7 февраля 2007 года, по заранее утверждённому регламенту в Государственной Думе РФ был проведен «Правительственный час». На нём рассматривался блок вопросов «Оборона и Вооружённые Силы Российской Федерации». Тема: о переоснащении Вооружённых Сил Российской Федерации современными образцами вооружений и военной техники, создании единой системы заказов и поставок вооружений, военной техники и средств тылового обеспечения. С информацией по этому вопросу выступил заместитель Председателя Правительства Российской Федерации — министр обороны Российской Федерации Сергей Борисович Иванов.
Своё выступление он начал со слов: «Я намерен проинформировать вас не только о ходе переоснащения Вооружённых Сил, но и о состоянии и перспективах военного строительства в целом».
1. Техническое оснащение
Этот один из важнейших факторов, определяющих боеспособность нашей армии, постоянно находится в центре внимания руководства страны и военного ведомства. До последнего времени имеющиеся ресурсные возможности не позволяли нам осуществлять широкомасштабное обновление парка боевой техники. Сейчас ситуация изменилась. Рост национальной экономики, а также созданный
Доля расходов по оборонным статьям стабильно находится в пределах 2,6–2,8 процента ВВП при стабильном росте ВВП. В 2006 году на развитие Вооружённых Сил было выделено почти 44 процента всех расходов на национальную оборону, а к 2011 году мы планируем увеличить данный показатель до 50 процентов, направляя большую, львиную часть средств именно на закупки вооружений и военной техники. Уже в этом году, в гособоронзаказе 2007 года, у нас на техническое перевооружение запланировано ни много, ни мало 300 миллиардов рублей. Из них собственно на серийные закупки вооружений и военной техники будет направлено 144 миллиарда рублей. Это нам позволит только в 2007 году приобрести семнадцать межконтинентальных баллистических ракет, четыре космических аппарата военного назначения и столько же
Более длительная перспектива чётко отражена в новой государственной программе вооружения, принятой в конце 2006 года. Эта программа рассчитана до 2015 года, и на её реализацию выделяется 5 триллионов рублей. Мы запланировали в рамках этой программы поставить на боевое дежурство несколько десятков шахтных пусковых установок и командных пунктов РВСН, а также закупить свыше пятидесяти подвижных грунтовых ракетных комплексов
На агентство возложены функции по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учёту выполнения контрактов по гособоронзаказу, то есть это будет контрактное агентство. Однако вся полнота ответственности за развитие и поддержание в боеготовом состоянии системы вооружений сохраняется за силовыми структурами, здесь ничего не меняется. То есть что покупать, сколько — решают сами силовые структуры. Когда решение будет принято, и гособоронзаказ начнут выполнять, контрактацию будут осуществлять не люди в погонах, а гражданские специалисты этого агентства.
Создание нового агентства потребует внесения определённых изменений в действующее законодательство. Необходимо совершенствование вообще всей
Темпы оснащения Вооружённых Сил напрямую зависят от возможностей российской промышленности. Нас сейчас интересует, в первую очередь, не количество вооружений и военной техники, которые мы закупаем, а вопрос качества. Денежная проблема сейчас не стоит остро, госзаказ финансируется в полном объёме. Может ли наша промышленность произвести то, что нужно Вооружённым Силам? Вот это большой вопрос, и это меня очень беспокоит сейчас. Несмотря на имеющиеся трудности, в последнее время в состоянии нашей оборонной промышленности определённые сдвиги наметились. И во многом, конечно, этому способствовало то, что главой государства было своевременно принято решение об объединении в одних руках рычагов управления оборонным ведомством и отечественным ОПК, а также создание в новой форме
В течение последующих десяти минут Сергей Иванов построил своё выступление по принципу: все неудачи вали на предыдущих министров:
«Давайте об этом не забывать, о том, что у нас было. А другого выхода у нас в то время просто не было. И подготовка войск в то время (март 2001 года) была практически свёрнута: полевые учения не проводились, корабли стояли у причалов, самолёты — на аэродромах. Новая техника практически не поступала, поскольку в то время на развитие Вооружённых Сил из того скудного бюджета в 214 миллиардов рублей (с учётом индексации на инфляцию — 450 млрд.) мы тратили на развитие, то есть на переоснащение армии, меньше 30 процентов, а всё остальное проедали. В войсках нарастала социальная напряжённость. Денежное довольствие полковника, командира полка, в то время составляло меньше 5 тысяч рублей, а лейтенант, командир взвода, получал 2,5 тысячи.
