Вектор газа

Вектор газа

В Алматы открылась международная конференция «Шанхайская организация сотрудничества: итоги и перспективы». Организатором мероприятия, посвященного пятилетнему юбилею ШОС, выступили МИД РК и Фонд поддержки народной дипломатии. Участники конференции, в числе которых были не только дипломаты, но и эксперты, предлагали свои варианты развития наиболее динамичного интеграционного объединения на евразийском континенте.
По общемировым меркам, пять лет — это достаточно короткий промежуток времени, который для самой ШОС оказался крайне насыщенным. В частности, как показывают события, его сполна хватило для того, чтобы не только ярко дебютировать на мировой арене, но и приобрести авторитет и собственный удельный вес влияния. По крайней мере, об этом говорят как желание Ирана, Пакистана, Индии и ряда других стран присоединиться к интеграционному объединению, так и звучащие из Белого дома и Брюсселя тревожные заявления, касающиеся перспектив развития ШОС. А потому неудивительно, что собравшиеся за одним столом эксперты из Казахстана, России, Китая, Ирана и США решили разобраться в том, что представляет собой сегодня ШОС и чего именно она добилась.
Согласно распространенной максиме времен «холодной войны», задача НАТО состоит в том, чтобы «удерживать американцев, придерживать немцев и сдерживать русских». Проводя нехитрую аналогию, можно сказать, что смысл существования ШОС выражается в лаконичной фразе: «привлечь Китай, удержать Россию и сдержать Запад».
Напомним, что к моменту развала бывшего Советского Союза наш восточный сосед Китай не обладал серьезными экономическими и политическими рычагами влияния на постсоветском пространстве. Однако необходимость урегулирования разногласий по периметру границ между соседями привела к созданию «Шанхайской пятерки». Процесс решения спорных вопросов оказался настолько успешным и динамичным, что все его участники предложили не только сохранить, но и расширить политический и дипломатический формат сотрудничества. Так в июне 2001 года на международной арене дебютировала новая организация, сегодня известная как Шанхайская организация сотрудничества.
Как отметил эксперт Центра азиатско-тихоокеанских исследований Института мировой экономики и международных отношений Вячеслав Амиров, «для России ШОС — это, прежде всего, платформа взаимодействия с Китаем по поводу Центральной Азии». Таким образом, конструктивная и рассудительная позиция нашего северного соседа способствовала тому, что Китай обрел на постсоветском пространстве, прежде считавшемся традиционной сферой влияния Кремля, второе дыхание.
Несмотря на то что сосуществование двух гигантов — России и Китая — в рамках ШОС сыграло свою позитивную роль, а сама организация рассматривается как наиболее удачный международный проект последнего десятилетия, перспективы сотрудничества здесь далеко не безоблачные. По мнению собравшихся экспертов, несмотря на столь короткий срок существования организации, здесь уже начинают проявляться тревожные тенденции. Есть серьезные опасения, что ШОС со временем благополучно пополнит ряды многочисленных международных бюрократических структур, главная заслуга которых состоит лишь в их существовании. Также при определенном стечении обстоятельств Шанхайская организация сотрудничества может разделить судьбу Содружества Независимых Государств, внутри которого накопилось немало противоречий.
В общем, экспертное сообщество считает, что успокаиваться на достигнутом странам-участницам ни в коем случае нельзя. Нужно искать новые идеи, способные сделать эту структуру способной отвечать на любые вызовы.
В этой связи как наиболее приемлемое для развития рассматривается сотрудничество в энергетической сфере. Собственно, это было видно невооруженным взглядом, поскольку большинство приглашенных специалистов сделали акцент на сотрудничестве в топливно-энергетическом комплексе. По мнению специалистов, в данном случае не стоит заново изобретать велосипед, достаточно обратиться к богатому опыту Европейского союза, который делал свои первые шаги на основе соглашения «угля и стали». Как бы там ни было, собравшиеся в Алматы эксперты очень много говорили об энергетической составляющей организации.
