Одним из проявлений партийной конкуренции является борьба за доминирование тех или иных политических сил в информационном пространстве, распространение в обществе соответствующей партийной точки зрения. Проведенный ЦИПКР по итогам 2006 года контент-анализ СМИ (с помощью инструментария системы «Медиалогия»), позволил выявить некоторые доминирующие тенденции
1. Структурирование партийного информационного пространства
В 2006 году, по сравнению с 2004-2005 годами, продолжалось перераспределение информационных потоков, отражающих деятельность политических партий (гр.1).
График 1
Структура партийного информационного пространства (2004-2006 гг.). (Доля партий в публикациях о партиях и их думских фракциях по результатам контент-анализа СМИ, %)
Примечание: Здесь и далее подсчитано с помощью системы мониторинга и анализа СМИ «Медиалогия».
При контент-анализе учитывались упоминания в публикациях следующих объектов: КПРФ — Коммунистическая партия РФ, КПРФ (фракция в Госдуме); “ЕР” — Партия «Единая Россия», «Единая Россия» (фракция в Госдуме 4-го созыва); ЛДПР — Либерально-демократическая партия России, ЛДПР (фракция); «Родина» (Рогозина) — Партия «Родина», «Родина» (фракция); «Родина» (Бабурина) — Партия «Народная воля», партия СЕПР, фракция «Родина — Народная воля — СЕПР».
«Единая Россия» продолжает монополизировать информационное пространство страны. Если в 2005 году ее доля составляла 42 процента среди всех публикаций и телесюжетов с упоминанием парламентских партий, то в 2006-м достигала - 44. Причем в отдельные месяцы 2006 года планка поднималась до 50 процентов всех медиа-сообщений.
А вот КПРФ приходится тесниться. Если в 2004 году ее доля на политическом медиа-поле составляла почти треть, то как в 2005, так и в 2006 — лишь четверть.
Не выросла и медиа-представленность ЛДПР: как была на уровне 13 процентов информ-поля в 2004-2005, таковой осталась и в 2006.
Появление нового политического игрока в лице «Справедливой России» приостановило медиа-угасание «Родины». Хотя совместная доля фракции «Родина» и партии «Справедливая Россия» в 2006 году составила 15 процентов (выше ЛДПР), но это оказалось ниже показателя рогозинской «Родины» образца 2005 года.
«Родина» (С.Бабурина) держится на 2-3 процентах представленности в информационном пространстве.
Кстати, если сравнить эти данные медиаизмерений с электоральными рейтингами, то можно увидеть значительную степень корреляции между ними.
2. Характер упоминаний политических партий в СМИ
(По результатам контент-анализа материалов, включая информационные передачи федеральных и региональных телеканалов).
В 2006 году, после негативного информационного всплеска в январе, был отмечен позитивный характер освещения деятельности КПРФ во всех СМИ. Пик позитивной подачи ее образа пришелся на март. В июне и октябре также отмечено некоторое увеличение положительного объема информации о КПРФ (гр.2). Однако в течение 2006 года (после мартовского пика) Компартии больше не удавалось в такой же степени прилечь внимание к своей деятельности. К концу 2006 года по объему положительного освещения КПРФ уступила не только «ЕР», но и «Справедливой России».
График 2
Индекс информационного благоприятствования публикаций с упоминанием парламентских партий и фракций (2006 г.)
«Единая Россия» после негативного пика 2005 года (в связи с критикой закона о монетизации) колоссальным образом нарастила уровень позитивного внимания к себе в СМИ. В течение всего 2006 года совокупный информационный индекс публикаций о ее деятельности был исключительно положительным. Более того, по позитивности подачи образа «Единой России» в СМИ эта партия оказалась вне конкуренции.
Таким образом, монополизация информприсутствия плюс наивысшая позитивность подачи образа «ЕР» создают благоприятные условия для электорального доминирования партии власти. Не случайно наивысшие пики позитивной информационной подачи пришлись накануне единых дней голосования в марте и октябре 2006 года.
