Индонезия ставит на

Индонезия ставит на

Индонезия ставит на

Обходя экспозицию авиасалона INDODEFENCE-2006, президент Индонезии Сусило Бамбанг Юдхойоно (Susilo Bambang Yudhoyono) надолго задержался у модели истребителя Су-30МК2 и двигателя АЛ-31Ф-М1, проявив отличную осведомленность об их возможностях, технических характеристиках и конструктивных особенностях. Тут же он сообщил, что в ближайшее время собирается посетить Россию и обсудить с Владимиром Путиным вопросы военно-технического сотрудничества. Как уже сообщал «ВПК», глава Индонезии буквально накануне INDODEFENCE-2006 одобрил экспортный кредит в размере миллиарда долларов на закупку российского вооружения, который готова предоставить Москва. По этой кредитной линии в течение пяти лет Индонезия будет получать высокотехнологичные изделия российского ОПК. Добрая половина этой суммы уйдет на авиацию, остальное — на морскую технику.
Открывая 22 ноября INDODEFENCE-2006, президент Сусило Бамбанг Юдхойоно обратился с речью к участникам и гостям авиасалона. Руководствуясь желанием точнее довести свои мысли до приглашенных в конференц-зал выставочного центра Jakarta International Expo (JIEX), глава Республики Индонезия произнес первую часть своего выступления на государственном языке вahasa indonesia, а вторую — на английском. Вначале он говорил о задачах собственной страны, в том числе по обеспечению известного уровня самодостаточности оборонной промышленности и по созданию «минимально необходимых Вооруженных Сил» (что предполагает переоснащение их на современные вооружение и военную технику). Вторая часть выступления Сусило Бамбанга Юдхойоно была посвящена необходимости более тесного взаимодействия между военными стран региона и оборонной промышленностью развитых государств мира.
В INDODEFENCE-2006 приняли участие 400 компаний из 30 стран мира. Несмотря на смягченный, но пока еще не снятый режим ограничения ВТС с Индонезией после событий в Восточном Тиморе и Ачехе, приехали «оборонщики» из США и Великобритании. Но время англосаксонского доминирования в закупочных программах островной республики ушло. Руководство Индонезии взяло курс на диверсификацию закупок с целью ослабить зависимость боеспособности Вооруженных Сил от отдельных поставщиков.
Теперь вместо американских и английских ВВТ в Индонезии появляется боевая техника, изготовленная в других странах: учебные и легкие ударные самолеты закупаются в Южной Корее (7 КТ-1B и 5 КО-1), надводные боевые корабли (классов корвет и сторожевое судно) строятся при помощи Испании и Голландии, а вертолеты, многоцелевые истребители и подводные лодки заказываются в России.
Впрочем, избранный на высший государственный пост прямым тайным голосованием на первых в стране свободных выборах генерал в отставке Сусило Бамбанг Юдхойоно в своей речи не стал разделять иностранных участников INDODEFENCE-2006 по степени «доверия», предложив всем заинтересованным сторонам искать подходы для расширения взаимовыгодного сотрудничества. «Здесь не представлено ни одной страны, которую я мог бы расценить как вражескую, — отметил президент. — Наш реальный враг сегодня ходит под другими личинами — терроризм, криминал, трудноизлечимые, смертоносные болезни, природные бедствия. Все это сегодня угрожает как нашей национальной безопасности, так и всему международному сообществу». Поэтому, считает индонезийский руководитель, требуется скорректировать подходы к тому, как сообща бороться с «реальными угрозами». А для этого необходимо не просто продолжение практики совместных учений вооруженных сил стран региона, но и перевод их отношений на принципы партнерства, «чтобы не только укрепить установившийся мир, но и использовать это партнерство как необходимый конструктивный элемент безопасности азиатского общества в более широком контексте».
