После продолжавшихся больше года переговоров Россия все же приобрела электрораспределительную сеть Армении, усилив контроль над армянским энергосектором. По заявлению армянского правительства, сделка стоимостью в 73 млн. долларов вдохнет новую жизнь в «Электрические сети Армении» (ЭСА). Однако критики правительства осуждают данное решение, считая его еще одним ударом по энергетической безопасности Армении.
Акции ЭСА были формально переданы оффшорному дочернему предприятию РАО «Единые энергосистемы» — контролируемому российским государством энергохолдингу, на церемонии, состоявшейся 26 сентября в Ереване в присутствии высших армянских чиновников и руководителей РАО ЕЭС. Сделка была официально заключена спустя год после того, как правительство в Ереване одобрило российское решение приобрести ЭСА у зарегистрированной в Великобритании компании Midland Resources Holding, приватизировавшей в свое время убыточную электросеть в 2002 г.
Впервые о передаче России армянских электросетей стало известно в июне 2005 г. Сделка изображалась как долгосрочный «контракт на управление» компанией, заключенный между РАО ЕЭС и Midland. Всемирный банк и другие западные доноры усомнились в законности сделки, заявив, что она была заключена в обход армянских регулирующих органов. Однако доноры все же дали свое согласие, когда РАО ЕЭС и Midland подписали официальный договор и прошли через соответствующие правовые процедуры.
Остается неясным, почему РАО ЕЭС так долго тянуло с покупкой ЭСА. По неподтвержденной информации, появившейся в армянской прессе, российский энергогигант, который активно расширяет деятельность в бывших советских республиках, засомневался в сделке после ознакомления с бухгалтерией и обнаружением серьезных финансовых нарушений.
Официальные лица в Ереване говорят, что сделка служит укреплению местного энергетического сектора, который получит крайне необходимые капитальные вложения в ЭСА. Андрей Рапопорт, заместитель председателя правления РАО ЕЭС, заявил на церемонии передачи акций, что российская компании вложит в ЭСА 20 млн долларов в течение ближайшего года.
Однако критики говорят, что энергетическая зависимость Армении от России достигла критической точки и представляет серьезную угрозу для суверенитета кавказского государства. По словам критикующего власти экономиста Эдуарда Агаджанова, с продажей ЭСА почти завершена «энергетическая колонизация» Армении. «Недопустимо отдавать все одному государству, особенно в области энергетики», сказал он EurasiaNet. «Россия может сегодня навязывать нам свою волю, как в экономической, так и в политической сфере. Мы затягиваем петлю на своей шее».
РАО ЕЭС уже владеет каскадом армянских ГЭС и управляет финансами АЭС в Мецаморе. Другой российский государственный энергогигант «Газпром» контролирует крупнейшую армянскую ТЭС и в настоящее время является единственным поставщиком природного газа в Армению. Российский газ используется для выработки почти 40% электроэнергии в стране, еще 40% поступает от Мецаморской АЭС.
Продаже ЭСА предшествовало столь же спорное
Выступая в защиту сделки, армянское руководство заявляло, что российская сторона должна будет потратить по меньшей мере 150 млн долларов на завершение строительства Разданской ТЭС в следующие несколько лет. «Это соглашение только укрепит нашу энергетическую безопасность», говорил в апреле
Глава миссии Всемирного банка в Ереване Роджер Робинсон также назвал газовую сделку «весьма выгодной» для Армении. Робинсон отметил, что «нет ничего фундаментально неправильного» в российской собственности на армянские энергетические предприятия. «Важно наличие очень сильного регулирующего органа, который устанавливает правила и наблюдает за правилами предоставления коммунальных услуг», сказал он.
«Газпром» первоначально подтвердил, однако затем опроверг сообщения, что в результате сделки он получит собственность на незавершенный армянский трубопровод, который должен будет уже в следующем году начать перекачку газа из соседнего Ирана. Армянское правительство тоже опровергло эту информацию. Тем не менее, российское агентство
Москва уже вынудила Ереван скорректировать диаметр трубопровода, чтобы не позволить Ирану реэкспортировать свой газ в Грузию и, возможно, и в Восточную Европу. «Мы пожертвовали национальными своими интересами в пользу России только потому, что она не хочет конкуренции на европейском газовом рынке», заявил Агаджанов.
Впрочем, прошла информация, что Ереван и Тегеран рассматривают вопрос о строительстве второго трубопровода, который будет поставлять иранский газ в третьи страны. «Естественно, когда иранский газ начнет поступать в Армению, он, возможно, будет экспортироваться и в другие страны», сказал репортерам в ходе своего недавнего визита в Армению спикер иранского парламента
Несмотря на возможность альтернативного газоснабжения, администрация президента Роберта Кочаряна,
Соединенные Штаты уже дали ясно понять, что относятся к этой идее без энтузиазма. Том Адамс, высокопоставленный чиновник Госдепартамента, отвечающий за координацию американской помощи бывшим советским странам, заявил в ходе майского визита в Ереван, что следует учитывать местоположение Армении, которая находится в сейсмоактивной зоне и подвержена мощным землетрясениям. «По нашему мнению, существуют, наверное, более подходящие альтернативы, чем строительство второй атомной электростанции», сказал, не вдаваясь в детали, Адамс.
Эмиль Даниелян, журналист и аналитик из Еревана.