Жители малонаселенного горного района обвиняют федеральных военнослужащих в ночных похищениях людей.
Когда-то
Это самая труднодоступная местность в республике. Здесь по крутым склонам взбираются узкие тропинки, а у подножья гор вьются узкие ленты рек. В густых лесах обитают медведи и волки — гроза здешнего скота. Расположившиеся высоко в горах редкие дома далеко отстоят друг от друга, и только в селах Шарой и Кири расстояния между домами, которых в каждом селе насчитывается с десяток, небольшие.
Во время первой чеченской кампании 1994–96 годов боевые действия сюда не дошли. И вот теперь, когда конфликт, возобновившийся в 1999 году, пошел на убыль, в Шаройский район, наоборот, хлынуло насилие.
«С 2004 года люди в масках начали врываться в наши дома и уводить людей, — сказала местная жительница Тумиша. — Это федеральные военнослужащие. И взрывы не прекращаются. Каждый месяц слышно: там шли бои, в другом месте увезли
Тумиша собирается уехать из родного района. «Это будет продолжаться долго, они не успокоятся, потому что им кажется, что мы помогаем боевикам. Увезенных людей возвращают избитыми, искалеченными», — сказала она.
Усиление военной активности в горных районах Чечни связано, очевидно, с предположениями, что там теперь концентрируются остаточные силы повстанческого движения. Но в действительности от этих действий страдает мирное население.
1 декабря село
За последние восемь месяцев в Шаройском районе, население которого является весьма редким, были похищены более 20 человек.
Жительница Кири рассказывает о том, что случилось в ее селе в ночь на 15 октября. «Нас разбудила страшная стрельба, доносившаяся со стороны соседнего дома. Около 20 вооруженных людей, приехавших на трех машинах, ворвались в дом Мукуева Сейбулы».
«Они избили не только его, но его
Сельчане вышли на улицу, чтобы помочь семье Мукуева. Первым заступился за них
Жители, по утверждению которых в похищениях виновны российские федеральные военнослужащие, обратились с просьбой о помощи к парламенту и властям Грозного. В свою очередь парламентарии на обсуждение этого вопроса пригласили коменданта Чечни Григория Фоменко, однако он так и не появился там.
«Нет никакого положительного ответа, известно только, что пока ведется расследование, — сказал префект Шаройского района Расул Мусалов. — В последнее время участились похищения людей, но мы намерены принимать меры в отношении военнослужащих».
Власти района потребовали предоставить им дополнительное число полицейских для укомплектования блокпостов на
Семь лет назад в Шаройском районе проживало около 4900 человек, сегодня жителей всего 3200. «Это связано с внутренней миграцией, люди не могут оставаться здесь
10 ноября в офисе Уполномоченного по правам человека Чечни проходила встреча, участие в которой приняли главы администраций горных районов, правозащитники и представители различных военных служб. Темой обсуждения было то, что сам уполномоченный — Нурди Нухажиев — назвал участившимися «вооруженными несанкционированными вылазками федеральных военнослужащих».
«В первую очередь совещание было проведено в связи с неопределенной стрельбой минометов в горной части, — сказал Нухажиев. — Командующий объединенной группировки войск (ОГВ) генерал полковник Евгений Баряев, который руководит операциями в горных районах, объяснял это тем, что в горах накопилось определенное количество боевиков, и, чтобы не дать им устроиться на зиму, они наносят артиллерийские удары».
«Мы решительно не согласны с таким объяснением. Это все равно, что из пушки по воробьям стрелять».
«С таким объяснением со стороны силовиков не может согласиться население, и, думаю, Владимир Путин», — закончил Нухажиев.
Ася Умарова, корреспондент газеты «Чеченское общество»