Мучительнии сосуди устроиша ти путь к Небесем, /
Христов воине Диомиде, /
победив диавольския козни, /
и на Небесех у Христа прославися, /
молися за творящих верою память твою.
Тропарь мученику Диомиду
Святой мученик Диомид был прославленным врачом и защитником христианства. Церковь призывает его имя при совершении таинства Елеосвящения, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Священнослужитель, нареченный этим именем, по милости Божией стяжает дары своего духовного покровителя. Не удивительно поэтому, что именно епископом Диомидом было направлено обращение (см. приложение) ко всем верным во Христе чадам православной Церкви, призванное исцелить всех нас от болезней богоборческой эпохи.
Без воли Божией волос с головы человеческой не упадет. Эта аксиома хорошо известна любому верующему мирянину. Чем бы ни было обращение – утешением или искушением, оно должно быть принято со смирением и тщанием постичь волю Творца, заключенную в словах епископа. Ведь все епископы, включая Патриарха, канонически равны и никто не имеет права запрещать одному из них обращаться ко всем верующим.
Тем труднее понять раздражение и излишнюю эмоциональность из уст священнослужителей, по долгу службы комментирующих нашумевшее обращение. Так, руководитель пресс-службы Московской патриархии священник Владимир Вигилянский обвинил священнослужителя в "неосведомленности и невежественности", а также назвал "неправдой" (см. приложение) утверждения о приверженности Московского патриархата к объединению религий и якобы имевшему место свидетельству о том, что для христиан, иудеев и мусульман существует один Всевышний ». По словам владыки Кирилла, отвечающего в патриархии за внешние церковные связи, это письмо появилось именно в преддверии подписания "Акта о каноническом общении" с Зарубежной Церковью, и в нем отразились те "протестные настроения, которые имеют место в крайне радикальной части Русской Зарубежной Церкви". "Полагаю, все это направлено на то, чтобы сорвать подписание соглашения, помешать Русской Православной Церкви восстановить свое единство, - сказал митрополит Кирилл. - Неожиданное появление этого письма убеждает нас в том, что это не столько епископ Диомид изобличает, сколько некоторая группа людей, которая еще находится в тени, но будет найдена и обвинена в провокации ".
Официальные «православные СМИ» тут же «отстрелялись» по возмутителям внутрицерковного спокойствия, назвав их радикалами и провокаторами. Вот как обличает тех, кто не осудил отца Диомида, «Русская линия»: «активничали, правда, и православные радикалы, пытающиеся изобразить голос "православной общественности" и выдать письмо епископа Диомида за "чаяния церковных масс". М.Назаров написал даже открытое письмо митрополиту Лавру, в котором, фактически призвал предстоятеля РПЦЗ остановить процесс воссоединения Русской Церкви, а К.Душенов подключил к поддержке "голоса Чукотки" генерала Леонида Ивашова. Однако до сего дня эти истошные вопли "ревнителей" не были особенно слышны / …и далее… / Радикалы могут ликовать, их заметили. И компания, какая подходящая для людей, именующих себя "ревнителями православного благочестия". Будем теперь ждать, когда их поддержит Збигнев Бжезинский. Для полноты картины. И тогда они вместе станут бороться за чистоту церковной жизни» . Какой знакомый стиль из нашего недавнего агитпроповского прошлого. Печально читать все это на страницах уважаемого в православной среде издания в дни Великого Поста.
Эх, если бы с такой же убежденностью наши церковные дипломаты обличали бы развернутую в мировых СМИ антихристианскую кампанию по внедрению в массовое сознание очередного «кода да Винчи», нового мифа о том, что найдено захоронение святого семейства. Вот где ересь и провокация! Молчаливое допущение, неосуждение версии, ставящей под сомнение веру в воскресение и вознесение Господа нашего Иисуса Христа, убивает Веру. Как известно, Вера без дел мертва есть. Почивающей в бездействии способствует умерщвлению Православия.