На сегодняшний день наши Вооружённые Силы насчитывают один миллион сто тридцать тысяч военнослужащих.
Проводим определённые изменения, которые уже сейчас касаются и структуры, и системы управления Вооружёнными Силами. Я имею в виду эксперимент, который мы проводим на Дальнем Востоке, по созданию единого регионального командования, которому будут подчиняться все войска и силы, расположенные в данном случае в Дальневосточном регионе, то есть и флот, и авиация, и Сухопутные войска должны быть под единым командованием. Это сложная задача, о результатах пока говорить я не готов. В 2008–2010 годах мы определимся окончательно, но в принципе я считаю, что это путь стратегически правильный.»
Примечание: уже сейчас в Хабаровском крае офицеры говорят: «Вы там, за Уралом живёте по своим законам, а мы здесь — по своим. Ваши выпускники военных училищ и академий, назначенные к нам, даже чемоданы не распаковывают». Это грозит расщеплением армии и обособлением регионов.
«Что же касается группировок Сил Общего Назначения, то они на сегодняшний день уже созданы. Их основу составляют части и соединения постоянной готовности, а их боевые возможности позволяют оперативно локализовать любые внутренние и приграничные конфликты. Задачи, подобные тем, с которыми мы столкнулись в начале этого века на Северном Кавказе, сегодня способны решать войска одного округа, где уже есть части постоянной готовности, укомплектованные
Далее министр информировал депутатов Госдумы о проведенных масштабных учениях, в том числе, совместных с Индией и Китаем.
"Без создания достойных условий службы и жизни военнослужащих никакая модернизация Вооружённых Сил проводиться не может. И, в первую очередь, это касается денежного довольствия и жилищной проблемы. В этом направлении тоже много сделано. Доходы военнослужащих увеличились за шесть лет почти в два раза в реальном исчислении. Лейтенант на сегодняшний день у нас получает более 10 тысяч рублей, а денежное довольствие командира полка составляет почти 16 тысяч рублей (Это в два раза меньше машиниста электропоезда на метрополитене). И всё равно этого, конечно, мало, я это признаю, поэтому наши дальнейшие планы известны, они определены: мы будем продолжать повышать денежное довольствие, причём дважды, на 15 процентов, в 2007 и 2008 годах.
В квартирном вопросе негативная тенденция уже переломлена. Начиная с 2001 года, Минобороны получило сто сорок тысяч новых квартир только для постоянного проживания. Запущена в действие принципиально новая накопительная ипотечная система. И в этом году мы уже проводим эксперимент: первые двести молодых лейтенантов по всей стране, от Владивостока до Калининграда, заедут в квартиры реальные, которые будут их собственностью, и мы будем смотреть, как работает ипотека не в части накопления средств, а уже непосредственно в части её реализации. (А между тем, скоро встанет вопрос, что будет делать лейтенант с этой квартирой при переводе по службе ближе к центру страны, где квартиры стоят на порядок дороже). У нас очень сильно вырос фонд служебного жилья. За шесть лет он увеличился более чем в два с половиной раза. Когда я пришёл в Министерство обороны, у нас было восемьдесят четыре тысячи служебных квартир, а сейчас их двести двадцать пять тысяч. И сокращается очередь на постоянное жильё. Эта очередь по сравнению с 2001 годом уменьшилась на 25 процентов, на четверть. И через три года мы должны этот пресловутый квартирный вопрос в части постоянного жилья закрыть, а к 2012 году решить вопрос со служебным жильём.
Примечание: такие обещания давали почти все министры обороны и главкомы. Год назад у приёмной министра обороны на ул. Мясницкой, в старых «Жигулях» несколько дней жили бездомные офицеры из военного городка
Мы создали различные формы работы, организации, активно сотрудничаем с гражданским обществом, заинтересованы в этом и готовы продолжать эту работу.
Примечание: в «Московском комсомольце» от 14 февраля 2007 года опубликован материал о фактах организованной проституции по принуждению солдат — срочников в войсковой части № 3727; командир части Александр Борк. И это всё в Петербурге.
Ответы на вопросы:
Иванов А. С., фракция «Единая Россия»:
Не рассматривается ли в настоящее время вариант передислокации флота из Севастополя на территорию России, например в район Таманского полуострова? Вам, уважаемый Сергей Борисович, думаю, в скором времени придётся этим заниматься на более высоком уровне, так как надеюсь, что Президентом России станете Вы.
