Очередное заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины вскрыло проблему, о которой знали все, но говорить как-то особо не было желания. Непродуктивный отток капиталов из страны, по словам президента, уже перешел черту рядовой проблемы и вошел в статус угрозы национальной безопасности. Виктор Андреевич привел статистические данные, согласно которым за период с начала 2004 года по октябрь 2006 года официальная оценка оттока капитала составляет 12,9 млрд. долларов, а приток иностранных инвестиций составил 13,2 млрд. долларов.
Статистика, в данном случае, наука далекая от точной, потому нужно учитывать возможность того, что проблема более сложна и запущена. Министр экономики Украины говорит о том, что отток капитала из Украины с момента независимости нашей страны оценивается в 30 млрд. долларов, а ежегодный объем оттока капитала из Украины составляет порядка 1,5-2 млрд. долларов. Как видим, разные источники называют разные цифры, и это тоже является существенной проблемой, но в основе всего опять таки лежит наличие факта массового оттока капитала за рубеж.
«Почему эти капиталы трансформируются за пределы экономики Украины? Какие существуют мотивы? Какая миссия в этой системе контрольных и правоохранительных органов?» – сказал президент. Вопросы, в общем-то, риторические, задай Виктор Андреевич данные вопросы тому же Порошенко, который ныне инвестирует немалые средства в недавно не впустившую его Россию, ответы были бы получены моментально. Петр Порошенко, в Нижегородской области взялся строить завод по сборке "Богданов". Эти автобусы зарекомендовали себя как надежные на городских маршрутах в Украине, а, учитывая относительно низкую цену, являются чуть ли не идеальными для такого использования. В этот проект концерн "Богдан", контролируемый Порошенко, совместно с компанией "Укравто" намеревается вложить более 700 млн. долларов. И это не единственный проект г-на Порошенко в России. Порошенковский концерн "Рошен" обладает контрольным пакетом акций Липецкой шоколадной фабрики "Ликонф". Поговаривают, что кроме Липецка, кондитерские бизнес-интересы Порошенко имеются в Москве, Санкт-Петербурге и Брянске. Соединив все проекты, получим немалую сумму даже в рамках тех 13 миллиардов долларов, которые были увидены президентом вытекающими из украинской экономики за рубеж.
Среди тех, кто самым активным образом выводит украинские капиталы за границу, числятся еще одни фавориты нынешнего президента, а именно возглавляемая Сергеем Тарутой и Виталием Гайдуком корпорация ИСД. ИСД владеет польским меткомбинатом "Huta Czestochowa", венгерским "Dunaferr". За ближайшие пять лет корпорация, принадлежащая Сергею Таруте и Виталию Гайдуку, планирует потратить на модернизацию своих металлургических активов свыше трех миллиардов долларов, из которых уже освоено около миллиарда. Большая часть этих денег так же уйдет за рубеж.
ИСД не удалось пройти конкурс на приобретение металлургического завода в Пакистане – Pakistan Steel Mills. Тем не менее, корпорация планирует значительные расширения за рубеж – Тарута планирует приобрести ряд предприятий в Италии, Польше и Швейцарии, готовится выход компании на международный рынок IPO.
Последняя информация относительно концерна так же интересна в плане оттока капиталов: холдинг “Металлоинвест”, основным акционером которого является российский предприниматель Алишер Усманов, договорился о слиянии с “Индустриальным союзом Донбасса” – естественно, это не повлечет перетекание всех активов в Россию, но любое объединение корпораций разных стран приводят к дроблению активов, а учитывая, что "Металлоинвест" является более мощным центром притяжения, то, думается от такого объединения больше пользы в плане государств будет за Россией.
Кроме названных представителей украинского бизнеса, свой взгляд за границу направили, чуть ли не все украинские олигархи. Такую тенденцию называть исключительно негативной нельзя – да и с точки зрения развития современной экономики это нормальный процесс интеграции украинских капиталов в глобальную мировую экономику, выход на IPO, увеличение капитализации основных предприятий, расположенных в Украине. Но есть в этом и тревожные звоночки. В первую очередь, это огромные вложения украинскими олигархами средств в развитие своих зарубежных активов за счет украинских предприятий. Почему это происходит?