Собственно, этой тревогой и наполнено письмо отца Диомида. Золоченых куполов становится больше, а православных русских все меньше и меньше. Вымирает народ-богоносец… Не верит попам в мерседесах, благословляющих и приветствующих собчаковско-чубайсовскую «демократию».
Вспомним пророчества преподобного Серафима Саровского: "Мне, убогому Серафиму, Господь открыл, что на земле Русской будут великие бедствия, Православная вера будет попрана, архиереи Церкви Божией и другие духовные лица отступят от чистоты Православия, и за это Господь тяжко их накажет" . Так что ничего нового епископ Диомид не сказал. Ничего, кроме правды. Его обращение – призыв к покаянию и спасению. К этому призывал Христос и был отдан на смерть первосвященниками. Отец Диомид предпочел архиерейскому благоденствию Голгофу и этим укрепил в Вере и утешил многих верных чад Православной Церкви. Поэтому, появление обращения не раскололо, но укрепило Церковь.
Не надо пугать православных расколом, которым часто называют любое несогласие с официальной позицией владыки Кирилла. Если и говорить о расколе, то не внутри Русской Православной Церкви. Наверное, пришло время говорить о разделении времен Апостасии, на два течения, выраженные в Апокалипсисе символами Лаодикийской и Фиадельфийской Церквей. Первой, в которой святая ревность о вере заменилась "теплохладностью", равнодушием и заботой о внешнем богатстве и благоустроенности, Христос говорит: "так как ты не холоден и не горяч, но тепел - изблюю тебя из уст Моих". Второй же сказано: "ты не много имеешь силы и сохранил слов Мое и не отрекся от имени Моего, и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную". Не надо бояться Истины. Надо бояться примирения с грехом и союза с богоборцами. Надо бояться наемников и волков в овечьей шкуре. Надо бояться неосергианства…
Абсурдно и надуманно обвинение автора обращения в попытке срыва процесса объединения РПЦ и Русской православной церкви за рубежом. Призыв к общенародному покаянию в грехах сотрудничества с большевистским богоборческим режимом, содержащийся в письме епископа Диомида, полностью отвечает чаяниям РПЦЗ и утверждает единство понимания исторической миссии грядущего воссоединения Церквей – укрепление России в противостоянии антихристу и приготовлении ко второму пришествию Христову. Без понимания этой миссии запланированное в мае объединение уподобляется строительству нового холдинга по оказанию ритуальных услуг.
И, наконец, главный вопрос. Почему именно сейчас был поднят весь этот шум вокруг обращения епископа Диомида двухмесячной давности? Очень не хочется думать, что причиной тому могли стать слухи об ухудшении здоровья Святейшего патриарха Алексия II и начало борьбы за его престол под лозунгом: «Если не я, то радикалы, экстремисты, провокаторы…» Господи, помилуй!
В заключение позвольте процитировать настоятеля московского храма святителя Николая на Берсеневке игумена Кирилла (Сахарова), давшего, на наш взгляд, наиболее взвешенную оценку происходящему: "Я уверен, что владыка (Диомид) не ставил своей целью внести раскол в Церковь. Он просто сказал о том, о чем многие уже давно говорят. Главное, чтобы вместо репрессий и навешивания ярлыков прислушались к голосу тех, кто выражает тревогу в отношении негативных процессов в церковной жизни" .
Аминь.
Максим Лесков
Приложения
Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви
Мы, клирики, монашествующие, миряне Анадырско-Чукотской епархии во главе с нашим архипастырем и отцом Преосвященнейшим епископом Диомидом, обращаемся ко всем верным во Христе чадам православной Церкви.
Наше обращение вызвано той болью и скорбью, которыми сейчас наполнены души всех искренно стремящихся ко спасению православных христиан. Данное обращение составлено во исполнение слов Христа Спасителя: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" (Матф. 18:15-17).
В настоящее время в Русской Православной Церкви Московской Патриархии, членами которой мы являемся, существует ряд отступлений от чистоты православного вероучения.
