестерых офицеров российской армии, обвиняемых в шпионаже, а не оцеплять место дислокации российских войск и посольство России. С другой стороны, и официальная Москва могла бы внять предложению действующего председателя ОБСЕ Карла де Гухта, привезшего в Россию шестерых арестованных офицеров, и немного поиграв мускулами, облегчить санкции против Грузии. Но этого не произошло — обе конфликтующие стороны действуют по принципу «чем дальше в лес, тем больше дров». При детальном рассмотрении оказывается, что и Саакашвили и Путин действуют вполне с холодной головой и трезвым расчетом, ставя во главу угла максимально желаемые интересы своих государств.
Грузия хочет в НАТО
Официальный Тбилиси осуществляет политический курс, ориентированный на вступление этой страны в НАТО. На этом пути ее не устраивает существование двух вооруженных конфликтов, решить которые мирным путем на данный момент является невозможным. В немалой степени мирному решению данных конфликтов препятствует Россия, осуществляющая практически ничем не прикрытую помощь абхазским и осетинским сепаратистам. Решить эти конфликты военным путем Грузия на данный момент также не способна — мешают российские военные силы, обладающие мандатом миротворцев в обоих конфликтах.
Сейчас
При этом необходимо учитывать, что Грузия имеет огромную ценность для США. В немалой степени этому способствует возможная военная операции против Ирана, в особенности с учетом того факта, что Азербайджан не дал согласия на использование своей территории для нанесения ударов по Ирану.
С другой стороны, несмотря на значительную помощь Запада, экономическое положение Грузии остается тяжелым. Свобода, демократия и другие принципы, провозглашаемые молодым президентом Саакашвили, — это конечно хорошо, но простой народ кроме всего прочего хочет еще и неплохо жить. А вот этого Саакашвили пока не способен дать людям. Нынешний конфликт с Россией позволит перенаправить эмоции простых граждан с тяжелого
Возможна ли контрреволюция?
Целью России в свою очередь является предотвращение реализации планов Грузии по вступлению в НАТО. Официальная Москва не хочет приближения к своей южной границе подразделений Североатлантического блока. Кроме того, Москву беспокоит вопрос усиления в Грузии позиций Турции. Эта страна воспринимается в России в качестве одного из основных спонсоров чеченского сепаратизма и ее усиление в непосредственной близи от РФ создает опасность активизации чеченских боевиков, которые получат более свободный доступ к финансовым и военным ресурсам. Что надо сделать для решения этих проблем? Москва считает, что выходом из ситуации может стать свержение Саакашвили или контрреволюция. Все возможное для этого Россия делает.
С другой стороны, Россия, спонсируя абхазских и югоосетинских сепаратистов, постоянно держит официальный Тбилиси на мушке. Были и попытки организации государственного переворота — по этому обвинению в начале сентября в Тбилиси и были арестованы ряд оппозиционеров, сторонников промосковского политика Игоря Георгадзе.
Весьма вероятно, что сейчас Россия готовит решающий удар по Грузии. Москва рассчитывает, что переезд на родину около 1 миллиона грузин приведет к углублению
Официальный Тбилиси же в данной ситуации рассчитывает на менталитет грузин, которые всегда считались одними из самых ярых националистов на постсоветском пространстве. Грузинские власти при помощи СМИ активно вбивают в сознание грузинского общества антирусские настроения, стремясь направить всю энергию населения на борьбу с внешним врагом. «Российские» грузины, даже живя на территории РФ, считали своими врагами если и не русских, то Россию. Не случайно, что с момента начала конфликта Саакашвили в каждом публичном выступлении заявляет, что грузины не сдадутся под угрозами внешнего врага. Естественно, что Саакашвили рассчитывает на генералитет, возглавляемый министром обороны Ираклием Окруашвили и главой МВД Вано Мерабишвили, и, конечно же, на заново созданные им отряды коммандос. В этой ситуации особым успехом для Саакашвили может стать небольшая военная операция против абхазов или осетин, но на подобный риск, судя по всему, официальный Тбилиси еще не готов.
Лес рубят, щепки летят
Российско-грузинское
Прежде всего, гонения на грузин могут затронуть и азербайджанцев, работающих в России. Большинство наших соотечественников, проживающих на данный момент в России, являются нелегальными трудовыми мигрантами. Они предпочли не платить крупную сумму денег и проходить в соответствующей форме регистрацию, предпочитая откупаться от милиции и чиновников небольшими взятками. Сейчас ситуация изменилась, идет охота на нелегалов, взятки не берут, а процедура регистрации существенно усложнилась.