Украинская система налогообложения не конкурентная по сравнению с той же российской или польской. Даже при больших размерах заработной платы зарубежным работникам, прибыли остаются выше, потому и выгоднее работать и вкладывать капиталы в развитие там, а не здесь. Вот и получается, что со временем украинские предприятия, оставаясь долгое время фактически донорами для зарубежных, полностью расходуют свои фонды и становятся на грань исчезновения, сводя к нулю налоговые поступления в государственный бюджет, постепенно сокращая рабочие места, замораживая развитие экономики.
Как уже было отмечено, основной проблемой в этой ситуации является налоговая система в стране, но она в свою очередь все время существования независимой Украины, была удобным рычагом влияния со стороны властей. Правительства при президенте Кучме создавали благоприятные условия бизнеса для того же Ахметова, сдерживая конкурентов налоговыми рычагами. Ющенко также использовал проверенные приемы для создания тепличных условий для приближенных к нему олигархов. Потому и менять такую налоговую систему особо никто не стремился. Сейчас в стране сложилась система биполярной власти, которая по сути способна изменить подход к экономическому развитию Украины. В нынешней ситуации, используя систему противовесов и сдерживаний, сложились все условия для приведения налоговой системы, впрочем, как и всей экономической модели Украины, в состояние баланса, когда власти будут делать все не для приближенных олигархов, а для всей системы. Правда, приведенные условия скорее тепличные и напрямую зависят от дальнейшей расстановки сил на политической арене. Парадокс Украины состоит в том, что при политической нестабильности экономика развивается интенсивнее, чем в случае концентрации власти в руках одной группы. Такие тенденции можно было наблюдать все время, пока страна с весны до конца лета не могла получить новое правительство и продолжающее выполнять свои функции правительство Еханурова, добилось значительных успехов в повышении макроэкономических показателей. При такой политической ситуации, настал идеальный момент для принятия нового налогового кодекса, который не только сократит отток капиталов из Украинской экономики, но и повысит количество зарубежных инвестиций в нее. Поступления в бюджет, если и уменьшатся, то только на короткий срок, что потом будет компенсировано повышением количественных показателей, за счет новых производств, увеличенных заработных плат (за счет увеличения конкуренции на рынках).
Исходя из всего сказанного, угроза национальной безопасности лежит не в экономической, а исключительно в политической плоскости – пришел момент, когда властям нужно ввести одни правила игры для всех, а не использовать свои посты для лоббирования бизнес интересов узкого круга лиц. Естественно проблема более многогранна и не ограничивается системой налогообложения в стране, но последнее все же является фундаментом, на котором надстраиваются остальные. И если на заседании СНБО она была поднята, то это только первый шаг к ее решению.
Виталий Васылько
Статистика, в данном случае, наука далекая от точной, потому нужно учитывать возможность того, что проблема более сложна и запущена. Министр экономики Украины говорит о том, что отток капитала из Украины с момента независимости нашей страны оценивается в 30 млрд. долларов, а ежегодный объем оттока капитала из Украины составляет порядка 1,5-2 млрд. долларов. Как видим, разные источники называют разные цифры, и это тоже является существенной проблемой, но в основе всего опять таки лежит наличие факта массового оттока капитала за рубеж.
«Почему эти капиталы трансформируются за пределы экономики Украины? Какие существуют мотивы? Какая миссия в этой системе контрольных и правоохранительных органов?» – сказал президент. Вопросы, в общем-то, риторические, задай Виктор Андреевич данные вопросы тому же Порошенко, который ныне инвестирует немалые средства в недавно не впустившую его Россию, ответы были бы получены моментально. Петр Порошенко, в Нижегородской области взялся строить завод по сборке "Богданов". Эти автобусы зарекомендовали себя как надежные на городских маршрутах в Украине, а, учитывая относительно низкую цену, являются чуть ли не идеальными для такого использования. В этот проект концерн "Богдан", контролируемый Порошенко, совместно с компанией "Укравто" намеревается вложить более 700 млн. долларов. И это не единственный проект г-на Порошенко в России. Порошенковский концерн "Рошен" обладает контрольным пакетом акций Липецкой шоколадной фабрики "Ликонф". Поговаривают, что кроме Липецка, кондитерские бизнес-интересы Порошенко имеются в Москве, Санкт-Петербурге и Брянске. Соединив все проекты, получим немалую сумму даже в рамках тех 13 миллиардов долларов, которые были увидены президентом вытекающими из украинской экономики за рубеж.