Первое. Постоянно набирает силу еретическое учение экуменизма, стремящееся вопреки словам Священного Писания, церковных канонов и правил, святоотеческого учения объединить все веры в одну религию или, по крайней мере, "духовно" их примирить.
В рамках этого движения совершаются совместные молитвы с еретиками, еретики присутствуют на православном богослужении, при этом нарушаются 45, 46 и 65 Апостольские правила и 32, 33 и 37 правила Лаодикийского собора. Учащаются приветственные "братские" послания православных инославным, противоречащие словам апостола Иоанна Богослова: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его" (2 Иоан.1:10,11). Проводятся совместные встречи и заседания, вопреки словам Божественного писания: "Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых" (Псал. 1:1.). "Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся" (Тит.3:10).
Второе. Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мирской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе. Это противоречит учению апостола Павла: "Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства" (Гал.5:1). "Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым" (Гал.1:10). Именно это является главной причиной участия церковных деятелей в экуменизме, одобрения ими глобализации, а в дальнейшем и к подчинению церковной организации единому мировому лидеру.
Третье. Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям.
Четвертое. Оправдание и благословение персональной идентификации граждан при ошибочном утверждении, что принятие внешних знаков и символов, навязываемых новым временем, не может повредить душе без ее сознательного отречения от Бога. Четкая тенденция дискриминации верующих по принципу несогласия с процессами глобализации (наличие старого паспорта, отказ от ИНН на храмы, монастыри). Практика неканонических мер церковных наказаний к священникам и монашествующим: запрещение в священнослужении, удаление с места служения и т.д.
Пятое. Одобрение демократии. Призыв к голосованию за определенных политических лидеров, вопреки церковным канонам и в нарушение соборной клятвы 1613 года.
Шестое. Проведение межрелигиозного саммита, с обращением к лидерам "большой восьмерки", что является признанием их власти. "Большая восьмерка" является органом мирового масонского правительства, подготавливает приход единого мирового лидера, т.е. антихриста. Поэтому всякое сотрудничество с ними духовно опасно. По словам архиепископа Аверкия (Таушева): "Необходимо помнить и знать: не может истинная Церковь Христова провозглашать и утверждать какую бы то ни было ложь и вступать в содружество или сотрудничество с врагами Христовыми! А потому все те епископы, клирики и миряне, которые в этой лжи участвуют и с врагами нашего Господа и Спасителя так или иначе дружат и сотрудничают, - "православные" только по имени".
Седьмое. На прошедшем саммите религиозных лидеров в итоговом документе, подписанном всеми собравшимися представителями религиозных конфессий, была засвидетельствована вера в одного "Всевышнего": "Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!". Мы не считаем, что у нас один "Всевышний" с иудеями, мусульманами, и прочими религиями и учениями. Об иудеях Господь сказал, что "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Иоан.8:44). Мусульмане считают "всевышним" Аллаха, а Сына Божия простым пророком, Господь же говорит: "Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Иоан.14:6). Об этом же учили и Апостолы: "Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца" (1 Иоан. 2:22-23). "А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста" (1 Иоан. 4:3). "Один Господь, одна вера, одно крещение" (Еф.4:5).
Призыв религиозных лидеров, в том числе и представителей РПЦ МП, подписавших этот документ гласит: "Уважать и принимать друг друга, не взирая на религиозные, национальные и другие различия". В этом мы видим противоречие Евангельскому учению: "Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его" (2 Иоан. 1:10).
Восьмое. Мы выражаем свое несогласие с официальным заявлением по центральному телевидению о единстве нравственных ценностей у православия, иудаизма, мусульманства и католицизма. Это ложное мнение. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с современными иудаизмом и его моральным кодексом талмуда по которому все люди кроме евреев - "гои". Мы так же не можем иметь единые нравственные ценности с мусульманством, допускающим, например, многоженство. Мы не можем иметь единые нравственные ценности с католицизмом и его моралью ордена иезуитов.