«Наша цель — обеспечить не просто обороноспособность страны, а стабильность и безопасность всего региона», — провозгласил Сусило Бамбанг Юдхойоно. И это не просто лозунг. Группа государств региона де-факто начинает работу по стандартизации основных типов оружия. ВВС Индонезии, Малайзии, Вьетнама и Китая, проводя переоснащение своего самолетомоторного парка, переходят на унифицированное семейство многоцелевых истребителей Су-27/30. Индонезия не первой приобрела самолеты данного типа, но с энтузиазмом поддержала общую тенденцию. Уже два года индонезийские летчики эксплуатируют два Су-27СК и два Су-30МКК. И готовятся принять дополнительную партию крылатых машин с авиазавода в Комсомольске-на-Амуре. Речь идет о формировании первой, а затем и второй эскадрильи истребителей Су-27СК/СКМ и Су-30МКК/МК2.
Заметим,
пока тянулось согласование условий поставки, индонезийские пилоты не теряли времени даром, а активно осваивали российскую авиатехнику. Особенно интенсивно летали оба двухместных Су-30МКК: их использовали как для боевой подготовки, так и для обучения молодых летчиков. За два года ВВС Индонезии в этом плане удалось достичь определенных результатов, а также освоить техническое обслуживание российских самолетов и выработать тактические приемы их использования на местном ТВД. Определились и некоторые преференции: если сначала авиамоторов уфимской и московской сборки было поровну, то сегодня «счет» с большим перевесом у столичного «Салюта».
И главное: условия для расширения истребительного парка созданы. И вот, похоже, высшее руководство страны готово принять нужное России решение. «Президент сказал те слова, которые мы хотели услышать», — делился впечатлениями с корреспондентом «ВПК» руководитель делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» Николай Демидюк. Тут надо обратить внимание на следующее. Обходя российские стенды, Сусило Бамбанг Юдхойоно перебросился несколькими фразами с российскими представителями на тему продолжения закупок. «30 ноября я буду в Санкт-Петербурге с Владимиром Путиным обсуждать вопросы военно-технического сотрудничества», — процитировал слова президента Индонезии собеседник «ВПК». «Дальше я пока не могу его цитировать, поскольку есть коммерческие тайны, — продолжал Николай Демидюк. — Но в целом президент доволен предложенными Россией условиями». Тем не менее руководитель делегации ФГУП «Рособоронэкспорт» рассказал о вызвавших наибольший интерес темах: «Президент внимательно осмотрел модели БМП-3Ф, истребителя Су-30МК2 и полноразмерный макет двигателя этого самолета. К сожалению, до подводных лодок мы не дошли из-за ограничения по времени».
Руководитель делегации АХК «Сухой» Вадим Разумовский встретил президента Сусило Бамбанга Юдхойоно и главкома Вооруженных Сил Индонезии воздушного маршала Джоко Суянто (Djoko Suyanto) у стенда фирмы. «Они говорили, что Су-30 уже очень хорошо известен в их стране, — рассказал корреспонденту „ВПК“ Вадим Разумовский. — И что имеются планы по увеличению количества этих машин в парке индонезийских ВВС. Для нашей фирмы это обнадеживающая информация из первых рук. Конечно, мы готовы поставлять и гражданскую продукцию, в том числе региональные самолеты Су-80 и Superjet».
А больше всего времени президент Индонезии провел у экспозиции ММПП «Салют». «Осматривая двигатель АЛ-31Ф-М1, Сусило Бамбанг Юдхойоно задавал очень конкретные и технически непростые вопросы даже для человека, который работает в данной области, — заметил в интервью „ВПК“ генеральный директор „Салюта“ Юрий Елисеев. — С одной стороны, мне было приятно, что президент уделил столь много времени знакомству с нашей продукцией. С другой — он задал много трудных вопросов, показывая прекрасную осведомленность о деталях авиационного двигателя. Спросил, за счет чего получается обещанный прирост тяги, как работает механизм отклонения сопла, обеспечивается ли совместимость при замене стандартного АЛ-31Ф на М1 с вектором тяги, требуется ли и в каком объеме доработка самолета. Вывод однозначный: этот человек знает проблему достаточно глубоко, владеет предметом и хорошо ориентируется в технических вопросах».