Примечание: 3 миллиона военных пенсионеров и ещё столько же членов их семей будут голосовать против Сергея Иванова, особенно после смерти контр — адмирала — пенсионера, 12 февраля, в очереди на предъявление законного иска в адрес Минобороны. Это произошло в Петербурге, а в Москве военные пенсионеры подобный иск выиграли.
Ответ: Черноморским флотом занимается отдельная комиссия, которую с нашей стороны возглавляет заместитель министра иностранных дел Григорий Борисович Карасин. Они ведут в спокойном тоне диалог по Черноморскому флоту. Что будет в 2017 году, я не знаю, но мы должны думать о любых сценариях, и хороших, и плохих. Принята и, самое главное, осуществляется уже на протяжении трёх последних лет федеральная целевая программа по созданию пункта базирования Черноморского флота на Северокавказском побережье. Ежегодно по этой программе выделяется и осваивается свыше 1 миллиарда рублей. Пока речь идёт, собственно, о Новороссийске, но это делается не для кораблей, которые сейчас в Севастополе базируются, а для тех кораблей, которые после развала Советского Союза у нас оставались без причала, без технического обслуживания, без береговых баз. Вопрос о том, где мы будем строить другие пункты базирования, сейчас решается командованием
Кондратенко Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации:
Уважаемый Сергей Борисович, вы в своём докладе всё время обращаетесь к периоду шестилетней давности, пытаясь сравнивать ту армию с этой, — это, в
Ответ: Вопрос, не имеющий отношения к моей нынешней сфере деятельности. Вы упомянули, что я опытный чекист, но я всю жизнь занимался внешней разведкой и в теорию заговоров не верю. Развал, который происходил в государстве, не мог объективно не затронуть и армию. Но это уже вопрос исторический, этого не вернёшь, надо думать о сегодняшнем дне и, самое главное, о будущем, о том, какая армия нам нужна в будущем, потому что и характер военных конфликтов тоже кардинально меняется. Угрозы меняются, и Вооружённые Силы должны быть подготовлены не к войне прошлого, а к войне будущего.
Никитин В.П., фракция «Родина»:
Уважаемый Сергей Борисович, скажите, пожалуйста, что происходит сейчас в отрасли военного судостроения? Какие намечены реорганизации, в том числе организационного плана? Насколько учтён опыт авиакорпораций с учётом специфики этой тонкой сферы — военного судостроения? И поскольку я депутат от Калининградской области, скажите, как вам видится будущее завода «Янтарь»?
Ответ: Прежде всего, волноваться не надо. Если говорить о военном судостроении, то есть, конечно, определённые трудности, но в целом я оцениваю потенциал и нынешние возможности нашего судостроения достаточно высоко. Да, после развала Советского Союза мы утратили и большие территории прибрежные, и заводы судостроительные, но не все. Почему я так говорю? Потому, что основные предприятия судостроения, занятые в военном кораблестроении, загружены сейчас заказами, извините, под завязку. Сами директора мне это теперь говорят: мы не знаем, что делать, — раньше мы смотрели в основном на экспорт, а теперь смотрим вожделенно на внутренний заказ, потому что рубль укрепился, а доллар упал, потому что финансируется гособоронзаказ на сто процентов, с нас стали строже спрашивать за его выполнение и объём увеличили. Заводы загружены, только работайте. Это по военному кораблестроению.
А основные проблемы у нас (как и в авиастроении) в гражданском судостроении. И мы сейчас уже находимся на выходе решения задачи в плане создания нескольких судостроительных холдингов. Я считаю, что их должно быть минимум три, в том числе и с учётом интересов безопасности и обороны, потому что один из них, я на этом настаиваю, в обязательном порядке должен быть на Дальнем Востоке, на Тихом океане. Нам там надо развивать и промышленность, и высокие технологии, а не строить всё только на Западе, потому что вы представляете, сколько стоит перегнать корабль, построенный, допустим, на Балтике, на Тихий океан, или даже лодку «Севмаша» на Тихий океан. Не
Тюлькин В. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации:
Сергей Борисович! Боевая выучка и
Ответ: Я боюсь, что у вас не совсем правильная информация. Никакой замены боевых знамён в массовом порядке не происходит.
Что же касается Прибалтики, руководство страны неоднократно высказывалось по этому вопросу, и я высказывался. Мы назвали вещи своими именами, назвали это государственным вандализмом.
