Непризнанная «Республика Южная Осетия» готовится к назначенному на 12 ноября плебисциту — выборам «президента» и референдуму о независимости. Жителям региона, который законные власти Грузии не контролируют с 1990-х годов, предстоит ответить на вопрос: «Согласны ли вы с тем, чтобы Республика Южная Осетия сохранила свой нынешний статус независимого государства и была признана международным сообществом?» Исход голосования сомнений не вызывает: в условиях военно-полицейской диктатуры, да еще в непризнанном «государстве», где выборы не контролируются международными наблюдателями, голосование, как правило, неожиданностей не приносит.
Однако в Цхинвали продолжают нагнетать страсти и демонстративно усиливают меры безопасности, заодно стращая аудиторию рассказами о «грузинских диверсантах», которые изъясняются по-чеченски и готовят в Цхинвали серию терактов. «В связи с предстоящим референдумом нами приняты беспрецедентные меры безопасности. Мы готовы обеспечить безопасность и спокойствие свободного волеизъявления граждан», — заявил на пресс-конференции «глава правительства» Южной Осетии Юрий Морозов. По его словам, местные «правоохранительные органы» переведены в состояние повышенной готовности. Под усиленную охрану взяты все «избирательные участки» на территории «республики», приняты меры по обеспечению охраны прибывающих в Южную Осетию на референдум и выборы делегаций, наблюдателей и гостей. А пока что специалисты занимаются установкой аппаратуры, способной глушить трансляции грузинских телеканалов.
В Южной Осетии не скрывают, что при помощи референдума намерены поставить Тбилиси перед свершившимся фактом и максимально ограничить свободу маневра на переговорах. В Тбилиси, впрочем, особой тревоги в связи с южноосетинским «плебисцитом» не проявляют. Здесь уверены, что подобные «мероприятия», проходящие в непризнанных государствах, после того, как десятки тысяч людей вынуждены были покинуть родные места, априори не могут иметь юридической силы. И, как уверены многие наблюдатели, в реальности южноосетинский референдум создаст куда больше проблем для России, чем для Грузии. Потому как после того, как в Цхинвали поставят вопрос ребром, именно России придется делать весьма непростой выбор: или демонстративно идти на нарушение фундаментальных норм международного права, или не менее демонстративно «сдавать» своих недавних союзников. Плюс ко всему поддерживать сепаратистов возможно лишь до определенного предела. Так, администрация США уже высказалась против проведения в Южной Осетии референдума о независимости. «Такие действия приведут лишь к обострению напряженности и отвлекут внимание от необходимости мирного разрешения конфликта», — заявил представитель Госдепартамента Шон Маккормак. Он подчеркнул, что Вашингтон «поддерживает суверенитет и территориальную целостность Грузии».
В тот же день комментировать тему референдума в Южной Осетии был вынужден и российский вице-премьер и министр обороны Сергей Иванов. Отвечая на вопросы читателей газеты «Известия», он подчеркнул, что Россия признает территориальную целостность Грузии, соответственно, считая, что «Абхазия и Южная Осетия находятся в границах» этой страны. И хотя министр отметил, что в этих республиках проживают много российских граждан и «Россия несет за них ответственность», очевидно, что в Москве вынуждены снижать градус антигрузинской истерии и во всяком случае воздерживаться от тех заявлений, которые могут вызвать нежелательный международный резонанс. Но весь вопрос в том, что южноосетинский «референдум» до предела сузит для Москвы поле для маневров. В том числе словесных.
Т.Касимова