Девятое. Мы озабочены и не согласны с попранием принципа соборности в связи с долгим отсутствием созыва Поместного Собора и передачи важнейших его функций собору архиерейскому. Так, по уставу 1988 года: "В Русской православной церкви высшая власть в области вероучения, церковного управления и церковного суда - законодательная, исполнительная и судебная - принадлежит Поместному Собору". А по уставу 2000 года: "Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви".
В заключение нашего послания мы просим и умоляем пред лицом всей Церкви Христовой архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, причастных тем или иным образом к перечисленным выше отступлениям от чистоты евангельского, догматического, канонического вероучения, обратиться от пути отступления и принести плоды достойные покаяния. Да пребудем все едины в чистоте православной веры. Обращаемся также ко всем чадам Русской Православной Церкви с призывом поддержать наше обращение.
Богоявление Господне, 2007 г.
Преосвященнейший Диомид
епископ Анадырский и Чукотский
Игумен Илия (Емпулев)
Иерей Сергий (Бахарев)
Иерей Евгений (Пилипенок)
Монах Гавриил (Ларионов)
Справка
Послание - итоговый документ заключительного заседания Всемирного саммита религиозных лидеров
(Москва, 5 июля 2006 г.)
Мы, участники Всемирного саммита религиозных лидеров — главы и посланцы христианских, мусульманских, иудейских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран, — собрались в Москве в преддверии саммита «Большой восьмерки». Подробно обсудив вопросы, представляющие взаимный интерес, мы обращаемся к главам государств, к нашим религиозным общинам и ко всем людям доброй воли.
Мы считаем, что человек по природе своей религиозен. С самого начала истории религия играет ключевую роль в формировании мысли, культуры, нравственности, общественного уклада. При возрастающей роли веры в современном обществе мы желаем, чтобы религия продолжала служить прочным основанием мира и диалога между цивилизациями, а не использовалась в качестве источника распрей и конфликтов. Религия имеет потенциальную возможность связывать различные народы и культуры, несмотря на нашу человеческую хрупкость, особенно в сегодняшнем контексте множественности и многообразия.
Человеческая жизнь — это дар Всевышнего. Наш священный долг — сохранить этот дар, что должно быть заботой как религиозных общин, так и политических лидеров.
Диалог и партнерство цивилизаций не должны быть просто лозунгами. Нам нужно построить такой миропорядок, который сочетал бы демократию — как способ согласования различных интересов и как участие людей в принятии решений на национальном и глобальном уровне — с уважением к нравственному чувству, образу жизни, различным правовым и политическим системам, национальным и религиозным традициям людей. Всесторонние, справедливые и стабильные решения международных споров должны достигаться мирными средствами. Мы отвергаем двойные стандарты в международных отношениях. Мир должен быть многополярным и многоукладным, удовлетворяющим всех людей и все народы, а не подогнанным под безжизненные и упрощенные идеологические схемы.
Человек — уникальное создание Творца, бытие которого простирается в вечность. Он не должен становиться ни товаром, ни объектом политических манипуляций, ни деталью машины производства и потребления.
Поэтому прежде всего необходимо постоянно утверждать высочайшую ценность человеческой жизни от зачатия до последнего дыхания и естественной кончины. Следовательно, семья нуждается сегодня в поддержке, ибо она является преимущественной средой для формирования свободной, разумной и нравственной личности. Мы призываем усилить поддержку семьи, особенно в ее воспитательной миссии, с помощью национального и международного права и практики государств, различных общественных институтов, религиозных общин и средств массовой информации. С этим связана наша озабоченность положением женщин и детей во многих обществах. Помогая развитию уникальной личности каждого человека, женщин и мужчин, детей и престарелых, а также людей с ограниченными возможностями, мы видим, что все они обладают своими особыми дарами. Защита их от насилия и эксплуатации — это общая задача для власти, общества и религиозных общин.
