Долгожданные, можно сказать, радикальные положительные изменения в положении иностранных граждан должны были произойти 15 января 2007г. В этот день вступали в силу принятые 18 июля 2006г. два новых закона: Закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и «О внесении дополнений и изменений в Федеральный Закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ»». Это и произошло, правда, не совсем так, как ожидалось.
1. Миграционный учет.
Первый закон вводит уведомительный порядок учета иностранных граждан, без права властей на отказ. Закон требует, чтобы в течение трех дней по прибытию в Россию легально находящийся на территории РФ иностранец уведомил отдел миграционной службы о месте своего проживания лично или, отправив почтовое уведомление на специальном бланке, который должен быть ему выдан на почте. Бланк имеет отрывной талон, на который на почте ставится печать.
При этом учет проживания может проводиться как по жилому помещению, где иностранец поселился, так и по месту его работы. Уведомление должно быть подтверждено владельцем жилья (договор о найме или безвозмездном пользовании) или работодателем (договор о трудовых отношениях).
Такой учет, заменяющий регистрацию (прописку), фактически ликвидирует институт прописки, что можно только приветствовать. (Однако есть опасения, что работодатель не будет иметь обязательств обеспечить работника приемлемым жильем. Такое положение уже существует де-факто, теперь оно узаконивается.)
Практика последних нескольких дней показывает, что сотрудники милиции при проверке документов на улице требуют предъявить им паспорт, миграционную карту, которую иностранный гражданин получает при пересечении границы, и отрывной талон с печатью. Проверка, как была, так и остается, незаконной, но по-прежнему без всяких оснований производится постовыми сотрудниками милиции.
2. Получение разрешения на временное проживание.
Второй закон должен был положительно изменить ситуацию, главным образом, граждан СНГ, имеющих право на безвизовый въезд в РФ, т.е. исключая граждан Грузии и Туркмении.
Для них, действительно, весьма упрощается система получения разрешения на временное проживание (РВП).
Перечень документов, которые они должны предъявить при обращении за РВП значительно сокращается:
заявление о выдаче разрешения на временное проживание,
документ, удостоверяющий личность,
миграционная карта,
квитанция об уплате государственной пошлины (400 рублей).
Через месяц с момента подачи документов иностранный гражданин обязан предоставить справку об отсутствии у него наркозаболеваний, а также инфекционных заболеваний, опасных для окружающих.
И только через год с момента въезда на территорию РФ – справку о постановке на учет в налоговом органе, то есть документ о том, что человек является налогоплательщиком.
Это очень важно, поскольку до сих пор все справки и доказательство возможности содержать себя и семью на уровне прожиточного минимума необходимо было подавать одновременно с заявлением. Медицинские справки быстро устаревали. Работу с хорошей зарплатой найти до получения РВП было невозможно (и незаконно), а при отсутствии работы требуемых сотен тысяч рублей на счету у наших бывших сограждан, разумеется, не было.
Кроме того, через три месяца граждане СНГ, прибывшие без визы, были обязаны покинуть территорию РФ и снова пересечь границу с единственной целью получить новую миграционную карту, а на принятие решения отводилось полгода.
Теперь подача заявления на РВП дает возможность продлить пребывание на территории России по старой миграционной карте.
Кроме того, должны были быть отменены квоты на получение РВП и права на трудовую деятельность.
Последнего не произошло. В конце декабря Дума приняла «изменения к изменениям» закона об иностранцах, восстановив квоты. Президент 6 января 2007г. подписал этот закон. В некотором смысле он перечеркнул достижения своего закона-предшественника и даже ухудшил исходный Закон «О правовом положении иностранных граждан» 2002г.
Так Ст.13, п.4 старого закона гласила:
«Иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу.
Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан:
1) постоянно проживающих в Российской Федерации;
2) временно проживающих в Российской Федерации» (т.е. имеющих РВП).
Сейчас последняя строка заменена новым пп.2, который распространяется уже не на всех, имеющих РВП, а только на
«2) являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в Российскую Федерацию».
Таким образом, создается странная ситуация, когда иностранный гражданин получает право 3 года жить в РФ, но не получает права работать. Это значит, что его кто-то содержит, или он может жить на имеющийся у него капитал. Каких Ротшильдов мы к себе ждем?
3. Трудовая деятельность
Поправки к Закону «О правовом положении иностранных граждан» сильно упрощали и получение разрешения на трудовую деятельность.
Как уже отмечалось выше, декабрьские изменения к изменениям» восстановили рабочие квоты. На 2007г. квота на разрешения на работу составит в целом по России 6 миллионов, в которые включаются и разрешения тем, кто уже находится на территории России.
Однако облегчения для безвизовиков остались, и сейчас все бросились получать разрешение на работу.
Разрешение на работу им выдается ФМС России или УФМС по субъекту РФ;
1. заявления иностранного гражданина о выдаче ему разрешения на работу.
2. документа, удостоверяющего личность;
3. миграционной карты с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа ФМС о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты;
4. квитанции об уплате государственной пошлины за выдачу данному иностранному гражданину разрешения на работу (1000 руб.).
Ответ должен быть получен в течение 10 рабочих дней, отказ в выдаче разрешения может быть обжалован. Разумеется, это большой прогресс.
