В условиях обострения конфликта с Москвой Минск перестает быть ее сателлитом

В условиях обострения конфликта с Москвой Минск перестает быть ее сателлитом

В условиях обострения конфликта с Москвой Минск перестает быть ее сателлитом

На очередной сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы произошел ряд примечательных событий. Во-первых, с обсуждения в последний момент перед началом сессии был снят вопрос об отношениях России и Грузии, поскольку в Тбилиси вернулся российский посол. Во-вторых, парламентарии приняли компромиссную резолюцию по Косово, откуда по настоянию России были убраны слова о независимости края. И в-третьих, главой ПАСЕ на третий срок был единогласно переизбран Рене ван дер Линден, который накануне сессии вернулся в Страсбург из Беларуси.
Эти события, конечно же, непосредственно не связаны друг с другом. Но именно Беларусь в этом ряду выглядит смысловым звеном, которое позволяет многое понять в новых отношениях Европы и России. И при этом официальный Минск играет не только все более самостоятельную роль в этих отношениях, но она, эта роль, в последнее время заметно возросла.
В начале, однако, стоит остановиться на визите г-на ван дер Линдена в Минск. Это был первый визит в Беларусь представителя европейских структур столь высокого ранга за последние несколько лет. И хотя ПАСЕ – не самая влиятельная и эффективная из этих структур, уже сам факт имел символическое значение, чему руководство Беларуси было, конечно же, несказанно радо. С другой стороны, белорусские власти, в свойственной им  агрессивной манере, постарались извлечь максимальную выгоду из визита. Он, во-первых, давал им возможность в связи с конфликтом вокруг газа и нефти, подать очередной сигнал Москве о том, что Минск готов повернуться лицом к Европе не только на словах, но и на деле. А во-вторых – попытаться действительно наладить некое политическое сотрудничество с Евросоюзом, куда до сих воспрещен въезд для многих высокопоставленных минских чиновников, начиная с главы государства, хотя товарооборот со странами ЕС все время растет.
Но самое главное, этим чиновником не довелось делать ровно ничего, чтобы заслужить похвалу главы ПАСЕ.
 
В интервью программе «Панорама недели» государственного телевидения ван дер Линден заявил следующее: «На мой взгляд, в Беларуси уже складывается новая ситуация. Страна готова быть более открытой и предпринять определенные шаги с целью показать ЕС, что она может вести открытый  диалог в свете наиболее важных приоритетов Европейского союза. И эта ситуация сложилась, я думаю, еще до моего приезда».
 
Таким образом, цель визита руководителя ПАСЕ в Минск осталась до некоторой степени непроясненной. Если Беларусь, по его мнению, уже готова вести диалог, то что же помешало начать диалог? Почему Национальное собрание РБ по-прежнему не может вернуться в ПАСЕ? На пресс-конференции, в которой приняли участие и журналисты негосударственных СМИ, Ван дер Линден назвал причиной этого отсутствие в Беларуси демократических выборов, политических свобод и наличие политзаключенных. Правда, как выяснилось, сам он не вполне уверен в том, что в Беларуси они есть. Хотя, по его словам, эту тему он обсуждал с представителями власти – в частности, председателем нижней палаты Коноплёвым.
Он-то и заверил высокого гостя, что никаких политзаключенных в Беларуси нет и не может быть по определению. Рене ван дер Линден со своей стороны предложил, чтобы правительство Беларуси «приняло экспертов из стран ЕС, чтобы те подготовили доклад по проблеме политзаключенных, поскольку существуют разные точки зрения. Давайте попросим международных экспертов сделать такой доклад, и потом посмотрим, соглашаться с ними или нет». При переводе этих слов в интервью главы ПАСЕ белорусскому телевидению слова «политзаключенные» были заменены на «политику президента». Но и без этой «поправки» высказывание Ван дер Линдена выглядит несколько странно. Выходит, то, о чем постоянно говорят европейские журналисты и правозащитные организации – например, «Международная амнистия», и о чем говорили с ним при встрече представители белорусской оппозиции, показалось ему неубедительным. Также, как и доклад известной комиссии Пургуридеса о пропавших в Беларуси политиках…
 
На пресс-конференции в Минск ван дер Линден оговорился, что белорусская сторона выполнила все условия визита, которые он выдвинул перед приездом – за исключением встречи в колонии с осужденным экс-кандидатом в президенты Беларуси Александром Козулиным. Опять-таки, непонятно, было ли это условием визита, или всего лишь благим пожеланием руководителя ПАСЕ. Поскольку, как выяснилось, он на выполнении этого «условия» не очень и настаивал.
Отвечая на вопросы журналистов, Ван дер Линден заявил, что «нельзя изменить страну за одну ночь», и что он не из тех политиков, кто требует выполнения условий без какого-либо шага навстречу. Он из тех, «кто готов первым протянуть руку».
Вопрос, была ли в Минске протянута рука ему навстречу, остался открытым. Встречи с Лукашенко, который один определяет политику во все сферах жизни Беларуси, в том числе в области внешних сношений, не было. К счастью, воздержался гость из Страсбурга и от посещения «Линии Сталина», заботливо включенного принимающей стороной в программу визита ван дер Линдена в Беларусь. (Можно представить, какой скандал разгорелся бы после этого в Парламентской ассамблее Совета Европы, где еще не так давно рассматривалась возможность приравнять советскую символику к нацистской.) Единственным «шагом навстречу» можно считать показ интервью главы ПАСЕ на 1-м канале Белорусского телевидения в хорошо отцензурированном переводе.
 