Человек — высшее творение Всевышнего. Поэтому права личности, их защита и соблюдение на национальном, региональном и международном уровне являются важной заботой для нас. Тем не менее, наш опыт также показывает, что без морального стержня, без понимания наших обязанностей ни одна страна или общество не свободны от конфликта и упадка. Грех и порок разрушают и личность, и общество. Поэтому мы убеждены, что закон и общественный уклад должны в плодотворном согласии соединить приверженность правам и свободам с пониманием нравственных устоев, лежащих в основе человеческого общежития.
Мы заявляем о важности религиозной свободы в современном мире. Люди и группы должны быть свободны от принуждения. Никого нельзя заставлять действовать вопреки своим собственным убеждениям, касающимся религии. Необходимо также учитывать права религиозных и национальных меньшинств.
Мы осуждаем терроризм и экстремизм в любой форме, а также попытки их религиозного оправдания. Считаем своим долгом противостоять вражде на политической, национальной и религиозной почве. Мы сожалеем о деятельности псевдорелигиозных групп и движений, разрушающих свободу и здоровье людей, а также нравственный климат в обществе. Использование религии как средства разжигания ненависти или как предлога для преступлений против личности, морали, человечества — это один из главных вызовов современности. По-настоящему справиться с ним можно только через образование и нравственное воспитание. Школа, средства массовой информации и проповедь духовных лидеров должны вернуть нашим современникам полноту знания своих религиозных традиций, призывающих к миру и любви.
Мы требуем прекратить любое оскорбление религиозных чувств и осквернение священных для верующего человека текстов, символов, имен и мест. Тот, кто посягает на святыни, должен знать, что больно ранит сердца людей и сеет рознь между ними.
Через образование и социальное действие мы должны вновь утверждать устойчивые нравственные ценности в сознании людей. Мы считаем эти ценности данными Всевышним и глубоко коренящимися в жизни человека. Практически они во многом едины для наших религий. Мы чувствуем свою ответственность за нравственное состояние наших обществ и желаем взять на себя эту ответственность, работая вместе с государствами и гражданскими объединениями во имя жизни, в которой нравственные ценности являются свойством и источником устойчивого развития.
Жизнь человека связана и с экономикой. Международный экономический уклад, равно как и прочие сферы глобальной архитектуры, необходимо основывать на справедливости. Вся экономическая и деловая активность должна быть социально ответственной и зиждиться на нормах морали. Именно это делает ее по-настоящему эффективной, то есть приносящей благо людям. Жизнь только ради прибыли и производственных достижений становится бедной и пустой. Зная это, мы призываем бизнес быть открытым и ответственным перед лицом гражданского общества, включая религиозные общины, как на национальном, так и на глобальном уровне.
Совершенно необходимо, чтобы все правительства и деловые сообщества были одинаково ответственными хранителями ресурсов нашей планеты. Эти ресурсы, дарованные всем поколениям Творцом, должны использоваться во благо каждого человека. Все народы имеют право употреблять эти ресурсы, а также развивать технологии, нужные для их сохранения и эффективного использования. Ответственное распределение богатств Земли и активная гуманитарная деятельность помогут победить нищету и голод, от которых страдают миллиарды наших братьев и сестер. Бедность и социальная незащищенность становятся причиной массовой миграции, порождающей все новые проблемы как в бедных, так и в богатых странах. Концентрация большей части богатств мира в руках немногих на фоне крайней нищеты огромного числа людей, особенно детей, — это глобальная трагедия. Она определенно продолжит мировую дестабилизацию, угрожая миру на планете. Мы призываем все народы вернуться к жизни в умеренности, самоограничении и деятельной справедливости. Это обеспечит полное надежды будущее грядущих поколений и выбьет почву из-под ног террористов и экстремистов.
Правительства, религиозные общины и народы мира должны сообща бороться с новыми вызовами, такими как эпидемии инфекционных болезней, особенно СПИДа, а также наркомания и распространение оружия массового уничтожения. В одиночку ни одна страна, даже самая богатая и могущественная, не справится с этими угрозами. Мы все взаимосвязаны, и у нас одна судьба. Это требует согласованных и объединенных усилий со стороны всех государств-членов международного сообщества. Причем болезни — это не только забота врачей, а расползание смертоносных технологий — не только проблема правоохранителей. Эти вызовы должны стать заботой всего общества.