В 2006 году сохранялся стабильным, хотя и на гораздо более низком уровне, характер позитивной подачи деятельности ЛДПР.
Иными словами, если КПРФ по итогам 2005 года в целом удалось сохранить лидерство в положительных публикациях о ее деятельности, то в 2006-м главная партия оппозиции это лидерство утратила, и уже полтора года (со второй половины 2005 по конец 2006 г.) продолжается безудержная информационная экспансия «Единой России» с доминирующим позитивным освещением в СМИ. Более того, к концу 2006 года КПРФ даже уступала вторую позицию «Справедливой России».
3. Характер упоминаний политических партий на ТВ
«Единая Россия» долгое время именно за счет телевидения компенсировала тот свой негативный образ, который формировался в периодических изданиях. В 2005 году «партия власти» усилила свое преимущество как в печатных, так и электронных СМИ. И в течение 2006 года отработала технологию использования доминирующего положения в политическом телевизионном эфире. Если в 2004 году доля «ЕР» составляла здесь 42, а в 2005 – 43 процента, то в отдельные месяцы 2006 года доминирование это достигало уже 50-60 процентов от общего объема телесюжетов с упоминанием деятельности думских партий.
Особо следует заметить, что накануне всероссийских дней голосования в марте и октябре преобладание «Единой России» в телеэфире становится почти полным. В то время как у других партий – КПРФ и ЛДПР - именно в эти месяцы возникают информационные «ямы». Эта тенденция хорошо видна на гр.3.
График 3
Структура телевизионного партийного информационного пространства (Доля партий в сюжетах о партиях и их думских фракциях по результатам контент-анализа вещания федеральных каналов ТВ, %)
КПРФ после относительного майского пика телепредставленности в течение 2006 года так и не смогла приблизиться к этому уровню.
ЛДПР держится на уровне 10-20 процентов. Ее телепредставленность носит импульсный характер. Появление «Справедливой России» как заменителя «Родины» привело к некоторому увеличению представленности этого политического направления.
Анализ характера освещения деятельности партий на ТВ в 2006 году свидетельствует о том, что при абсолютном позитивном доминировании «Единой России» эта партия обеспечивает себе даже суперпредставленность, монополизируя до двух третей партийного телеэфира накануне единых дней голосования в марте и октябре.
4. Представленность на телевидении лидеров парламентских партий и «преемников»
Если рассматривать представленность на ТВ лидеров парламентских партий и «преемников» Путина, то во втором полугодии 2006 года нарастили свое присутствие на телеэкранах «преемник» В.Иванов, лидер «Справедливой России» С.Миронов и потенциальная «преемница» – губернатор Санкт-Петербурга В.Матвиенко. По сравнению с первым полугодием 2005 года чуть выросло число телепоявлений Г.А.Зюганова. Но пик, который был в период антимонетизационных выступлений в первом полугодии 2005 года, лидером КПРФ так и не достигнут (гр.4).
График 4
Динамика индекса информационного благоприятствования телесюжетов с упоминанием лидеров парламентских партий и «преемников» (В течение 2005- 2006 гг.)
Несколько сократилось присутствие на ТВ «преемника» Медведева, лидера ЛДПР В.Жириновского и вице-спикера Госдумы С.Бабурина.
* * *
В целом наблюдается устойчивая тенденция на монополизацию «Единой Россией» информационного пространства. Это происходит за счет всех других партий, за исключением ЛДПР. КПРФ же второй год подряд не удается нарастить свое информационное присутствие в СМИ.
При абсолютном позитивном доминировании «Единой России» эта партия обеспечивает себе даже суперпредставленность, например, монополизируя до двух третей партийного телеэфира накануне единых дней голосования в марте и октябре.
Подготовили: С.И.Васильцов, С.П.Обухов