Продолжая знакомство с изделиями «Салюта», Сусило Бамбанг Юдхойоно проявил интерес и к тематике силовых турбин наземного применения. «Я скоро увижу Владимира Путина и также буду обсуждать с ним сотрудничество в области энергетики», — пояснил индонезийский руководитель. «Мое предприятие специализируется на поставке двигателей на самолеты марки „Су“, поэтому мы хотели бы прежде всего развивать военно-техническое сотрудничество, по которому намечается дальнейшее углубление, — отвечал Юрий Елисеев. — Вместе с тем мы готовы работать и в гражданской области и можем предложить вам электроэнергетические установки, мусороперерабатывающие заводы и мотокультиваторы.»
Из данного списка президент обратил внимание на энергетическую установку мощностью 60МВТ, сопряженную с устройствами опреснения воды, а также систему мусоропереработки, при которой выделяемое тепло используется в опреснительной системе. Также Сусило Бамбанг Юдхойоно поинтересовался программой обучения на заводе «Салют» молодых кадров для республики профессиям токаря и фрезеровщика, а также инженерным специальностям в филиале МАТИ. «Наши преподаватели готовы приехать в Индонезию на собеседование и принять экзамены у кандидатов, — предложил Юрий Елисеев. — Предполагается как обучение с „нуля“, так и повышение профессионального уровня. Курс обучения рассчитан на шесть лет. Первые два года ведется интенсивное обучение русскому языку, совмещенное с работой непосредственно на производстве — чтобы ученик мог оплатить свое пребывание в Москве. Первый-третий курсы посвящаются обучению рабочим профессиям, а начиная с 4-го возможны обучение на технолога, инженера-конструктора и работа мастером».
Пройдя обучение на «Салюте», индонезийские специалисты смогут на родине получить работу, в частности на ремонтных заводах Министерства обороны. Со временем обслуживание АЛ-31Ф может полностью перейти в руки индонезийских выпускников «Салюта». Молодые специалисты из Индонезии востребованы и на московской площадке, где продолжается программа совершенствования семейства АЛ-31Ф. Вариант М1 уже прошел полный цикл испытаний. А полтора месяца назад на стенде первый экземпляр М2 с доработанным компрессором высокого и низкого давления «выдал» расчетную тягу в 14 200 кгс. Осенью следующего года на испытания поступит АЛ-31Ф-М3 с перепрофилированными лопатками компрессора, который рассчитан на тягу 14 500 кгс.
Взаимозаменяемость новых моделей моторов со стандартными АЛ-31Ф тягой 12 500 кгс позволит наращивать возможности индонезийских истребителей Су-27 и Су-30. Планируемая к поставке новая партия самолетов будет состоять из более совершенных моделей Су-27СКМ и Су-30МК2. Первая машина — одноместная, близкая к облику модернизированного Су-27СМ ВВС России. Ее отличают расширенные возможности действия по наземным целям. Как известно, основной «специализацией» «двадцать седьмого» остается перехват нарушителей воздушного пространства, дальний ракетный и маневренный ближний воздушный бой. Двухместный Су-30МК2, сохраняя «истребительные» качества (усиленные введением в арсенал ракет Р-27П/ЭП1 и РВВ-АЕ), даст ВВС Индонезии новые возможности по поражению надводных и наземных целей. На малой и средней дальности применяются крылатые ракеты Х-29 и Х-35, а на большом удалении — Х-59М.
Перспективные
планы перевооружения ВВС Индонезии предполагают, что соотношение одноместных и двухместных истребителей составит три к двум, а в отдельных случаях — три к одному. В отличие от первого контракта второй российско-индонезийский контракт идет с расширенным набором средств поражения. Конечно, это «потянуло» увеличение стоимости в расчете на одну машину. Недостаточные финансовые ресурсы и подвигли наших партнеров обратиться за долгосрочным кредитом. И на INDODEFENCE-2006 активно обсуждалась тема готовности России предоставить кредитную линию на миллиард долларов и готовность Индонезии принять такие условия. Более того, как сообщил российским журналистам на авиасалоне высокопоставленный сотрудник Министерства обороны Республики Индонезия, его страна уже определилась с некоторыми заказами и планирует до конца этого года заключить контракты на поставку трех Су-27СКМ и трех Су-30МК2, одной подводной лодки типа Kilo («Варшавянка»), «некоторого количества» вертолетов — транспортно-десантных Ми-17 и огневой поддержки Ми-24, а также бронированных машин для морской пехоты.

Владимир Карнозов, Джакарта

Оценить статью
(0)