В военном отношении у нас с НАТО складываются, в
Васильев В.А., фракция «Единая Россия»:
Сергей Борисович! Вы назвали сегодня цифру, если я не ошибаюсь, примерно миллион триста или миллион двести тысяч военнослужащих у нас в армии. Вот скажите, пожалуйста, чем обоснована эта цифра. Она
Ответ: Шесть лет назад численность, я сказал, была один миллион триста сорок тысяч, сейчас — один миллион сто тысяч. Ни одну боевую часть мы не сократили. Численность определяет Генеральный штаб, исходя из плана применения Вооружённых Сил. И с точки зрения боевой техники всё как было, так и осталось, даже по качественному уровню существенно наросло. Что касается численности вообще, опускаться ещё ниже мы уже не можем. Генеральный штаб говорит: на такую страну, расположенную в десяти часовых поясах, с учётом необходимости иметь региональные группировки, например на Дальнем Востоке, в
Шадаев Д. Р., фракция ЛДПР:
Уважаемый Сергей Борисович, в вашем докладе вы упомянули о замене 45 процентов технических средств на новые. Какие меры вы планируете для обеспечения должного контроля за реализацией выбывающего военного имущества?
И вторая часть вопроса. Прошу вас дополнить ваш ответ по развитию судостроения информацией о возможности размещения новой верфи для строительства авианосцев на Балтике.
Ответ: Что касается обновления 45 процентов техники, это предусматривается государственной программой вооружения до 2015 года. Здесь ни убавить, ни прибавить. (Ответа на первый вопрос не последовало).
Что касается судостроения и конкретно строительства новых верфей для строительства перспективных судов авианесущего класса, конкретного решения на этот счёт на сегодняшний день ещё не принято. Оно будет принято по согласованию с Генеральным штабом, с Главкоматом
Шаврин С. И., фракция «Единая Россия».
Сергей Борисович, в своём докладе вы остановились на том, что с 1 января 2008 года будет федеральное агентство по поставкам вооружений. Вот в связи с этим вопрос: поставками и закупками будет заниматься это федеральное агентство, а разработка и ремонт на кого перейдут?
Ответ: Разработка и ремонт и сейчас осуществляются либо на предприятиях промышленности, либо на ремонтных предприятиях Министерства обороны — и там и там. Капитальный ремонт с модернизацией, как правило, Министерство обороны на своих предприятиях не делает, это неэффективно, а вот текущий ремонт, войсковой ремонт мы делаем на своих ремонтных предприятиях, предприятиях Министерства обороны, которые очень близко находятся к зонам расположения этого оружия. И ещё я не ответил на предыдущий вопрос, на часть вопроса: как быть с утилизацией техники? Моя позиция очень простая: передавать её в промышленность. До сих пор Министерство обороны необоснованно несёт нагрузку, ненужную ему, охраняя, содержа старые образцы техники, запчасти к которым уже давно не производятся в России. Мы готовы либо передать это в порядке
Варенников В. И., фракция «Родина»
Сергей Борисович, конечно, мы отмечаем серьёзные, кардинальные изменения к лучшему в Вооружённых Силах, но хотелось бы знать: а что требуется от депутатов Государственной Думы, чтобы Вооружённые Силы имели всё необходимое в таком количестве, которое гарантировало бы защиту нашего Отечества?
И второй вопрос. Новая система технического обеспечения, возможно, обязывает пересмотреть систему тылового обеспечения по такой же схеме, чтобы тыл не мотался по всей стране, не заказывал.
Ответ: Начну со второй части вашего вопроса — по тылу. Собственно, это уже и произошло: в рамках единой системы, унифицированной системы тылового обеспечения мы ещё три года назад в Министерстве обороны создали единый заказывающий орган для всех силовых структур. Мы проводим общие торги на продукты питания, на имущество тыла, на обмундирование, на обувь, на
Теперь следующий шаг. В названии агентства, о котором я говорил с трибуны, присутствуют не только слова «по поставкам вооружения и военной техники», но и слова «материальных средств». То есть всё это переходит в агентство, и, конечно, материальные средства, то бишь имущество тыла, будут закупаться, контрактоваться этим же агентством для всех силовиков.
Первая часть вашего вопроса, Валентин Иванович: что нужно сделать? Я бы уделял больше внимания сейчас состоянию промышленности, реального сектора экономики,
наукоёмких технологий, потому что без этого свою обороноспособность мы не обеспечим. Мы просто не станем конкурентоспособной страной в жёстких условиях конкуренции, которые сейчас в мире существуют. Оборона — это только часть проблемы, а на самом деле этот вопрос шире: пора нам слезать с нефтяной и газовой иглы.
Ельцов В. Н., фракция «Единая Россия».
