PASSOVER

В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана… Лунный свет омывает летящую Маргариту, её полёт сопровождает луна… «Ночь полнолуния — праздничная ночь, и я ужинаю в тесной компании приближённых и слуг», — говорит Воланд… Глава «Извлечение Мастера» залита светом сияющей, полночной луны. И ещё: «Тогда лунный свет вскипает, из него начинает хлестать лунная река, она разбрызгивает свет во все стороны, начинается лунное наводнение…» Михаила Афанасьевича следовало бы считать членом секты субботников, которые чересчур, с точки зрения православной церкви, чтили Ветхий Завет — ведь  Евангелия не упоминают, не называют 14 нисана.
Сакральное могущество Луны воплотилось в религиях Востока, Луна царит  в восточных календарях. Серп луны — каждый день другой, как легко считать дни по его форме! Наблюдение неба было, можно сказать, повседневным занятием пастушеских племён, давным-давно звездочёты весьма точно определили длительность лунного месяца, тогда же замечено, что в среднем луна видна 28 дней, а после её исчезновения с небосвода проходит 1, 2, иногда 3 дня до появления молодой луны; люди знали, что по четырём видимым фазам Луны можно разделить время на 4 недели. Началом календарного месяца естественно было признать новолуние, т.е. первое появление новой луны.
Жизнь древнего человека была скудна, и смена небесных явлений — событие. Новый месяц, а тем более, новый год — праздник, и его точное установление — важное дело. А оно было не столь простым. Луна описывает сложную траекторию, ибо два центра притяжения — Земля и Солнце — управляют её движением. К тому же время появления новой Луны зависит ещё и от географического места обзора. Поэтому вавилонские, ассирийские, персидские цари посылали в разные стороны наблюдателей; увидев юный серп в предрассветной или закатной мгле, они сломя голову мчались в столицу, и царь торжественно объявлял наступление нового месяца. 
Однако 12 лунных месяцев, 6 месяцев по 29 дней и 6 месяцев по 30, дают в сумме 354 дня, а солнечный год содержит 365 с хвостиком дней. Значит, лунный год на 11 с чем-то дней короче солнечного, и чтобы месяцы не начали странствовать по сезонам, надо добавлять 11 дней каждый год, или целые месяцы через некоторые годичные промежутки. Поначалу делалось это весьма хаотично, дополнения вставлялись строго как попало, но в 432 году до н.э. совершилось гениальное открытие; сделанное, оно естественно, кажется простым. Греческий математик и астроном Метон установил, что 235 лунных месяцев со средней длительностью 29,5 суток с замечательной точностью  равны 19 солнечным годам, ~ 6940 солнечным суткам. На этом основании он предложил лунный календарь: 19 лунных лет имеют 228 месяцев,  7 лет из 19 дополняются одним 30-ти дневным или 31-ти дневным месяцем. Хотя абсолютная синхронизация любого календаря ни с Солнцем, ни с Луной невозможна, 19-ти летний цикл Метона даёт очень высокое приближение: все месяцы всегда начинаются в новолуние и неизменно падают на одни и те же времена года — Метон вычислил, что 1 день разницы между календарным и солнечным годом набегает за 309,5 лет. Аристофан высмеял учёного, толпа с восторгом улюлюкала, и греки сохранили свои путаные календари, к тому же разные в каждом полисе. Первыми — в  367 году до н. э. — цикл Метона для построения календаря применили персы.   Никакого «начальственного» произвола -  «поскольку голуби ещё малы, ягнята ещё слабы, а хлеб ещё не созрел, я решил прибавить к году ещё 30 дней» — более не допускалось, да в нём и не было нужды. На всём пространстве древней ойкумены персидский календарь был самым совершенным. Неудивительно, что он быстро овладел всей Передней Азией и продержался там вплоть до арабского завоевания. Сменённый мусульманским, он сохранился только у евреев, подобно оазису в пустыне.
Евреи принесли из вавилонского пленения примитивный лунный календарь, и израильские цари, подобно своим восточным братьям-царям, рассылали «свидетелей» новолуния во все концы страны. Те прибегали в синедрион, и после перекрёстной проверки их показаний, глава синедриона восклицал: «Новолуние наступило!». Ни о какой верности фикса говорить не приходилось, и еврейские мудрецы начали склоняться к циклу Метона. Но традиция ожидания первой Луны и торжественного провозглашения нового месяца ушла не сразу, учёные мужи только постепенно возымели силу, да и то потому, что, во-первых, неприличный крик стоял в синедрионе, каждый «свидетель» уверял, что он всех точнее, а разобраться было трудно — новая Луна видна всего несколько минут, а если точно — то это и не новолуние, а т.н. новомение, первый видимый серп, ибо истинное новолуние скрыто от глаз, чем и пользовались «внутренние» враги, присылая лжесвидетелей и внося сумятицу и, во-вторых, толерантность языческого Рима сменилась христианской нетерпимостью: Император Константин под страхом смерти запретил наблюдение и оглашение новолуний и праздников. Нужно было либо отказываться от лунного календаря, либо переходить к расчётам. Тут-то и восторжествовал персидский календарь. Но напрямую он не годился. Религиозные правила требовали, чтобы начало нового года не приходилось на воскресенье, среду или пятницу. Реконструкцией календаря занималось множество умных людей, и лет через 20–30 после константинова запрета календарь был готов к употреблению. Известно имя последнего стилиста: раби Ада бар-Агаба. Раби Ада установил еврейский календарь на трёх 19-летних циклах с  разным числом дней в цикле — 6939, 6940, 6941; их сложным чередованием он добился, что «запрещённые» дни не попадают на начало года.  Сумма трёх таких циклов даёт то же постоянство относительно Луны и Солнца, что и персидский календарь.
