В понедельник в Москве гостили видные представители Евросоюза. Координатора внешней политики ЕС Хавьера Солану, комиссара по внешним отношениям Бениту
Интерес Евросоюза к Косово вполне понятен. Ведь по плану спецпредставителя ООН Марти Ахтисаари управление этим краем должно быть возложено именно на ЕС. Как говорят в Брюсселе, тамошние трудяги готовы взять на себя этот груз, но считают, что косовская миссия «не может быть выполнена без строгой
Перед приездом в Москву Солана прямо заявил, что «Евросоюз поддерживает план Ахтисаари» и «в 2007 году важнейшей задачей Евросоюза будет урегулирование косовской проблемы». (Кроме того, если верить источникам российского «Коммерсанта», Солана должен быть лично заинтересован в успехе косовской миссии — в случае успеха его шансы стать первым министром иностранных дел Евросоюза резко возрастут.)
По некоторым данным, Лавров заверил гостей, что Россия готова к интенсивным консультациям с Европой по этому вопросу, но при этом еще раз заявил, что этот план не должен быть грубо навязан сторонам. «Судьба плана Ахтисаари зависит от Белграда и Приштины, — сказал он. — Необходимо, чтобы они разработали взаимоприемлемые формулы». Кроме того, по просочившейся из дипломатических источников информации, Москва разъяснила Евросоюзу, что, принимая то или иное решение по Косово, она обязательно учтет «и свои интересы».
Бенита
Ничего особенного на эту темы не сказали и другие еврочиновники. А Хавьер Солана, когда его спросили, видит ли он
Вторым важнейшим вопросом, как мы уже сказали, были перспективы начала переговоров по разработке нового соглашения о сотрудничестве и партнерстве. Напомним, что уже два месяца начало этих переговоров блокирует Польша. Варшава увязывает снятие своего вето с вопросом об отмене российского эмбарго на польскую сельскохозяйственную продукцию: не будет эмбарго, не будет и вето!
В тот день Лавров назвал препятствия, мешающие заключению нового договора Россией с Евросоюзом, «искусственными» препятствиями. Как отмечает тот же «Коммерсантъ», в Кремле вовсе не намерены смягчать жесткую позицию в отношении Польши. Наоборот, там склоняются к мысли, что настало уже время, чтобы «за безумства братьев Качиньских (президента и премьера) расплатился и польский бизнес», который не смог даже «удержать власти от необдуманных шагов». Результат: если на данный момент польский экспорт в Россию превышает 4 млрд долларов, то очень скоро он упадет до 1,5–2 млрд. Ограничения будут введены на товары, составляющие основу польского экспорта — пластмассовые изделия, стройматериалы и лекарства. Говорят, уже издан приказ о подготовительных шагах в этом направлении, и если в течение ближайших трех месяцев Польша не снимет вето на переговоры, соответствующие ведомства России приступят к исполнению этого приказа.
Между прочим, Польша, как я думаю, планирует создавать Евросоюзу проблемы и на косовском направлении. Президент Лех Качиньский недавно заявил, что его страна — против воли всего Запада — выступает за широкую автономию Косова в составе Сербии. Таким образом, если у Брюсселя до сих пор была в этом плане проблема, как уговорить Белград и Москву, то теперь ему предстоит столкнуться по этому вопросу уже и с Варшавой.
В свою очередь, основные политические партии Сербии в итоге трехчасовой встречи в понедельник решили доверить формулирование ответа на план Ахтисаари новоизбранному парламенту. Президент Борис Тадич в ходе этой встречи еще раз заявил, что этот план в его теперешнем виде «неприемлем для Сербии», и вместе с тем призвал членов т.н. контактной группы переждать еще как минимум десять дней до возобновления переговоров вокруг этого плана. (Для справки: переговоры должны возобновиться 13 февраля.)
Еще более категоричен сербский премьер Воислав Коштуница, который, напомним, в отличие от Тадича, в минувшую пятницу вообще отказался от встречи с Ахтисаари и заявил, что переговоры по этому «незаконному» и нарушающему территориальную целостность Сербии плану недопустимы. Вместе с тем, Коштуница еще раз высказал надежду, что в Совете Безопасности ООН на независимость Косова наложит вето Россия. Но после этого Коштуница (и, естественно, вся остальная Сербия, озабоченная судьбой Косова) получил из Москвы весьма неприятные сигналы. Сперва министр Лавров в интервью немецкому «Шпигелю» отметил, что «президент Путин никогда не говорил, что воспользуется правом вето по Косово». А в понедельник сербский «Блиц» опубликовал прозвучавшее из Москвы «предупреждение» Коштунице: «Если Сербия отвергнет все, что ей предлагают, то
Карло Гоголи