Москва

Москва

Российско-кыргызские отношения с пафосом оценивались в период правления экс-президента Аскара Акаева. Новая власть в стране, которая отрекается от всего прошлого, связанного с правлением Акаева, не собирается отказываться от российского вектора во внешней политике прежней власти.
Даже больше, когда Курманбек Бакиев еще не был избран президентом и находился в состоянии «войны» с Акаевым за власть в стране, то ездил на политические консультации в Москву. В отличие от грузинской и украинской революций кыргызская «тюльпановая» революция не носила антироссийский характер. Даже более того, новая власть начала свое правление с антиамериканских настроений, в угоду Москве. Достаточно вспомнить почти ультимативные заявления насчет будущего статуса американской военной базы «Манас» под Бишкеком, которые вновь усилились после инцидента, когда американский военнослужащий в упор расстрелял гражданина Кыргызстана.
Новая власть, мягко говоря, дала понять, что преемственность во внешней политике будет соблюдена, но при этом будет сделан серьезный уклон в сторону соседей. Россия среди них занимает одно из главных мест, как естественный и стратегический партнер. «В лице Кыргызстана Россия имеет надежного друга и верного союзника, который полон решимости наращивать стратегическое сотрудничество с Россией, динамично развивающееся практически во всех сферах двустороннего сотрудничества»,- заявлял неоднократно глава государства Бакиев.
Говоря о приоритетах в развитии двусторонних отношений, президент России Владимир Путин заявил, что «…экономика Кыргызстана находится в достаточно сложном положении. Я надеюсь, что наше взаимодействие поможет решить проблемы, стоящие, как перед Кыргызстаном, так и перед Россией. Это сотрудничество имеет положительное значение и для рынка труда. У нас большие проекты, связанные с энергетикой и машиностроением».
Надо отметить, что с 1992 года были подписаны более ста соглашений по экономическому сотрудничеству, но из них мало, что реально работает, кроме проектов связанных с переработкой и вывозом сырья. Есть и отрицательные стороны развития российского бизнеса в Кыргызстане. Это захват хлопкового завода в Араване и шелкокомбината в Оше. Наверное, именно эти случаи имел в виду, глава Торгово-промышленной палаты России Евгений Примаков говоря следующее: «Если в Кыргызстане действительно будет происходить движение в сторону борьбы с коррупцией, с противоправными действиями, то это найдет самую высокую поддержку в российском обществе».
Внешний долг Кыргызстана России к началу 2000 года составил $130 млн. По итогам 2005 года товарооборот между двумя странами по официальному сообщению администрации главы кыргызского государства составил полмиллиарда долларов.
Единственный успех, о котором любят много говорить в Кыргызстане, так это совместный проект с РАО ЕЭС — строительство двух крупнейших Камбаратинских ГЭС, которые станут мощным энергетическим подспорьем для стран Центральной Азии и ряда восточных регионов России. По словам посла Кыргызстана в Российской федерации Апаса Жумагулова интерес к этим проектам также проявляет глава компании «Русский Алюминий» Олег Дерипаска, который готов вложить значительные средства в строительство на реке Нарын двух электростанций «Камбарата-1» и «Камбарата-2», а также готов инвестировать средства в строительство алюминиевого завода. Кыргызское правительство делает громкие заявления, что они готовы продавать будущую электроэнергию в Афганистан и Пакистан. Но, из-за неопределенности в отношениях с соседями не совсем понятно, как транспортировать эту электроэнергию. Речь идет о таможенных пошлинах и транзите. Не будет ли все, как в случае с российской нефтью через Белоруссию в Европу?
Пока, более или менее успешно, развиваются военные отношения. Так, в октябре 2006 года на юге страны прошли военные учения кыргызских и российских военных под названием «Юг-2006», в которых приняли участие свыше тысячи военных с обеих сторон. Российскую сторону представляла оперативная группа Министерства обороны России, подразделение специального назначения Приволжско-Уральского военного округа, авиационная техника военно-воздушной базы «Кант». Это первые совместные военные учения двух стран на территории Кыргызстана. Также правительства двух стран подписали контракт на поставку военной техники на общую сумму более двух миллионов долларов. Помимо этого, российская сторона вручила Кыргызстану модернизированную радиолокационную станцию 44 Ж 6. Все расходы, связанные с установкой станции Россия взяла на себя. Все эти «подарки» скорей указывают на постепенное наращивание военной российской силы в регионе, чем на системную военную помощь Москвы Бишкеку. Такие же «подарки» официальная Россия сделала ранее и Узбекистану.
В преддверии этих военных учений в российских и местных СМИ было сообщение о том, что, якобы, российская сторона собирается открыть военную базу на юге Кыргызстана. При этом кыргызская сторона об этом говорила почти, как о свершившимся факте, в отличие от российской, которая вяло открещивалась от соблазнительного желания открыть еще одну военную базу в Кыргызстане.
Возвращаемся к делам гражданским. Новой статьей кыргызского экспорта в Россию в 2005 году стала трудовая миграция. Впервые, правительство страны решило серьезно заняться проблемами, связанными с трудовой миграцией граждан Кыргызстана в Россию. По данным Комитета по проблемам трудовых мигрантов Жогорку Кенеша, за годы стихийной миграции, кыргызские граждане, работающие за рубежом, принесли в казну республики примерно $400 млн., что равняется годовому бюджету страны. По данным Федеральной миграционной службы России, трудовые мигранты вывозят из этой страны порядка $10 млрд. в год. Также по сообщению данной службы сейчас в России насчитывается порядка свыше одного миллиона легальных мигрантов, в то время как в 2005 г. из 11 млн. мигрантов незаконно работали в Российской Федерации десять миллионов человек. Так по итогам рейдов из России были депортированы в 2006 году свыше 5 тыс. граждан Кыргызстана. Государственный секретарь Кыргызстана Адахам Мадумаров во время своего рабочего визита в Россию в начале 2006 года призвал граждан Кыргызстана легально работать в России, соблюдая местное законодательство.
Чтобы защитить права трудовых мигрантов правительство Кыргызстана предпринимает различные шаги. Так, Бишкек рассчитывает на смягчение российского иммиграционного законодательства в отношении граждан Кыргызстана путем отмены для них регистрации, если они прибыли в Россию на срок до 90 дней. Российская сторона в принципе готова пойти на многие уступки в поддержке прав трудовых мигрантов. Но, при условии, что трудовая миграция будет направлена в определенные регионы России. В частности речь идет о Пензенской, Владимирской областях, Восточной и Западной Сибири.
Все эти «естественные и стратегические» отношения между Кыргызстаном и Россией прошлой осенью были омрачены запутанными сообщениями о якобы визите Бориса Березовского в Бишкек и о его встрече с главой государства. Генеральная прокуратура России сделала официальный запрос, но кыргызская сторона не смогла дать четких объяснений, был ли частный рейс из Лондона в Бишкек.

Дамир Усенбаев, Бишкек

Оценить статью
(0)