Новолуние в начале месяца фиксирует положение  праздника пасхи — в полнолуние. 15 нисана совершился исход евреев из Египта; в память этого песах начинается вечером 14 нисана (14 дней после новолуния). Сутки вообще начинается вечером, т.е. с момента творения: «был вечер и было утро, день один».  Песах первоначально означал жертвенного агнца, но праздник, установленный в память исхода из Египта, придаёт этому слову иной смысл, хорошо передаваемый английским именованием пасхи: pass over — «не обращать внимание», «игнорировать». Бог повелел Моисею: 14 нисана, вечером, пусть зарежут агнца, помажут его кровью косяки дверей. Бог пройдёт мимо таких дверей, уничтожены будут лишь первенцы египетские. Тотчас агнца следует зажарить и поспешно съесть, одевшись в дорожные одежды и держа посох в руках — в знак немедленного исхода из Египта.
Итак, 14 нисана. Как определить этот день? Если бы всё выяснялось перебранкой «свидетелей», то всё было бы просто и …неверно. 19-ти летний цикл,  казалось, снял опасные для государства пререкания и создал необходимую стабильность. Но беда-то в том, что и  метонов цикл не безгрешен. Относительно Солнца промах невелик: Метон ошибался, считая, что его циклы опережают Солнце на 1 день за 309,5 лет, на самом деле они отстают от Солнца на 1 день за 225,5 года, но и это немного. Правда, за 2,5 тысячи лет еврейский календарь, основанный на метоновом цикле, отстал на 11 дней, но и с этим можно мириться, а вот с Луной дело обстоит совсем плохо. Примерно через каждые 30 лет фазы Луны убегают от календаря на 1 день вперёд, а спустя 210 лет начала месяцев придутся на вторую четверть Луны. Как быть? Точно следовать за Луной,  добавлять дни и, тем самым, отказаться от 19-летних циклов, от солнечной синхронизации? Всё, всё — возможное расхождение с Солнцем, религиозные гонения, рассеяние евреев, которое усиливало требования к единству правил, необходимость перевода дат еврейского календаря в календари иные подталкивали к расчёту, к использованию 19-летнего цикла. Без корректировки не избавиться от грубого несоответствия календаря действительным фазам Луны, но решиться на это… Проблема была в том, что с течением лет древний календарь стал одним из неприкасаемых символов. И всё же решение было принято. Хотя прямых свидетельств передвижения календаря как будто нет, это ничего не доказывает — до священной коровы явно дотронулись. Преследования римлян увели еврейскую астрономию в подполье, правила вычисления календаря, счёта дней в дополнительных месяцах стали таинством, передавались малому числу посвящённых, и это позволяло укрыть от «населения» покушение на Время. Тайное знание спрятано в Каббале, в закрытой от profanus внутренней части Торы, там ключ к управлению календарём.
Попытаемся удостовериться, что календарь подправляли. Вступаться в него не обязательно каждые 30 лет. Сдвигом на 1–2 дня начала месяца от новолуния можно пренебречь, и вмешаться, скажем, через сотню-полторы лет. Проведённые мной расчёты показали, что календарное новолуние к апрелю 2005 года, вычисленное по циклу Метона, пройдя 2 полных круга фаз, в результате отставало бы от истинного на 7 дней. Вместо астрономического новолуния 8 апреля, календарное новолуние было бы «назначено» на 1 апреля. Верить ли собственным глазам, увидевшим 14-ю луну только 8 апреля? Приходиться верить, ибо пасха этого года, 15 нисана, назначенная на 24 апреля, пришлась точно на день полнолуния, т.е. календарное новолуние 8 апреля совпало с истинным — значит, совпало и новолуние. Значит ли это, что таинственные хранители календаря отказались от 19-летнего цикла? Невозможно, на нём построен весь календарь, все расчёты дат, в том числе первого дня творения. Это означает только, что календарь на протяжении последних двух тысяч лет подвергался корректировке: через какие-то длительные промежутки времени убиралось несколько дней, скорее всего, укорачивался один из дополнительных месяцев; при этом цикл Метона сохраняется для последующей жизни календаря. Но ничто не проходит бесследно.
Всё имеет начало. Нулевая точка еврейского календаря «достоверно» известна — это первый миг 1-го дня творения, новолуние, 1 тишри 1 года,  5 часов 204 халаким вечера по местному, израильскому  времени. (Халаким — множественное число от хелек. Час состоит из 1080 халаким, минута содержит 18 халаким, секунда -  0,3 хелек.) От Иерусалима до Лондона Солнце идёт 2 часа 21 минуту и указанная дата по христианскому календарю есть понедельник 7 октября 3760 года до н. э. 7 часов 32 минуты 20 секунд вечера Гринвича. Что явится следствием корректировки? Изменится нулевая точка календаря — ею станет момент коррекции. Но эта перемена спрятана от взоров; если её проводить регулярно — она мало заметна. Новое начало изменяет ушедшее время, но это волнует немногих.
А что же Михаил Афанасьевич? А он совершенно прав. Его утверждение выдерживает любую проверку. Расчёты показывают, что около рубежа старой и новой эры полнолуние точно совпадало с 14 нисана.

Зельдич Юрий Владимирович,
автор многих публикаций исторического характера.

Оценить статью
(0)