Трубная интрига

Трубная интрига

Трубная интрига
Сегодняшняя сессия Верховного Совета,  началась тем, что фракция Блока Ю.Тимошенко  блокировала трибуну руководства парламента. БЮТовцы считают, что заявления премьер-министра В.Януковича о создании газотранспортного консорциума с внесением в его уставный фонд газотранспортной системы Украины, является первым шагом к измене национальным интересам Украины. В общем-то, депутаты из этой многочисленной оппозиционной фракции поднаторели в вопросах блокирования трибуны. Причем, не только в Верховном Совете. Однако, задекларированный повод без сомнений весом. Да и многочисленные заявления представителей нынешней исполнительной власти играют на руку БЮТ. Надо заметить, как минимум, спонтанные заявления.
Сразу же оговорюсь, что Премьер-министр В.Янукович предвидя действия депутатов-оппозиционеров, заявил, что никаких договоренностей о сдаче украинской газотранспортной системы России не существует. «Украинская газотранспортная система остается в собственности Украины, в государственной собственности, и она не подлежит любым изменениям», - сказал В.Янукович. Вторую часть этого высказывания сложно оспорить, ибо действительно действующее законодательство Украины не позволяет сдавать в аренду или даже концессию объекты, подобные отечественной ГТС.
Как же развивались события, грозящие вылиться в громкий и интересный скандал? Сначала Кабинет министров Украины предложил российскому ОАО «Газпром» отказаться от рыночных расчетов за газ, введенных после смены власти в Украине в 2005 году. Так, 29 января вице-премьер А.Клюев, выступая на международном энергетическом форуме в Брюсселе, сообщил: «Мы сейчас ведем переговоры с «Газпромом» о том, чтобы вернуться к договорам, которые были подписаны в 2002-2004 годах. Прежние договоренности по газу намного выгоднее для Украины». Опять же невозможно это оспорить. Но реально ли? Об этом позже, а мы продолжим в хронологическом порядке.
Кстати, справедливости ради необходимо заметить, что в ходе Всемирного экономического форума в Давосе премьер-министр В.Янукович допускал возможность восстановить прежние газовые соглашения с Россией. В «Газпроме» официально подтвердили, что компания получила такое предложение от украинского правительства. Ответ «Газпрома» ожидается в конце февраля.
Далее последовало еще одно резонансное заявление (даже не знаю, почему политики обращают внимание лишь на вопросы, связанные с газотранспортной системой страны?). Дело в том, что вновь таки профильный вице-премьер А.Клюев завил, что Кабинет министров откажется от услуг посредника-монополиста «УкрГазЭнерго» и обещает уже в следующем году вернуться к контрактам, которые были подписаны в 2003-2004 годах  напрямую между РАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины».
 