Межрелигиозный диалог должен осуществляться усилиями религиозных лидеров и специалистов, а также обогащаться вкладом простых верующих. Не должна иметь место ситуация, опасность которой подтверждена историей, когда религиозные общины действуют под диктовку политических интересов. Мы также осуждаем попытки искусственно «смешать» веры или изменить их без воли на то их последователей, чтобы приблизить их к секуляризму.
Наши общины готовы развивать диалог с приверженцами нерелигиозных взглядов, с политиками, со всеми структурами гражданского общества, с международными организациями. Мы надеемся, что этот диалог продолжится, позволяя религиям внести свой вклад в согласие и взаимопонимание между народами, в общий дом, основанный на истине, построенный на справедливости, оживотворяемый любовью и свободой. Этот диалог должен вестись на равных, вестись ответственно и регулярно, с открытостью к любым темам, без идеологических предубеждений. Полагаем, что настало время для более системного партнерства религиозных деятелей с Организацией Объединенных Наций.
Особо обращаясь ко всем верующим людям, призываем их уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия. Будем помогать друг другу и всем благонамеренным людям в созидании лучшего будущего для всечеловеческой семьи. Будем хранить мир, заповеданный Всевышним!
Информация
Диомид, епископ Анадырский и Чукотский. Родился 24 июня 1961 г. в г. Кадиевка Луганской обл. Украины в семье рабочего. В 1978-1983 гг. учился в Харьковском институте радиоэлектроники, после окончания которого работал инженером-конструктором в ХКТБ ДОСААФ. В 1986 г. поступил в Московскую духовную семинарию. 3 июля 1987 г. в Троице-Сергиевой Лавре пострижен в монашество наместником монастыря архимандритом Алексием (ныне архиепископ Тульский и Белевский), 18 июля в день памяти преподобного Сергия Радонежского и 650-летия основания Лавры рукоположен во иеродиакона Филаретом, митрополитом Минским и Слуцким, патриаршим экзархом всея Белоруссии. В 1989 г. окончил Московскую Духовную Семинарию и поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1993 году. 1 сентября 1991 г. в Донском монастыре в день 400-летия иконы Пресвятой Богородицы "Донская" рукоположен Святейшийм Патриархом Московским и всея Руси Алексием II во иеромонаха. С 1991 г. находился в командировке в Камчатской и Магаданской (и временно Сахалинской) епархии. В Магаданской епархии нес миссионерское послушание, объезжая населенные пункты Магаданской области и Чукотки. С 1992 г. настоятель храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, впоследствии вновь построенного Свято-Троицкого храма в г. Елизово Камчатской области. 28 августа 1993 г. возведен в сан игумена, 21 июля 2000 г. — в сан архимандрита.
10 августа 2000 г. в соборе Смоленской иконы Божией Матери Новодевичьего московского монастыря хиротонисан во епископа Анадырского и Чукотского.
Первоисточники:
[1] Подробнее см.: «Православный календарь» http://days.pravoslavie.ru/Life/life4448.htm
[1] Подробнее см.: «Лента.ру» http://lenta.ru/news/2007/03/01/church/
[1] Подробнее см.: «Русская линия» http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170693
[1] Цит. по: «Русская линия» http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=170693
[1] Подробнее см.: «Спецназ России» http://www.specnaz.ru/archive/05_2001/10.htm
[1] Цит. по: «NEWSru.com» http://www.newsru.com/religy/02mar2007/diomid.html
[1] Источник: «Русская линия» http://www.rusk.ru/st.php?idar=8775 и «Русь Православная» http://www.rusprav.org/2007/3.htm
[1] Источник: «Православие.ру» http://www.pravoslavie.ru/news/060705152556