Еще раз о нейтралитете

Еще раз о нейтралитете

Еще раз о нейтралитете

В советский период в Грузии не было школы международных отношений. Для простых смертных, рожденных в нашей стране, эта сфера была недоступна и покрыта тайной. В грузинских вузах было множество факультетов, грузинские физическая, математическая и психологическая школы гремели по всему миру. Только вот школы международных отношений не было. Если кто-нибудь проявлял какой-то интерес к этой сфере, он должен был как-то сдать в МГИМО (Московский государственный институт международных отношений). А это было воистину нелегким делом.
Дефицит знаний в области международных отношений особенно проявился после восстановления независимости. Тогдашние власти не смогли воспользоваться полученной благодаря распаду Советского Союза независимостью и привели страну к полной изоляции. Последовала гражданская война, и страна с надеждой обратила взор на Шеварднадзе - «политика и дипломата мирового уровня». Тогда в Грузии почти не было профессиональных дипломатов, не было людей, которые как-то разбирались бы в мировой политике. Все мы связывали надежды с одной личностью – ведь класса профессионалов не было. Но личность может выполнять великую миссию только на определенном этапе, недолго, а долгосрочную великую миссию должен выполнять класс профессионалов.
В Грузии класса профессионалов тогда не существовало, но он постепенно сформировался и продолжает расти и развиваться. Благодаря этому дефицит знаний в области международных отношений у нас преодолен. Но, видно, некоторые соседние страны не хотят в это поверить. Об этом свидетельствует предложение нейтралитета – идея, которая, если обратиться к простой логике и вспомнить уроки истории, не выдерживает никакой критики.
Идея нейтралитета, возможно, многих заставила задуматься. «Почему бы и нет?» - реакция могла быть и такой. Но, наверное, стоит задуматься: если этот самый нейтралитет так хорош и так легко достижим, почему его не объявят все? Если нейтралитет означает, что ты обретешь спокойствие, и никто тебя уже не побеспокоит, почему к нему не прибегнут все, кто хочет спокойствия? Вывод – наверное, все не так просто.
Успешный пример нейтралитета представляет Швейцария. Но этот успех обусловлен тем, что в нейтралитете Швейцарии были заинтересованы все крупные государства Европы. Правда, несмотря на эту заинтересованность, Швейцария всегда имела наготове сильную, способную сдержать любого агрессора армию.
А у Грузии (не станем далеко ходить за примерами) есть собственный опыт объявления нейтралитета – в 1918-21 годах. В тот период Грузия была как раз нейтральной. В результате мы не впустили к себе армию ни одного из крупных государств – ни Англии, ни Франции. В итоге нас захватило то крупное государство, которое находилось к нам ближе всех и претендовало на нашу территорию. Между прочим, в 1920 году Грузия признала эту страну гарантом своего нейтралитета.
Умные учатся на чужих ошибках, а глупые и на своих собственных не учатся. Если некоторые думают, что Грузия так глупа, мы будем вынуждены их разочаровать.

Торникэ Шарашенидзе, председатель Информационного центра НАТО

Оценить статью
(0)