Дальше, обращаю особое внимание, особо пикантный разворот - 30 января, по результатам переговоров в Москве между министром топлива и энергетики Украины Ю.Бойко и председателем правления «Газпрома» А.Миллером это заявление не нашло своего отображения. Почему? Есть предположение, но об этом – ниже. По результатам же переговоров Бойко и Миллера были согласованы объемы поставок природного газа в Украину на период 2008-2009 годов. Стороны решили, что формирование цены на поставляемый газ будет производиться с учетом условий закупок природного газа в странах среднеазиатского региона, что согласитесь совершенно логично.
Дальше - больше. В тему включился не кто иной, как Президент России В.Путин. «Не хотел бы интриговать, но предложение для украинских партнеров носит революционный характер. Надо подумать», - заявил он 1 февраля. По его словам, стороны планируют вернуться к теме создания консорциума, правительство России работает над данным проектом, ищет наиболее оптимальные для украинских партнеров подходы к реализации проекта. Звучит забавно – это о «наиболее оптимальных» для нас условиях. 
Если вы думаете, что на этом повороты в данном вопросе исчерпались – это крайне ошибочное мнение. В тот же первый день текущего месяца глава Минтопэнерго Ю.Бойко отметил, что считает преждевременным вопрос о возможности передачи РФ части энергетических активов Украины в обмен на снижение цены на газ. По словам министра, Украина предложила несколько вариантов России относительно цены на газ. При этом он отказался конкретизировать суть предложений. Также обращаю внимание на детали – министр применил термин «преждевременным», а не «невозможным».
Информация об одном из вариантов российско-украинского сотрудничества в этой сфере на следующий день то ли просочилась, то ли была сознательно «вброшена» кое-кем из действующих лиц разыгрывающегося спектакля, жанр которого определить пока сложно. Опять ньюсмейкером выступил российский президент, заявивший, что Украина направила России предложения о добыче газа на территории РФ. Однако, по его словам, стороны обсуждают не просто концессию. «Речь идет об объединении активов, и украинские партнеры хотели бы не только создать газотранспортный консорциум, но и войти в добычные активы на территории РФ. Мы это, как правило, не делаем. Но если мы пошли на это в выстраивании отношений с нашими европейскими партнерами, скажем, с немецкой компанией BASF, сейчас до конца завершает с E.ON, E.ON, в принципе договорились об этом с итальянской компанией Eni, то почему с Украиной этого не сделать?», - задался прелюбопытнейшим вопросом Владимир Владимирович.
Зададимся вопросом и мы – а что Россия захочет получить в обмен на допуск нашей страны к месторождениям углеводородов? Пролонгацию договора по Черноморскому флоту? Снижение стоимости аренды имущества в Крыму? Дачу в Безрадичах по соседству с украинским главой государства В.Ющенко? Вряд ли. Более лакомого кусочка, нежели украинская газотранспортная система, для наших северных соседей, нет - по газопроводам Украины транспортируется около 80% экспортных объемов российского топлива. Москва  неоднократно выражала желание получить контроль над транзитными сетями нашей страны. Сегодня в его собственности уже находится 50% акций «Белтрансгаза» в обмен на относительно низкую цену на газ для Минска – 100 долларов за 1 тысячу кубометров. Выходит, у бютовцев таки есть повод блокировать трибуну?
Кстати, было бы очень интересно получить хотя бы приблизительный ответ на вопрос, который пока еще никто не задавал. Предположим, Россия согласиться допустить украинские компании к добыче газа на своих месторождениях (опустим, хоть этого и нельзя делать, вопрос – в обмен на что?). Интересно понять – какие именно компании от нашей страны будут допущены к этой «кормушке»? Если это будет «Нафтогаз», то хочется продолжить серию вопросов – где будут изысканы средства для проведения работ? Опять кредиты, коих и без того более чем достаточно? Куда будет поставляться добытое сырье? По какой цене? Что конкретно от этого получит наше государство, с учетом патологической склонности «Нафтогаза» увиливать от уплаты налогов, находящейся вне какой-либо зависимости от личности руководителя? Перечнь можно продолжать еще очень долго, но прошу обратить особое внимание – все эти вопросы имеют право на жизнь только в том случае, если гипотетическую возможность добывать газ в России получит именно НАК «Нафтогаз Украины». А если это почетное право получит, например, «УкрГазЭнерго», что от этого будет хорошего для страны? А если даже не эта компания, а некое общество с ограниченной (уголовной) ответственностью, с  адресом улица Любая? Зато будет повод для жарких дискуссий на тему бенефициаров этого осчастливленного предприятия.