Среди тех, кто самым активным образом выводит украинские капиталы за границу, числятся еще одни фавориты нынешнего президента, а именно возглавляемая Сергеем Тарутой и Виталием Гайдуком корпорация ИСД. ИСД владеет польским меткомбинатом "Huta Czestochowa", венгерским "Dunaferr". За ближайшие пять лет корпорация, принадлежащая Сергею Таруте и Виталию Гайдуку, планирует потратить на модернизацию своих металлургических активов свыше трех миллиардов долларов, из которых уже освоено около миллиарда. Большая часть этих денег так же уйдет за рубеж.
ИСД не удалось пройти конкурс на приобретение металлургического завода в Пакистане – Pakistan Steel Mills. Тем не менее, корпорация планирует значительные расширения за рубеж – Тарута планирует приобрести ряд предприятий в Италии, Польше и Швейцарии, готовится выход компании на международный рынок IPO.
Последняя информация относительно концерна так же интересна в плане оттока капиталов: холдинг “Металлоинвест”, основным акционером которого является российский предприниматель Алишер Усманов, договорился о слиянии с “Индустриальным союзом Донбасса” – естественно, это не повлечет перетекание всех активов в Россию, но любое объединение корпораций разных стран приводят к дроблению активов, а учитывая, что "Металлоинвест" является более мощным центром притяжения, то, думается от такого объединения больше пользы в плане государств будет за Россией.
Кроме названных представителей украинского бизнеса, свой взгляд за границу направили, чуть ли не все украинские олигархи. Такую тенденцию называть исключительно негативной нельзя – да и с точки зрения развития современной экономики это нормальный процесс интеграции украинских капиталов в глобальную мировую экономику, выход на IPO, увеличение капитализации основных предприятий, расположенных в Украине. Но есть в этом и тревожные звоночки. В первую очередь, это огромные вложения украинскими олигархами средств в развитие своих зарубежных активов за счет украинских предприятий. Почему это происходит?
Украинская система налогообложения не конкурентная по сравнению с той же российской или польской. Даже при больших размерах заработной платы зарубежным работникам, прибыли остаются выше, потому и выгоднее работать и вкладывать капиталы в развитие там, а не здесь. Вот и получается, что со временем украинские предприятия, оставаясь долгое время фактически донорами для зарубежных, полностью расходуют свои фонды и становятся на грань исчезновения, сводя к нулю налоговые поступления в государственный бюджет, постепенно сокращая рабочие места, замораживая развитие экономики.
Как уже было отмечено, основной проблемой в этой ситуации является налоговая система в стране, но она в свою очередь все время существования независимой Украины, была удобным рычагом влияния со стороны властей. Правительства при президенте Кучме создавали благоприятные условия бизнеса для того же Ахметова, сдерживая конкурентов налоговыми рычагами. Ющенко также использовал проверенные приемы для создания тепличных условий для приближенных к нему олигархов. Потому и менять такую налоговую систему особо никто не стремился. Сейчас в стране сложилась система биполярной власти, которая по сути способна изменить подход к экономическому развитию Украины. В нынешней ситуации, используя систему противовесов и сдерживаний, сложились все условия для приведения налоговой системы, впрочем, как и всей экономической модели Украины, в состояние баланса, когда власти будут делать все не для приближенных олигархов, а для всей системы. Правда, приведенные условия скорее тепличные и напрямую зависят от дальнейшей расстановки сил на политической арене. Парадокс Украины состоит в том, что при политической нестабильности экономика развивается интенсивнее, чем в случае концентрации власти в руках одной группы. Такие тенденции можно было наблюдать все время, пока страна с весны до конца лета не могла получить новое правительство и продолжающее выполнять свои функции правительство Еханурова, добилось значительных успехов в повышении макроэкономических показателей. При такой политической ситуации, настал идеальный момент для принятия нового налогового кодекса, который не только сократит отток капиталов из Украинской экономики, но и повысит количество зарубежных инвестиций в нее. Поступления в бюджет, если и уменьшатся, то только на короткий срок, что потом будет компенсировано повышением количественных показателей, за счет новых производств, увеличенных заработных плат (за счет увеличения конкуренции на рынках).
Исходя из всего сказанного, угроза национальной безопасности лежит не в экономической, а исключительно в политической плоскости – пришел момент, когда властям нужно ввести одни правила игры для всех, а не использовать свои посты для лоббирования бизнес интересов узкого круга лиц. Естественно проблема более многогранна и не ограничивается системой налогообложения в стране, но последнее все же является фундаментом, на котором надстраиваются остальные. И если на заседании СНБО она была поднята, то это только первый шаг к ее решению.
Виталий Васылько