Россиянам

Россиянам

Российская федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей (Роспотребнадзор) предлагает усилить надзор за оборотом алкогольной продукции из Украины. Управлениям Роспотребнадзора в регионах поручено проверять всю поставляемую из Украины продукцию. При проверках будут определять, из какого сырья сделан алкоголь, каковы технологические возможности предприятия-производителя и насколько продукция соответствует требованиям безопасности.

На первый взгляд, подобный шаг — несколько необычен для страны, в которой, например, качество пива определяется крепостью, а не вкусовыми характеристиками. То же касается и других видов алкогольной продукции. Не зря же в русском языке есть выражение «кушать водочку». Как правило, спиртное пьется в таких количествах, что вопросы вкуса и качества отходят на второй план.  

Однако дело здесь совершенно не в качестве алкогольной продукции. Наверняка в России продается гораздо больше «украинского» алкоголя, чем ввозится из нашей страны. Большая часть россиян, так сказать среднестатистических граждан, пьют банальный фальсификат. Тамошним продавцам невыгодно везти качественный украинский алкоголь за несколько тысяч километров. Гораздо удобнее разлить разбавленный спирт и наклеить этикетки известных торговых марок.

Хотя, что это мы все «алкоголь» да «алкоголь». Речь идет в основном о водке — едва ли не главной составляющей потребительской корзины средних россиян. Некоторые украинские производители ликеро-водочных изделий, такие как «Немиров», «Союз-Виктан», «Хортица» достаточно прочно обосновались на российском рынке и завоевали уважение своим качеством. А вот другие виды спиртных напитков, например вина, пользуются не таким уж и большим спросом.

Тем более что с некоторых пор РФ ведет негласную кампанию против украинских поставщиков вина. Причиной тому — подозрения российских чиновников в том, что через территорию Украины в Россию поступает молдавское вино. (Напомним, с 27 марта нынешнего года на территории России запрещена реализация и ввоз молдавских, а также грузинских вин из-за якобы обнаружения в них большого количества вредных примесей). Кроме того, в сентябре текущего года Роспотребнадзор проверил качество вин производства Украины. Из 45 образцов украинского вина два не соответствовали показателям безопасности человека, 11 не отвечали требованиям по органолептическим (вкус, аромат, цвет) данным.

Однако вернемся к водке. Самым крупным экспортером в Россию по итогам прошлого года является компания «Союз-Виктан». Это — единственный украинский производитель, владеющий заводом на территории РФ. Его доля на российском рынке в 2005 году составила 2,3%. Следом идет торговая марка «Немиров» — 2,2%. Третье место занимают компания «Оверлайн» и ее водка «Мягков». В прошлом году объем ее реализации составил 1,0% российского рынка. Компания «Имидж холдинг» («Хортица») в 2005 году заняла 0,1% рынка.

Не смотрите на цифры в 1–2%. Рынок водки в Росси просто огромен. Несколько его процентов означают сотни миллионов долларов прибыли. Теперь представьте, что украинские компании этой прибыли лишили. Естественно, они сделают все возможное, чтобы вернуть потерянный рынок. А сделать они могут многое.

Все  производители  ликеро-водочной продукции, как правило, имеют сильнейшее лобби в парламенте. Как только Россия намекнет, что ей нужно, через парламент один за другим пойдут «специальные» законопроекты. Одним словом, экспортеры алкоголя могут оказаться еще одним рычагом давления на украинскую власть.

Достаточно вспомнить какой скандал поднялся вокруг ограничения экспорта в РФ нашего мяса и молока. После того, как Российская Федерация запретила ввоз на свою территорию украинской продукции животноводства с 20 января текущего года, недовольство тогдашней властью существенно выросло. А определенные политические силы заработали себе неплохой рейтинг под выборы. Тогда официальной причиной российская сторона назвала несоблюдение Украиной ветеринарно-санитарных норм. Но даже на сегодняшний день, после того, как представители уполномоченных органов РФ провели аудит наших предприятий и качества продукции, прежний объем экспорта не возобновился. А ведь в прошлом году наши производители заработали на экспорте в Россию около $600 млн.

То, что Россия  начала проводить политику «закручивания гаек», понятно давно. Многие ее действия можно понять. Все-таки в большинстве случаев речь идет о поддержке национальных компаний, которые украинцы давят качеством продукции и конкурентной ценой. Печально, что наше государство не следует такому примеру и  Украина раз за разом сдает позиции при столкновении интересов с Россией.

Александр Залесский

Оценить статью
(0)