Уважаемый Сергей Борисович, ваша информация о состоянии дел в Вооружённых Силах за последние шесть лет, конечно же, заслуживает похвалы и положительной оценки, но
(Примечание: депутаты фракции «Единая Россия» неоднократно допускали явную и откровенную лесть. В кулуарах уже было известно о "повышении статуса Иванова в ближайшее время).
Выпуск техники двойного назначения на предприятиях Российской Федерации — это чрезвычайное благо как с точки зрения технического прогресса, так и с точки зрения конкурентоспособности этих предприятий. Вот КАПО имени Горбунова разработало
Ответ: Спасибо за вопрос. Вы так его оригинально поставили: давайте найдём деньги, а потом спрос будет. Сначала — спрос. Как сейчас торгуют в мире самолётами? Никаких самолётов на складе нет. Контракт подписывается на несуществующий самолёт со строго определёнными
Я знаю самолёт
(Примечание: Иванов уходит от оказания государственной поддержки продвижению отечественных самолётов на рынках).
Локоть А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации:
Уважаемый Сергей Борисович, вы озвучили, на мой взгляд, очень важный тезис, может ли промышленность создать то, что нужно армии. Вы тут же сказали , что нужны высокие технологии, и это тоже абсолютно правильно. Но здесь есть некое противоречие, когда речь идёт о снижении финансирования НИРов и ОКРов. Вы говорите о
И второй вопрос. Сегодня военные промышленники несколько испуганы, откровенно скажу вам, вот этой очередной революцией, можно сказать, потому что одну революцию уже пережили — с единым заказчиком. Учтены ли
Ответ: Начну со второй части вопроса. Это сейчас идут, и в прошлом ходили, по разным заказчикам и договаривались с разными людьми, в том числе в разных ведомствах, а теперь будут идти к одному заказчику. Я знаю случаи, когда обычный противогаз различные силовые структуры покупали по ценам, различающимся в два раза. Ну, ясно, что это коррупция, абсолютно ясно. Вот теперь этого не будет.
Теперь что касается НИОКРов. В 2002–2005 годах, в рамках прошлой государственной программы вооружений мы сознательно закладывали большой объём средств на НИОКР. Свыше 40 процентов из объёма ГОЗа шло на НИОКРы. Прошёл цикл, НИОКРы закончились. Мы же не можем вечно вести НИОКРы, двадцатилетиями! Так не будет. Сейчас эти НИОКРы в основном выполнены. И они во что должны перелиться? В серийные закупки. Вот они и начались по следующей программе. Но совсем мы никогда не прекратим НИОКРы. Это невозможно. Просто сейчас доля НИОКРов в ГОЗе 2007 года
Хвоинский Л. А., фракция «Единая Россия»:
Уважаемый Сергей Борисович, скажите, пожалуйста, как вы оцениваете сегодня ранее принятое решение по ликвидации ракет шахтного типа и уничтожение и разграбление системы обслуживания? Не было ли это ошибкой? И что происходит с испытанием нового ракетного комплекса «Булава»? После многократных заявлений о том, что создан лучший в мире ракетный комплекс, ни одного удачного пуска.
Ответ: Леонид Адамович, что касается шахт. Шахты действительно уничтожались в соответствии с теми обязательствами, которые Россия взяла ранее. Я считаю, если мы на себя обязательства берём, мы их должны выполнять. От этого зависит авторитет страны. Те шахты, которые по международным обязательствам можно не уничтожать, мы не уничтожаем. От дальнейших выводов о том, что с ними делать, я пока воздержусь. Возможно потом там происходит
Теперь по поводу «Булавы». Мы
(Примечание: Иванов заранее заявил всему миру о наличии у нас новейших ракет «Булава», которые до сих пор не испытаны. Однако, по мнению экспертов, результат испытаний может привести к выводу о непригодности «Булавы» в ближайшие три — четыре года для боевого применения).
Послесловие
Выступление Сергея Иванова воспринималось депутатами как бравурное, без
А впереди, между тем, уже маячит Страсбургский Суд. И несколько пенсионеров уже умерли в одном шаге от победы прямо в зале суда.
Назначение министром обороны РФ ещё одного финансиста — Анатолия Сердюкова, в добавление к соратнице Алексея Кудрина, заместителю министра обороны Любови Куделиной, делает надежды военных пенсионеров на справедливое решение их проблем призрачными. Финансисты всегда воевали с офицерами. Достаточно вспомнить 1993 год, когда
Роберт Быков, помощник депутата Госдумы, полковник в отставке.