Новые друзья Украины

Новые друзья Украины

Новые друзья Украины

По мнению украинских экспертов, лейтмотивом визита казахстанского лидера в Киев станет сотрудничество в энергетической сфере, которое обещает носить взаимовыгодный характер. Однако «черное золото» – не более чем сладкая пилюля для сотрудничества по широкому спектру вопросов.
Соотношения в межгосударственном торговом балансе также не позволяют пафосно причислить Казахстан к главным экономическим партнерам Украины. Товарооборот между республиками закрепился на уровне 1,5 млрд долларов в год и позволяет говорить не столько о налаженных связях, сколько об оптимистическом взгляде в будущее. А самый короткий путь к сотрудничеству проляжет через границу России. Таковы реалии геополитики. Причем, если торговля Украины со своими ближайшими соседями давно налажена и на данном этапе нередко сопровождается ограничением товарного потока, то все иначе обстоит в случае с Казахстаном. Здесь казахстанскому и украинскому бизнесу только предстоит наладить динамичные связи.
В том, что двум сторонам удастся найти общий язык, в Украине никто не сомневается. Тем более, как отметил киевский политолог Алексей Голобуцкий, у двух стран «одни и те же задачи в рамках разных геополитических регионов, а также сходные интересы в более глобальных геоэкономических проектах». А это позитивная площадка для сотрудничества по широкому спектру вопросов. «Мы крайне заинтересованы в сотрудничестве. Это понимает и руководство Казахстана. Поэтому наши взаимоотношения отражают эти реалии: два государства ощутимо сближаются, связи на государственном и межотраслевом уровне множатся и укрепляются», – резюмирует свою мысль Алексей Голобуцкий.
Как полагают украинские эксперты, одной из главных тем станет проблема энергетической безопасности, которая уже набила оскомину на постсоветском пространстве. Несмотря на то что сегодня в Киеве продолжают связывать определенные внешнеполитические изменения со смертью Туркменбаши и неопределенностью в выборе его преемника, тем не менее, по мнению эксперта Международного центра политических исследований Ильдара Газизуллина, «смерть Ниязова не имеет ничего общего с попытками Украины найти другие источники поставок газа». Это, скорее всего, реакция на нестабильность поставок российского газа в Украину, в результате которой в последние годы Киев оказался вынужденным искать альтернативных поставщиков углеводородного сырья. Однако, как подчеркивает эксперт, «казахский газ действительно интересует Украину, но его поставки возможны лишь в долгосрочной перспективе, если это вообще не несбыточная мечта. Поскольку нужны инвестиции как в разведывательные работы на месторождениях, так и в трубопроводы, чтобы доставить газ в Украину или в Европу вообще».
Надо сказать, что Киев давно твердит про желание не только диверсифицировать поставки газа и нефти в республику, но и при этом получить эксклюзивный статус страны-транзитера. Так, на последнем экономическом форуме в Давосе (Швейцария) глава украинского правительства Виктор Янукович призвал Азербайджан, Россию и Казахстан обсудить возможность объединения усилий по созданию консорциума для транспортировки нефти через территорию Украины в Европу. Зная хозяйственную жилку украинского премьера и необходимость в альтернативных источниках энергоресурсов на континенте, можно не сомневаться, что у такого проекта есть перспективы реализации.
Нельзя не отметить, что в экспертном сообществе Украины зреют определенные опасения относительно зависимости страны от казахстанских энергоресурсов в обозримом будущем. Как ни парадоксально, но в Киеве нашли ответные рычаги давления на непредсказуемое поведение России в энергетической сфере, чего не скажешь о Казахстане. В частности эксперты придают большое значение «подковерным переговорам» с Москвой, где действует формула «газ в обмен на спокойствие Черноморского флота». Если Киев способен поставить вопрос о перспективности пребывания флота на своей территории до 2017 года в случае завышения Россией цен на «голубое топливо», то в отношении Казахстана подобных инструментов давления пока нет. Более того, Китай может оказаться Казахстану вдруг ближе по интересам, чем когда-то братская Украина. Следовательно, заключает Газизуллин: «За казахский газ начнется конкуренция с Китаем, который гораздо ближе к Казахстану географически и является большим рынком потребления энергии».