Существуют предположения, что российские власти начали подготовку к избирательной кампании 2008 года, которая будет носить ярко выраженный патриотический характер, напоминающий первую президентскую кампанию Владимира Путина. В этом случае объектом для гонений могут стать лица кавказской национальности, проживающие на территории России. В Москве делаются прогнозы, что для очистки рынков от кавказцев на границе со странами Южного Кавказа будут созданы специальные приемные пункты, в которые жители Азербайджана, Грузии и Армении будут сдавать товары. А на рынках же в российских городах будут торговать исключительно русские. Иными словами, в России произойдет перераспределение. Подобные прогнозы появились после того, как Путин жестко потребовал от правительства навести порядок на рынках. Если эти прогнозы сбудутся, то из России в Азербайджан хлынет поток наших соотечественников, которые ежегодно отправляют своим близким средства, позволяющие им безбедно существовать. Иными словами,
Депортация азербайджанских нелегальных трудовых эмигрантов из России — это та самая мера, которой официальная Москва несколько раз угрожала Баку. Однако сейчас Ильхам Алиев, в отличие от Михаила Саакашвили, ведет сбалансированную внешнюю политику. Пока официальный Баку не предпринимал никаких шагов, которые бы могли привести к конфронтации с Россией. Но в России не могут разработать одни принципы регулирования трудовой миграции для грузин и другие для азербайджанцев. Идеальным вариантом в этом случае для нас будет достижение устных договоренностей с Россией о том, что наших соотечественников в РФ особо трогать не будут. Судя по всему события будут развиваться именно в этом направлении. Не случайно, что совсем недавно в Баку Ильхам Алиев встретился с помощником президента России по гуманитарным связям со странами СНГ, бывшим спичрайтером и заместителем главы администрации Владимира Путина Джахан Поллыевой.
Кроме этого, существует вероятность того, что некоторые лица грузинской национальности, депортированные из России, обоснуются в Азербайджане. Это может стать причиной перераспределения рынков, возникновения конкуренции между азербайджанцами и грузинами. Отметим, что официальный Тбилиси уже заявил о том, что грузинских криминальных авторитетов, ранее проживающих в России, в Грузии ждет тюрьма. Поэтому не исключено, что грузинские «воры в законе» попытаются обосноваться в Азербайджане и создать тут свой бизнес. В конечном итоге это приведет к ухудшению криминогенной ситуации в стране, которая в последнее время и без того очень далека от идеала.
Третья проблема носит политический характер. Грузия мечтает о смене российских миротворцев. Москва на это реагирует весьма резко. На этой неделе министр обороны России Сергей Иванов заявил, что миротворцы могут быть сменены в случае согласия всех конфликтующих сторон, в том числе Абхазии и Южной Осетии. Официальный Тбилиси наверняка попытается поднять перед ООН и ОБСЕ вопрос замены российских миротворцев на воинский контингент из
И, наконец, главный вопрос: какую позицию должен занять официальный Баку в
Необходимо также учитывать, что Тбилиси будет прощупывать возможность поставки в Грузию газа, который мы закупаем в России. В прошлом году официальный Баку оказал Грузии подобную помощь, но сейчас сложилась совершенно иная ситуация. Не случайно, что министр топлива и энергетики Азербайджана Натик Алиев заявил, что возможность поставок азербайджанского газа в Грузию в зимний период будет зависеть от уровня потребления в самой стране. Это не более чем дипломатическая отговорка — средний ежемесячный уровень потребления газа в нашей стране в зимний период известен. Также известны объемы внутренней добычи и закупок «голубого топлива» из России. Иными словами, пока правительство страны не приняло конкретного решения по данному вопросу и ждет развития ситуации.
При этом еще неизвестно, будет ли до наступающего зимнего сезона обеспечено создание инфраструктуры, которая будет способна осуществлять поставки иранского газа в Грузию. Пока конкретной договоренности в этом направлении нет, грузинский министр энергетики проводит соответствующие переговоры в Тегеране. Таким образом, открытый конфликт между Россией и Грузией, независимо от исхода, изменит ситуацию в регионе. Сейчас официальному Баку необходимо твердо определиться со своей позицией — мы