Политическим событием этой недели, безусловно, являются выборы президента Туркменистана, которые должны пройти в воскресенье.
Если бы знал сам Туркменбаши, что его планы провести президентские выборы в 2009 году будут перечеркнуты смертью, может быть, состав участников этой бутафорской предвыборной гонки был бы иной. Но здесь вспоминается известный афоризм: если вы хотите рассмешить бога, расскажите ему о своих планах.
Из шести кандидатов наибольшие шансы на победу имеет исполняющий обязанности президента страны Гурбангулы Бердымухаммедов, который, скорее всего, уже видит себя в президентском кресле. Другой вопрос: видит ли себя Гурбангулы Бердымухаммедов вторым Туркменбаши? Вполне возможно, сам Бердымухаммедов ответил бы на этот вопрос удовлетворительно, если бы не то обстоятельство, что этого не хотят те люди из ближайшего окружения покойного Ниязова, которые, скорее, предпочтут видеть во главе страны Никиту Хрущева, чем Иосифа Сталина.
Особенность основного кандидата в президенты Туркменистана и его сторонников в элите состоит в том, что они являются продуктами системы, выстроенной Сапармуратом Ниязовым. И это не самые лучшие продукты, так как более или менее достойные — либо за бугром, либо на нарах, либо на том свете. Сильно поредевшие ряды туркменской элиты после ниязовских чисток помогут Бердымухаммедову избежать более жесткой конкуренции за власть. Впрочем, это не освобождает его от сильной зависимости со стороны силовиков, которые будут реальным теневым центром влияния в стране. Об этом говорит тот факт, что изменения, внесенные в туркменскую Конституцию, наделили большими полномочиями Совет безопасности, куда входят генеральный прокурор и руководители силовых ведомств, включая службу охраны президента. Одна из четырех конституционных поправок, утвержденных в конце декабря, позволяет этому Совету созывать главный законодательный орган страны халк маслахаты в случае, если президент или председатель халк маслахаты не могут исполнять свои обязанности.
При этом многие в Туркменистане понимают, что сохранить жесткий режим Ниязова уже не получится. К тому же Гурбангулы Бердымухаммедову необходимо наладить более хорошие отношения с международным сообществом, чтобы его победа изначально имела легитимность в их глазах. Поэтому возможная победа Бердымухаммедова, скорее всего, будет одобрена Западом, который пока не видит других вариантов и кандидатов для мягкой смены власти в этой стране.
Досым Сатпаев, политолог