Вернемся в реальность. Вероятность того, что «Газпром» пойдет навстречу украинскому правительству, крайне невелика. Кабинет министров Украины, предлагая вернуть прежние соглашения, может рассчитывать только на политическую лояльность В.Путина к В.Януковичу. Впрочем, недавний конфликт между партнером России – Белоруссией – и «Газпромом» говорит о том, что в «газовом вопросе» друзей не бывает.
Предложение Кабмина может иметь и другую цель. Дело в том, что  «Газпрому» будет непросто напрямую отказать Украине, так как этим он может поставить под удар своего политического союзника. Требуя возвращения предыдущей схемы поставок газа на Украину, правительство может в лучшем случае рассчитывать на преференции от «Газпрома», например возобновления поставок газа для реэкспорта. Возобновление реэкспорта газа из Украины в принципе возможно, вопрос лишь в цене топлива, которое будет продаваться для реэкспорта. Возможным является вариант, при котором НАК «Нафтогаз Украины» закупит дополнительный объем газа для реэкспорта по $250-270 за тысячу кубометров и продаст его за границу по $300-320 за тысячу кубометров. Не более того.
Не следует также забывать, что России сейчас требуются средства на разработку новых месторождений. По оценкам специалистов, ей потребуется вложить в общей сложности около 600 млрд. долл. В противном случае государству грозит дефицит топлива в размере 4,2 млрд. куб. м уже в текущем году. Средства на проведение работ «Газпром» рассчитывает получить за счет повышения цен на топливо для близлежащих государств. Руководители концерна неоднократно заявляли, что избыток дешевого ресурса, как на внутреннем, так и на внешнем рынках не приносит компании достаточно денег, чтобы наращивать добычу. Однако официальная Москва пока что не торопится повышать тарифы для российских потребителей. А стоимость газа для соседних стран с начала 2007 года заметно выросла. Поэтому с предложением Украины вернуться к старому бартерному механизму расчетов Кремль вряд ли согласится.
Да и не будем сбрасывать со счетов то факт, что договора о поставках газа подписаны. Их как минимум придется отменять. Возможно подспорьем в этом может быть тот факт, что «Газпром» в конце 2006 года выкупила у дочерней компании акционерного банка «Газпромбанк» (Россия) Arosgas Hoding AG (Австрия) 50% компании «РосУкрЭнерго» за 2,36 млн. евро. На сегодняшний день изменения в реестр акционеров уже внесены, и «Газпром» теперь является прямым владельцем половины акций «РосУкрЭнерго». То есть, по большому счету у Украины и так есть почти прямые отношения с «Газпромом» относительно поставок природного газа в нашу страну.
Еще один немаловажный аспект. Чем вызвана такая активность и в общем-то неполная согласованность заявлений украинских должностных лиц? С одной стороны понятно стремление нынешнего правительства снизить цены на природный газ. Но, во-первых, непонятно, почему это ход, явно рассчитанный на усиление симпатий электората, делается именно сейчас? До выборов очень далеко (хотя процесс согласования позиций с Россией и займет изрядное время). Может быть, руководители правительства знают больше, чем многие остальные о намерении Президента досрочно прекратить полномочия нынешнего парламента? Не исключено. Более того, они могут таким образом рассчитывать на усиление симпатий избирателей, что найдет отражение в большем количестве депутатских «штыков» в гипотетическом новом Верховном Совете? 
Очень показателен в этом вопросе является тот момент, что началась очередная атака на «РосУкрЭнерго». Понятно, что новая власть стремится «выбить» из схемы поставок газа в Украину посредническую структуру, которая во-первых находится вне сферы ее влияния, а во-вторых, по имеющимся слухам (подчеркиваю это слово – слухам), бенефициарами от ее деятельности могут являться некоторые господа, приближенные к «оранжевой» политической силе.
Понятно, что таким образом пытаются ослабить и Ю.Бойко. Потому как вроде он совсем не воюет с «РосУкрЭнерго», хотя не это главное. Периодически появляется информация о том, что наши северные соседи излишне симпатизируют этому профессионалу в вопросах ТЭК, да и просто эффективному управленцу. В силу этого, у некоторых руководителей правительства есть опасения, что Россия (или ее некоторые высокопоставленные лица) делают саму серьезную ставку на Ю.Бойко, как потенциального руководителя украинского правительства.
В любом случае, эта тема будет иметь развитие. А оппозиция таки заблокировала трибуну. Лидеры фракций ушли «в сад». То есть на согласительный совет. Надо бы съездить в Верховный Совет – полюбоваться результатами достигнутого согласия.
 
Федор Петренко

Оценить статью
(0)