Украине придется приложить максимум усилий для того, чтобы заключить выгодные для себя энергетические контракты. Ведь развивая долгосрочные отношения с Киевом, Астана не будет переориентировать свои нефтегазовые мощности с Китая на Украину. Тем более, что Астана уже проявила интерес к российскому газопроводу XXI века, который обещает протянуться через Дальний Восток до китайской границы. И тем не менее, эксперты уверены, что «игра стоит свеч». Поскольку кроме альтернативного источника углеводородного сырья «незалежная республика» способна получить статус страны-транзитера со всеми вытекающими отсюда внешнеполитическими преимуществами. Отметим, что на сегодняшний день около 80 процентов российского газа поставляется в Объединенную Европу через территорию Украины. Подобное положение объясняет прошлогоднее внимание Брюсселя к разразившемуся на постсоветском пространстве между двумя республиками энергетическому кризису. Ведь на долю российского «голубого топлива» приходится до 30 процентов общего объема поставок газа в Европу.
По мнению Голобуцкого, «Казахстан действительно в ближайшие годы планирует заметно увеличить добычу нефти и газа, однако для Украины реальны поставки этого сырья только через Россию. То же касается других статей сырьевого экспорта Казахстана: без достаточно дружественных отношений с Москвой или, как минимум, конструктивного взаимовыгодного сотрудничества с ней двусторонние украино-казахстанские проекты, энергетические, экономические, политические или любые другие, невозможны либо крайне осложнены».
И все-таки выход есть прежде всего в озабоченности Европы в собственной энергетической безопасности, направленной на поиск альтернативных российским поставщиков «голубого топлива». В таком случае в борьбу за передел пирога включается более серьезный игрок со своими ярко выраженными интересами, а это укрепляет позиции Украины. Отчасти такое положение отражает и многочисленные заявления высокопоставленных чиновников, которые наперебой говорят о необходимости решения проблемы энергетической безопасности «незалежной республики».
Частью такой стратегии может стать нефтепровод «Одесса – Броды», через который пока ведется прокачка нефтепродуктов в реверсном режиме. Кроме того, украинские политики всерьез рассматривают участие страны в другом, не менее одиозном проекте – Nabucco. Особенность последней транспортной сети заключается в том, что ее маршрут пролегает из Центральной Азии в Европу, но при этом обходит стороной Россию. Однако у этого проекта есть свои скептики. Так, по словам Газизуллина, «трубопровод Nabucco довольно мал и проходит через территории многих стран, также жаждущих газ. В этом случае шансы Украины получить какую-то часть от этого пирога остаются мизерными. Кроме того, не стоит забывать, что цена газа в трубах Nabucco будет европейской». А потому, заключает Голобуцкий, «позиции России настолько устойчивы, что РФ может позволить соседям реализацию практически любых проектов, подобных Nabucco». Кроме того, оба эксперта уверены, что «Кремлю ничто не мешает реализовывать альтернативные проекты в сфере поставок энергоносителей. Ведь Москва понимает, что сохранит свое энергетическое влияние в регионе на много лет, даже если цена на нефть и газ в постсоветских странах достигнет экономически обоснованного уровня, т.е. среднего для Европы».
