Пора обратить внимание на российские военные реформы

Пора обратить внимание на российские военные реформы

Пора обратить внимание на российские военные реформы

С момента развала Советского Союза зарубежные аналитики и правительства обращали мало внимания на российскую оборонную политику. Это объяснимо, принимая во внимание резкое снижение российской военной мощи в 1990-х и в начале 2000-х годов. Однако обстоятельства меняются, и растущий потенциал российских вооруженных сил заслуживает изучения.
Широко известно, что ключевая цель Президента Владимира Путина по восстановлению эффективности российской государственной власти непосредственно связана с восстановлением мощи вооруженных сил России. С этой целью Путин стимулировал всестороннюю реформу структуры и состава вооруженных сил. Соответственно, государство резко увеличило военные расходы.
Непосредственную угрозу своим интересам Россия видит в исламских боевиках на так называемом южном направлении. Таким образом, администрация Путина стремится увеличить возможность России проецировать свое влияние в Средней Азии. И целью данного проецирования своего влияния является не просто защита Средней Азии от угроз безопасности, связанных с исламским радикализмом и внутренними потрясениями, но также обеспечение и укрепление российской сферы влияния в данном регионе.
Список последних достижений России в области обороны и безопасности внушителен. Помимо восстановления своих собственных военных сил, Москва инициировала военный союз под своим руководством — Организацию Договора о Коллективной Безопасности в Средней Азии. Российские лидеры также увеличили военное наземное присутствие своей страны в Кыргызстане и Таджикистане. Также у Кремля есть подписанное в 2005 году соглашение, которое предусматривает развертывание российских вооруженных частей быстрого реагирования в Узбекистане при определенных обстоятельствах.
Кроме того, администрация Путина сделала шаги по восстановлению прежней советской оборонной индустриальной базы, продавая оружие среднеазиатским странам по субсидированным ценам, часто получая взамен доступ к бывшим советским оборонным заводам или сооружениям, расположенным в Средней Азии.
В 2006 году Россия приложила усилия по созданию объединенной военно-политической организации в Средней Азии, стремясь преобразовать Шанхайскую Организацию Сотрудничества (ШОС) в военный и оборонительный альянс. Российские должностные лица публично отрицают, что ШОС является блоком или военным союзом. Но Москва продолжает стремиться к тому, чтобы ШОС и его члены проводили военные учения и увеличивали оборонный потенциал.
На ежегодной встрече глав государств ШОС в 2006 году Путин опроверг утверждения о том, что ШОС можно воспринимать как военный союз, утверждая, что в данной организации нет структуры командования и управления. Ее действительно пока нет, но на встрече министров обороны стран-членов ШОС в апреле 2006 года, министр обороны России Сергей Иванов настоятельно настаивал на создании такого центра командования. Иванов также призвал к подписанию государствами-членами документа, который бы формально очертил степень их координации. Путин, в свою очередь, назвал ШОС гарантом региональной безопасности — формулировка, которая ясно указывает на рост военной составляющей данной организации.
Другие члены ШОС, а именно Китай, противостояли настойчивым попыткам России усилить стратегическое сотрудничество. Есть сильное подозрение, что увеличение сотрудничества вынудит членов уступить степень стратегического суверенитета, чего некоторые государства явно не желают делать. Одним из таких стран является Казахстан, который получает помощь от Вашингтона для увеличения своего оборонного потенциала.
Китай был против того, чтобы ШОС стал блоком или оборонительным союзом. Несмотря на это, Пекин заинтересован в базах в Средней Азии, и может пойти на поводу московских инициатив. Тем временем, лидеры некоторых среднеазиатских государств, особенно Узбекистана и Кыргызстана, могут почувствовать, что у них нет другого выбора, кроме как согласиться с планом Москвы, чтобы сохранить стратегическую поддержку России. В противном случае, их возможность оставаться у власти может быть подвергнута различным видам внутренних и внешних угроз, включая исламский радикализм и внутреннее недовольство.
Главным индикатором будущей траектории ШОС будет то, сможет ли Москва в 2007 году получить одобрение других членов относительно органа командования и управления, в котором будет доминировать Россия. Следовательно, аналитики по России и Средней Азии должны обратить больше внимания не только на возрождение вооруженных сил России, но также и на связь между этим возрождением и целями администрации Путина в Средней Азии.

Стивен Бланк — профессор Военного Колледжа Вооруженных Сил США.

Оценить статью
(0)