Цель визита Ван дер Линдена становится, однако, более понятной благодаря  высказанной им в ходе интервью мыслью, что после «энергетического конфликта» между Россией и Беларусью «многие люди стали более открытыми, стремятся к продвижению вперед, к установлению лучших отношений с европейскими структурами, к открытому диалогу с европейскими странами…Это важно как для Беларуси, так и для всей Европы».
Ключевым здесь представляется упоминание «энергетического конфликта» между Беларусью и Россией. Страны Евросоюза – в частности, Германия, которая сейчас председательствует в ЕС, были совершенно явно напуганы прекращением поставок российской нефти из-за действий белорусской стороны, которая в одностороннем порядке ввела «транзитную пошлину». К такому вызывающему поведению руководства Беларуси оказались не готовы как в союзной России, так и на Западе. При чем, если раньше ЕС на словах резко осуждал диктаторский режим в Беларуси и даже шел на некоторые санкции – ограничение права на въезд, лишение некоторых экономических преференций, то после конфликта критика в адрес Лукашенко (по крайне мере, открытая) в Европе как-то поутихла.
Там явно вернулись к старой идее «конвергенции», популярной в 70-е годы прошлого столетия, согласно которой экономические, культурные и иные контакты с советским режимом должны были содействовать «вестернизации» и демократизации советского общества. На самом деле, как известно, тоталитарный режим в СССР рухнул совсем по другим причинам – и прежде всего, из-за падения цен на нефть, которая служила основным источником поступления валюты в страну и ее имперской мощи.
 
Во всяком случае, Европа, похоже, не хочет еще больше ссориться с «великой энергетической державой» Россией, от поставок газа и нефти из которой европейская экономика будет зависеть, по меньшей мере, ближайшие несколько лет.
И тем более она не заинтересована в обострении конфликта Москвы со страной- транзитером. Насколько посодействуют «умиротворению» режима Лукашенко дилломатические реверансы Страсбурга – сказать трудно. Так же как трудно сказать, пойдет ли Лукашенко на либерализацию национальной экономики и переориентацию ее на западные рынки, или же предпочтет «закручивать гайки».
Но что совершенно очевидно, в условиях обострения конфликта с Москвой Минск перестает быть ее сателлитом, пешкой в руках Кремля. Лукашенко вынужден искать новых союзников как в Европе, так и на постсоветском пространстве.
И это заметно раздражает Москву. Показательным было недавнее заявление заместителя директора  ФСБ – руководителя пограничной службы ФСБ РФ Владимира Проничева  о том, что через открытую границу Беларуси с Россией в нее могут свободно проникать террористы. Прежде всего – из Грузии, в отношении граждан которой в Беларуси действует безвизовый режим.
Стоит напомнить, что хотя во время памятных мартовских событий прошлого года в Минске были арестованы и брошены за решетку журналисты грузинской телекомпании, а в аэропорту блокированы грузинские парламентарии, и Саакашвили нелицеприятно отзывался о Лукашенко, визовый режим в отношении Грузии не был введен, хотя вопрос этот с подачи Москвы  обсуждался в Беларуси на достаточно высоком уровне.
Совершенно очевидно, что руководство Беларуси сейчас пытается маневрировать, заигрывая с руководством Украины, других стран ГУАМ, а также со странами Балтии и Европой в целом, чтобы противостоять давлению Москвы.
Очевидно также, что отсутствие четкой стратегии Запада в отношении Минска, «политика реверансов» может привести к тем же плачевным результатам, что и раньше. Это будет воспринято как проявление слабости, а благосклонность западных политиков, пусть и показная, использована в качестве пропагандистской карты в целях укрепления авторитарной власти и шантажирования Москвы. Ну, а закончиться все может, как уже однажды было, международным скандалом вроде выселения послов из резиденции «Дрозды». Кстати, тогда западные дипломаты продемонстрировали единство и принципиальность по отношению к официальному Минску. Сейчас эта история забыта – так же, как скандалы вокруг польских, чешских и латвийских «шпионов».
Рука, протянутая Минску главой ПАСЕ, похоже, повисла в воздухе. Долго оставаться в таком положении тому, кто протянул руку, будет довольно неловко.

Виталий Тарас

Оценить статью
(0)