В экспертных кругах Казахстана пристальное внимание к ШОС приковано не только в связи с круглой датой, но и с предстоящим председательством Астаны в рамках ШОС. Согласно механизму ротации, в 2007 году тон в организации будет задавать Казахстан, который предложит свою повестку дня для работы Шанхайской организации. А потому данное обстоятельство обещает стать дополнительным подспорьем Астаны при рассмотрении ее заявки на председательство в ОБСЕ в 2009 году. Ведь ШОС, как и европейская структура безопасности, по сути, преследует те же цели и задачи — укрепление стабильности практически на всем евразийском континенте и предупреждение негативных социально-экономических тенденций. В связи с чем ШОС обещает стать экзаменом на состоятельность для Казахстана.
Тем не менее в выступлениях экспертов чувствовался колорит. Так, гости из Китая очень много говорили о необходимости гармоничных отношений в рамках организации. Такое положение во многом связано с текущими проблемами, которые встречают на своем пути китайские реформы. Напомним, что в последнее время в Поднебесной регулярный характер приобретают демонстрации и акции протеста против социально-экономической политики Пекина в отношении сельских провинций.
В общем, конференция по значимости поднимаемых на ней вопросов вышла далеко за рамки торжественно-отчетного мероприятия, посвященного пятилетнему юбилею. Главное — в Алматы прозвучало мнение, что одним из приоритетов ШОС должна быть социальная политика.
Сегодня наиболее острым вопросом остается социально-экономическая неустойчивость в странах Центральной Азии. Некоторые государства лихорадит, когда не очень, а когда и слишком явно. Наряду с этим участниками ШОС являются и страны, пока считающиеся стабильными, но которым в будущем, возможно, придется столкнуться с внутренней нестабильностью в силу разного рода внутренних и внешних факторов.
Поэтому главным направлением деятельности ШОС должно стать укрепление социально-политической стабильности путем искоренения причин для острых, в том числе и экстремистских, проявлений общественного недовольства.
Одним из способов экономической помощи партнерам по организации может стать открытие Россией и Китаем своих рынков для продукции, производимой в менее развитых странах ШОС. Пока же мы наблюдаем безудержную экономическую экспансию в обратном направлении. Кроме того, необходимо развивать сотрудничество России и Китая как экономически наиболее мощных членов организации в немногочисленных, но конкретных проектах, которые в разумно короткие сроки могли бы продемонстрировать народам остальных стран-участниц ШОС эффективность сотрудничества именно в рамках этого объединения для улучшения положения в области экологии, в сфере использования водных ресурсов и эффективного регулирования миграции населения.
Что касается расширения списочного состава организации, то эксперты полагают, что широкое сотрудничество означает не число стран-членов, а широту стратегических вопросов, находящихся в поле зрения организации. Это достаточно завуалированная мысль, вероятнее всего, предназначалась для иранских участников алматинской конференции.
Иран — наблюдатель в Шанхайской организации сотрудничества, как известно, желает оказаться в числе стран-участниц несколько больше, чем другие хотят его там видеть. Связано это с ядерной программой Тегерана и с тем, что с подачи США страна отнесена к так называемой «оси зла».
Вместе с тем президент и директор-распорядитель Равандского института экономических и международных исследований Сеид Мохаммад Хусейн Адели предлагает газодобывающим участникам ШОС стать так называемой "осью производителей «голубого топлива» для того, чтобы проводить скоординированную ценовую политику в отношении стран «оси потребителей». По вашингтонской терминологии, вероятно, относящихся к «оси добра».
В принципе, инициатива господина Адели разумна. Тем более что сейчас даже нефтедобывающие страны ощущают дефицит газа, а цены на него, в основном, диктуются потребителями.
Относительно экономического взаимодействия на конференции прозвучала мысль, что ШОС все-таки должна стремиться к реальному многостороннему сотрудничеству, а не подменять его двусторонними соглашениями, как сейчас нередко происходит.
Между тем для укрепления организации, повышения степени ее действенности необходимо срочное развитие экономического сотрудничества в специфических формах, исходя из наиболее насущных интересов населения стран ШОС. Ведь им необходимо подтягивать уровень экономического развития до уровня более продвинутых в этом отношении государств.

Замир Каражанов, Игорь Неволин, фото Игоря Васильева, Алматы

Оценить статью
(0)