События комментирует политолог Александр Васильев
Название книги «451 по Фаренгейту» Рэя Брэдбери — символ вывернутого наизнанку общества. Прогнозируемый рядом маркетологов (но не всеми) уже на текущий год коридор цен на нефть 30–35 долларов за бочку может вывернуть наизнанку нынешний миропорядок. И, как и в
Пока что даже снежные бури в США (щоб в лед они вмерзли, эти поганцы, — и таким патриотом себя чувствуешь, когда «у них»
Какие факторы могут повлиять в ближайшее время на судьбу нашей нефтяной цивилизации? Считаем.
Раз. Передача иракских нефтепромыслов международным нефтяным картелям. Вот у кого точно хватит и денег, и политической воли на охрану нефтепромыслов и нефтепроводов. Так и вспоминается компания «Юнайтед фрут» (описанная О. Генри в бессмертном опусе «Короли и капуста» под кличкой компания «Везувий»), которая после скандально известных «банановых войн» в середине прошлого века, прокатившихся по всей Латинской Америке, вынуждена была даже название поменять.
Два. Война, точнее — невойна с Ираном. С одной стороны, США вряд ли смогут уйти из Ирака, не «загасив» Иран или не решив иным способом проблему хунвейбинствующего иранского президента. Одного авианосца для атаки Ирана мало. Точнее — авианосной ударной группы (АУГ), поскольку авианосцы в одиночку не ходят, то рядом со «Стеннисем» могут быть 1–2 многоцелевые атомные подводные лодки, 3–4 крейсера, больше десятка эсминцев и фрегатов и т.д. — всего в АУГ может быть до двух десятков вымпелов. Все равно мало, этот «визит» — не начало концентрации ударной группировки. Впрочем, для накопления такой группировки вряд ли потребуется более 2 месяцев, но такую переброску войск скрыть не удастся, ее выдадут, например, перемещения быстроходных транспортов типа «Алгол», способных обогнать авианосец. Так что скорым нападением на Иран пока не пахнет. Тем более развязанная Ираном гонка вооружений неизбежно приведет его к экономическому кризису (как и СССР) при продолжающемся и быстром падении цен на нефть.
Три. А теперь о том, кто уже спровоцировал перестройку в одной сверхдержаве и нацелился на второй дубль с державой куда помельче и послабее, чем СССР. Перспектива ухода США из Ирака с распадом последнего и превращением южных районов Ирака в шиитское государство — сателлит Ирана (а там и до шиитской революции в Ливане и Сирии недалеко) доводит до истерики элиту Саудовской Аравии. Прекрасно зная, что у Ирана дела с нефтебабками идут все хуже и хуже, а на оружие и атомную бомбу презренного бабла надо все больше и больше, клан Судайри в ближайшее время планирует инвестировать в нефтедобычу более 130 млрд нерублей, что равно почти полуторагодовому российскому бюджету. Причем саудидам с их гигантскими разведанными нефтезапасами нет пока нужды цепляться за высокие цены на нефть, им важно удержать свою долю рынка — эту стратегию они сами выдали с головой и с ушами, «правой рукой» заявляя о сокращении экспортных квот, а «левой рукой» тихо нарушая эти заявления и договоренности в рамках ОПЕК. О Нигерии, Венесуэле не говорим, не удастся этим крупнейшим экспортерам при падении цен выдерживать характер и снижать экспорт, теряя сумасшедшие деньги, которых одним не хватает на гражданскую войну, другим — на строительство социализма с физиономией отставного спецназовца.
Значит ли это, что бюджетный кризис в России неизбежен? Нет, не значит, но чтобы в него нечаянно опять не въехать, нам немедленно надо переключиться на создание высокотехнологичной экономики. А чтобы