Москва и Минск обменялись ударами

Москва и Минск обменялись ударами

Москва и Минск обменялись ударами
У России остается все меньше надежных союзников. Отныне тесная дружба связывает ее только с Казахстаном. Насколько прочен этот союз? 
Досым Сатпаев, политолог, высказал такое мнение:
- Тот энергетический конфликт, который сейчас можно наблюдать между Россией и Белоруссией, является очередным звеном в цепи событий, которые произошли во взаимоотношениях двух государств за последние несколько лет. К сожалению, все эти события явно не сближали Минск и Москву, а расширяли трещину непонимания и взаимных обвинений по разным поводам. 
Последний конфликт разгорелся, когда с 1 января 2007 года Москва поставки российской нефти через Белоруссию на Запад обложила экспортными сборами в размере 80,7 доллара за тонну нефти. В ответ на это с 3 января Белоруссия ввела пошлину в размере 45 долларов за тонну на транспортировку российской нефти по территории республики. Эксперты считают: в таком случае поставки нефти через Белоруссию лишаются всякого смысла, они становятся слишком дорогими. 
Минск заявил, что введенная пошлина на транзит нефти — всего лишь ответный шаг на действия России. Заместитель министра экономического развития России А. Шаронов назвал этот шаг «некорректным». 
6 и 7 января российской нефти лишились Германия, Польша, Словакия и Чехия. 8 января была приостановлена транспортировка нефти по нефтепроводу «Дружба» в Венгрию. 
Подоплека событий в том, что президент Беларуси Александр Лукашенко давно понял, что идея создания союзного государства по его правилам при Владимире Путине не пройдет. Что касается президента России, то ему, судя по всему, уже поднадоел этот непредсказуемый «батька». Он и с Западом постоянно на ножах, и России не идет на уступки, особенно в сфере проникновения российского нефтегазового бизнеса в экономику Белоруссии.
Разногласия вокруг «Белтрансгаза» окончательно рассорили двух президентов. Дело в том, что Белоруссия расторгла соглашение, по которому 85 процентов пошлины на экспорт нефтепродуктов, произведенных в Белоруссии из российского сырья, должны зачисляться в российский бюджет, и лишь 15 процентов — в бюджет Белоруссии. С этого и началась игра на повышение пошлинных ставок. 
Теперь оба президента перестали делать хорошую мину при плохой игре. Все реже упоминается идея союзного государства — она оказалась одним из постсоветских мифов. А Владимир Путин давно показал, что мифологией заниматься не намерен. Вся внешняя политика России с его приходом была переориентирована на достижение вполне конкретных и прагматичных целей. 
Стоит обратить внимание и вот на что: если при Борисе Ельцине внутреннюю и внешнюю политику могли определять отдельные олигархические группы, то при Путине важным игроком стали именно энергетические компании. В первую очередь это «Газпром», из которого целенаправленно создают ТНК. И, судя по всему, «Газпром» готовят к тому, что после 2008 года экс-президент Путин возглавит энергетического монстра, который теперь занимается не только газом, но и нефтью. 
Параллельно Россия избрала в качестве эффективного внешнеполитического инструмента свой статус основного поставщика энергетических ресурсов в страны дальнего и ближнего зарубежья. Это была своего рода попытка избавиться от комплекса страны, потерявшей позицию сверхдержавы. 
Кремль находится в состоянии энергетической эйфории, почувствовав наличие козырей в своих руках. Россия хочет, чтобы с ней считались как бывшие советские республики, так и крупные геополитические игроки. 
По сути, в нефтегазовой сфере Россия сейчас делает то, чем традиционно занимались другие государства, — это экспансия и давление для достижения явных политических и экономических целей. Метод кнута и пряника очень понравился Москве, которая решила не церемониться как с теми соседями, которые не скрывали своей антироссийской направленности, так и с теми, кто считался ее верными союзниками. 
Прошлогодний газовый конфликт с Украиной еще можно было понять. Но жесткие нефтегазовые трения с Белоруссией четко показали, что Россия решила сделать окончательную ревизию своих отношений с Минском, который, судя по всему, остался союзником только на бумаге. 
Возможно, нынешний конфликт Беларуси и России — повод надавить на Минск, который никак не соглашается на продажу белорусских стратегических предприятий Москве. Судя по всему, союз двух стран уже видится Москве как присоединение Белоруссии к России на условиях члена федерации. А ведь были времена, когда сам Лукашенко видел себя президентом союзного государства после ухода Бориса Ельцина. 
С другой стороны, в действиях Москвы можно наблюдать и попытку перевести все на рыночные рельсы, отойти от практики экономической поддержки своих партнеров в ущерб собственному кошельку. Ведь по оценке экспертов Россия ежегодно недополучала более 4 миллиардов долларов из-за разницы в экспортных пошлинах в Белоруссии и России на нефтепродукты, производимые из российского сырья. 
Сильная сторона Беларуси в том, что поставки российской нефти в Европу возможны только через ее территорию. По нефтепроводу «Дружба» перегоняется более 30 процентов российской экспортной нефти. Также Лукашенко понимает, что своими жесткими действиями подрывает авторитет России как надежного поставщика энергетических ресурсов Западу. 
На самом деле Западу все равно, как Россия будет разбираться со своим бывшим союзником. Европейские государства интересует только выполнение обязательств по поставкам нефти и газа. 
Впрочем, есть у Минска еще один козырь. Это роль буферной зоны между европейскими государствами, которые вошли в НАТО, и Россией. Москве не стоит забывать, что на постсоветском пространстве у нее очень мало союзников, тем более в западной части бывшего СССР. И уход Лукашенко со своего поста еще не гарантирует, что новое руководство Белоруссии будет продолжать политику конфронтации с Западом и лоббировать идеи союзного государства. 
В Кремле же думают, что у Лукашенко очень ограниченное поле для маневров и что из-за политических трений с США и Евросоюзом ему некуда идти, кроме как к России. Но пример Каддафи в Ливии хорошо демонстрирует, что Запад готов простить многое, если диктатор идет на уступки. 
Другой козырь России — российский рынок, который остается ключевым для многих статей белорусского экспорта. А экспорт можно и сократить, как это уже было в случае с Молдавией, Грузией и прибалтийскими странами. 
Но дальнейшая эскалация конфликта имеет явные минусы для всех сторон при наличии неопределенных плюсов. Рано или поздно это осознают и в Минске, и в Москве. В этом случае все будет решаться только на уровне глав государств, которым придется преодолеть взаимную антипатию друг к другу и задуматься о том, что их государства географически обречены на соседство. 
Для нас же важно знать, что жесткие действия России по отношению к Беларуси могут насторожить других немногочисленных союзников Москвы, к которым мы отнесем и Казахстан. Хотя уже сейчас ясно, что на фоне этого конфликта все разговоры о перспективах ЕЭП, куда формально входили Украина, Белоруссия, Россия и Казахстан, будут неуместны. 
* * * 
Лукашенко принял решение нас грабить, введя неслыханные транзитные пошлины на 4,5 млрд долл. в год. А Путин в ответ принял решение вообще ничего не возить. Так сказать, два титана мысли сошлись с дубинами поиграть в «го».
Юлия Латынина, российский публицист 
* * * 
Как же так случилось, что на планете Земля вдруг не оказалось ни одного государства, которое мы с полным на то основанием могли бы назвать дружественным. Правда, есть Казахстан, но, согласитесь, дружба наша не выглядит железобетонной.
Александр Рыклин, российский публицист
Оценить статью
(0)