Такой расклад сил в «энергетическом картеле» на постсоветском пространстве говорит о том, что с визитом в Киев казахстанского лидера у Украины появляется исторический шанс сделать Астану ближе к Брюсселю. Тем более, что в конце прошлого года между Казахстаном и Евросоюзом было подписано соглашение об энергетическом партнерстве. В частности Астана обязалась увеличить поставки газа в Европу на 25 процентов с января 2007 года. Кроме как через Украину, транзитом через Россию, другие пути покажутся малорентабельными. Обязательства с Европой – это дело святое для республик бывшего Советского Союза. А потому остается дело за политической волей руководства двух-трех стран. Украинская газотранспортная система в прошлом году прокачала в Европу 113,7 млрд кубометров российского газа. Как отметил министр Минтопэнерго Юрий Бойко, «добавить бы еще 10 млрд кубометров газа и будет желаемый уровень на 2007 год». Конечно, эти messages были адресованы в первую очередь российскому монополисту Газпрому. Но если удачно ляжет карта с Казахстаном, то почему бы этому объему «голубого топлива» не стать казахским? Тем более, что проблемы между Кремлем и Астаной из Киева видятся через призму космодрома Байконур, где, несмотря на коллизии, связанные с неудачными пусками ракет, отношения между странами продолжают сохраняться устойчиво дружелюбными.
Правда, если Киеву и представится случай реализовать свой «исторический шанс», то скорее всего в узкой нефтяной сфере. К такому мнению склоняется эксперт украинского института Горшенина Виктория Савостьянова. «Как и странам Европы, Украине невыгодно оставаться высокозависимой от российских энергоносителей. Поэтому данное заявление украинской стороны основано на стремлении диверсифицировать поставки нефтепродуктов в Украину. Кроме того, это позволит Украине использовать каспийскую нефть, более качественную, чем российскую марки «Urals»,– сказала в интервью газете «Литер» эксперт. По мнению Савостьяновой, в республике уже два нефтеперерабатывающих предприятия в городках Западной Украины – Дрогобыче и Надвирне готовы для работы с казахской нефтью. Отчасти ее слова подтверждает и достигнутая договоренность между министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко и казахстанским министром энергетики и минеральных ресурсов Бактыкожой Измухамбетовым. Как известно, казахстанская сторона на встрече отметила, что уже достигнута предварительная договоренность с Россией о транспортировке углеводородов через ее территорию и дальше через Украину в Европу. Кроме того, по мнению высокопоставленных политиков, в обозримом будущем не исключено привлечение для этих целей мощностей Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), от которого можно будет сделать ответвление на Украину.
Однако, по мнению экспертов, хоть энергетические проекты обещают в ближайшее время занять центральное место в отношениях между странами, тем не менее, партнерство Украины и Казахстана данным пунктом сотрудничества не исчерпывается. Прежде всего, в последнее время Астана начинает играть более активную роль в инвестиционной сфере. По крайней мере, в Украине не остался незамеченным визит Назарбаева в союзную Грузию, который был отмечен заключением ряда бизнес-проектов. Нечто подобное ожидается и в случае с Киевом. Какие именно сферы может предложить Украина для приложения казахстанских инвестиций, покажет предстоящий официальный визит главы Казахстана в Киев. Однако в данном случае, говорят эксперты, уже сегодня можно строить некоторые прогнозы. Как известно, Казахстан испытывает особый интерес к передовым технологиям. На это указывает и план сотрудничества между странами на 2005–2007 годы, достигнутый в ходе предыдущего визита Назарбаева в Украину в 2005 году, где среди прочего существует пункт о совместной деятельности в аэрокосмической отрасли.
Эксперты полагают, что Киеву в данном случае есть что предложить Казахстану. Еще с советских времен здесь остались наукоемкие предприятия военно-промышленного комплекса, которые сегодня могут быть востребованы в мирных целях. Уже на протяжении нескольких лет Казахстан вынашивает идею использовать собственную космическую гавань для доставки спутников на орбиту на коммерческой основе. Это и понятно, поскольку подобное сотрудничество дает мощный импульс развитию инновационного сектора республики. Кроме того, Казахстан проявил интерес к украинским самолетам АН-148, отдельную партию которых уже закупил. А потому не исключено, что успешное сотрудничество в данной сфере может закончиться созданием совместного предприятия по сборке крылатых машин для последующей продажи в регионах Центральной Азии.

Остап Борщаговка, Киев

Оценить статью
(0)