В конце 2006г. наблюдалось огромное волнение представителей власти многих регионов, связанное с ожиданием 15 января, когда все эти облегчения войдут в силу. Шла жесткая дискуссия, и невидимая обществу борьба. Она получила свое выражение в Постановлении Правительства РФ Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 г. N 683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации».
Постановлением было запрещено иностранным гражданам осуществлять розничную торговлю алкогольными напитками, включая пиво, и фармацевтическими товарами. Доля используемых иностранных работников в розничной торговле в палатках, на рынках и вне магазинов с начала 2007г. не должна превышать 40%, а к 1 апреля быть сведена к нулю.
Можно сказать, что такое решение во многом обесценивает важные положительные изменения законодательства в области положения иностранных граждан, поскольку многие из них работают именно в сфере розничной торговли и заполняют в некоторых регионах до 90% объема рынков.
4. Оценка новаций и их последствий.
Политика выдавливания иностранных граждан с рынков и введения квот для наших бывших соотечественников неразумна и вредна не только иностранным работникам, но и местному населению.
Рынок обедняется, при этом в некоторых регионах очень резко. Если с рынка на Дальнем Востоке уйдут китайцы, то на сегодняшний день он потеряет 50% своего объема, а к 1 апреля еще 40%. Волнения по поводу того, что китайцы пакуют чемоданы, уже начались среди населения, руководства рынков и администрации населенных пунктов.
Куда пойдет покупатель? Он будет вынужден идти в магазин, где стоимость продуктов питания и товаров первой необходимости (одежды, обуви) в 2-3 раза выше. Краснодарский край, изгнавший месхетинских турок, принятых США, уже пострадал от подорожания овощей и фруктов. Их выращивали на кубанской земле уехавшие турки, которых никто не заместил. Земля осталась необработанной. В статье «А местные по-турецки не умеют?», опубликованной в июле 2006 г.в газете «Новороссийский рабочий» автор Ольга Потапова пишет о пустых рядах на рынках и резком подорожании овощей и фруктов, которые теперь привозят из Израиля. Видно, местные казаки не готовы сменить шашки и нагайки на лопаты и грабли.
Создается впечатление, что выгоду получат только владельцы супермаркетов и торговцы спиртным и лекарствами. Уж не они ли и инициировали это постановление?
Выиграет ли местный производитель? – Едва ли. Для его пользы необходим совершенно иной подход. Поддерживать местного производителя следует экономическим путем, предоставляя ему налоговые льготы, помогая новыми технологиями, транспортом, льготными кредитами и т.п.
Организация прогрессивного производства возможна только в условиях здоровой конкуренции. Местному производителю надо помочь стать конкурентоспособным, а не освобождать ему пространство, которое он не готов занять.
В доказательство правильности принимаемых мер постоянно приводится образ подмосковной бабушки, которую гонит милиция с улиц города, а монополист-иностранец гонит с рынка, не давая ей продать свой укроп.
Но проблема не в том, что захватчик рынка – иностранец, проблема в том, что он монополист. Поэтому он и позволяет себе часто грубо, неуважительно разговаривать с невыгодными покупателями. Вспомним наше всесоюзное магазинное хамство продавцов, независящих от покупателя и знающих, что идти этому покупателю больше все равно некуда. Когда рынок в Москве, вместо азербайджанца, захватит московский мафиози, он так же назначит единые цены всем торгующим, скупит продукцию мелких производителей, поставит своих продавцов и выставит нашу бабушку с укропом вон. Он также оплатит чиновников, устроит декорацию из местных подставных лиц, которые будут утверждать, что таджикские абрикосы и узбекские дыни выросли у них на огороде.
Вместо всех этих долей и процентов необходимо навести порядок на рынках и строго следить за тем, чтобы там не было монополиста. Сотрудник милиции должен защищать не хозяина рынка, а порядок и право покупателя на выбор. А бедной бабушке надо разрешить продавать ее укроп в любом месте: на рынке, в подземном переходе, на углу дома. Она этим укропом не подорвет экономику страны.
Законы должны приниматься в соответствии с законами экономики и развития общества, а не поперек их. Противное не может привести ни к чему, кроме коррупции, уровень которой неуклонно растет. И не пройдет много времени, как нам придется вспомнить советское понятие «дефицит», которое относилось к все большему числу товаров и продуктов, и немало способствовало развалу Советского Союза.
И последнее. Есть категория иностранных граждан и лиц без гражданства, которым некуда ехать. Это бывшие граждане Афганистана, поддерживавшие режим Наджибулы, и их дети, которых так и не легализовала Россия; русские из республик бывшего СССР, которым так и не дали российского гражданства; грузины из Абхазии, так и не получившие статуса беженца; политэмигранты из Узбекистана, ожидающие переселения в безопасную страну. У них всех был единственный способ содержать свои семьи – рынок. Для них эти правительственные эксперименты с долями и процентами оборачиваются истиной трагедией. Сведения об этих трагедиях уже пошли в координирующий центр Сети «Миграция и Право» из Волгоградской, Ростовской и других областей, из Москвы и Петербурга…Что можно сказать о такой политике, кроме того, что она безответственна? Хотели, как лучше, да кому-то не по нраву пришлось.
Светлана Ганнушкина