Наш «всенародный любимец», босс Минздравсоцразвития, на минувшей неделе совершенно хладнокровно плюнул в лицо всем, кто вынужден общаться с подведомственными г-ну Зурабову структурами. Вместо того чтобы публично извиниться за все, что он творил на своем ответственном посту, г-н Зурабов, ехидно ухмыляясь перед камерами, заявил, что с удовольствием понесет наказание, если этого народ так уж хочет. Да не наказания Зурабова или его стрелочника из Росздравнадзора мы хотим! А хотим, чтобы на таких постах были люди честные и квалифицированные, хотим, чтобы их действия были понятны и проверяемы, чтобы нам не приходилось гадать, кто и почем манипулирует накопительными средствами Пенсионного фонда, кто и как мухлюет с закупками медикаментов. Хотим, чтобы на министерских постах все люди были такими, чтобы встреча с ними вызывала наше доверие. А вот с этим в российском правительстве явно напряженка.
Помнится, мэр Осаки после землетрясения от стыда харакири совершил, извинившись перед жителями, что не смог быстро восстановить водоснабжение, хотя в землетрясении бедняга никак уж не был виноват. А тут ошибочные менеджерские действия (кстати, не первый раз) порождают общегосударственный социальный катаклизм, а его виновник ясно дает понять, что ему на мнение окружающих плевать.
Интересно, что чиновники, рассматривающие свое подданное население как расходный и не всегда нужный в таком количестве материал, живут не только в России, но и в Иране, и в Сирии. Вот наша дипломатия и дружит с кем попало. Делегации ХАМАСа и Ирана в ритме карусели посещают нашу первопрестольную. Вообще любопытно — все время милуемся с нищими и злыми, а жить хотим в покое и благоденствии, как европейцы, с которыми мы все время собачимся. В психиатрии, если мне память не изменяет, такое поведение называется вполне конкретным термином.
Как раз на минувшей неделе МАГАТЭ приостановило сотрудничество с Ираном по половине проектов, публично заявив, что не может гарантировать невоенный характер иранской ядерной программы. И тут же персидская делегация приехала в Москву за ураном. А министр обороны Ирана, генерал Мустафа Мухаммед Наджар встретился в Дамаске со своим сирийским коллегой Хасаном Туркмани. И наговорил такого — мало никому уже не покажется. Как сообщает Mideast.ru, иранский генерал не только заявил, что иранское оружие в распоряжении Сирии, но и прямо сказал, что стороны обсуждали обмен технологиями в целях производства ядерного оружия.
Подчеркнуто милитаристский и провокационный характер международной активности Ирана начал обременять даже российскую дипломатию. Похоже, что Иран буквально вымогает из России любую помощь в создании ядерного оружия по принципу: «Ну вы же тоже американцев не любите! Ну подайте на бомбочку!». НоРоссия-то, по-видимому, вовсе не готова накалять обстановку на Ближнем Востоке до очередной крупной войны — даже обычными, неядерными вооружениями, а тут сценарий мировой шиитской революции выглядит куда масштабнее: получив ядерное оружие и ракеты, Иран и Сирия совместными усилиями сумеют уничтожить Израиль, а американцы вмешиваться не смогут, потому что Россия и Китай пригрозят нанести удар по США. Похоже, именно такой бред сейчас в мозгах иранских политиков и генералитета. Вообще-то экономика Китая зависит от сети американских гипермаркетов WAL MART точно в той же мере, как экономика России зависит от холода или жары в штатах Новой Англии — на востоке и северо-востоке США. Как бы мы и китайцы «их» ни любили, никто из-за шиитского регионального гегемонизма в такую кашу не полезет. Да и не нужен совсем России доведенный до иракского состояния сопредельный Иран, пока там хоть какая-то экономика есть, хоть торговать можно чем-то: металлом, лесом, оружием. А получить неуправляемую разоренную территорию на границе — только этого нам не хватало сейчас.
Что до нашей дипломатии, то она на прошлой неделе опять осрамилась на весь мир. Много лет американцы говорили, что ООН — бюрократизированная и коррумпированная организация, поэтому они, американцы, больше не хотят вносить свои 22 с лишним процента в бюджет ООН (Россия в 2007 г. внесет 1,2%) и предлагают, чтобы все страны вносили в бюджет ООН пропорциональные доли, не одним же США, Германии, Великобритании, Франции и Италии содержать эту махину. Вот на прошлой неделе и выяснилось, кто именно коррумпирован среди ооновских чиновников. Можно было даже не напрягать фантазии — коррупционерами в ООН оказались русские дипломаты. Наш МИД уже привычно отмазывается, что ему еще делать.
А теперькое-что о наших внутренних делах. Слишком небольшой отклик населения вызывают продолжающиеся референдумы по включению национальных автономных областей в состав соответствующих субъектов федерации. А напрасно. Процесс этот весьма примечателен. Фактически его благоприятное течение означает, что Россия постепенно освобождается от остатков родоплеменного строя и превращается — внешне, по крайней мере, — в современное государство. И хотя от принципов федерализма в последние 5–7 лет Россия удаляется, возможный переход к прямым выборам в Совет Федерации этот тренд к федерализму возродит. О том, что нынешний Совет Федерации — это общенациональный срам, написано достаточно. Вопрос лишь в том, хватит ли у Кремля даже не политической воли, а консолидированности, чтобы провести законопроект через Госдуму в приемлемые сроки. Это необходимый шаг к сбалансированности российской политической системы.
В итоге можем получить следующее: главы субъектов федерации назначаются Президентом РФ (их «выборность» законодательными органами субъекта федерации всерьез восприниматься не может, назначение и есть назначение); Госдума РФ формируется исключительно по партийным спискам, это серьезный стимулятор развития партийной системы и политизации населения, которое вынуждено будет все больше ориентироваться в хитросплетениях партийных интриг; региональные законодательные органы могут формироваться как по голосованию за партийные списки, так и по привычной мажоритарной системе; а местное самоуправление будет формироваться именно путем выборов (ожидаемая губернаторами назначаемость мэров, похоже, канула в Лету), причем ожидаемые изменения налоговых полномочий местного самоуправления вынудят население серьезно относиться к выборам в местные органы — горсоветы, советы муниципальных образований.
Возрастает, конечно, риск прихода в местную власть криминальных элементов, как это стало наконец всем очевидно с Владивостоком, но тут риск неизбежен, и населению муниципалитетов и местному просто придется учить политграмоту своей собственной шкурой. Система получается не фонтан, нокакие-то сдержки и противовесы появляются, пока же их фактически нет, это уже опасно для самой системы, даже если ей на население совсем плевать.
Так что строить нам еще не перестроить. А кто сказал, что путь к демократии и безбедной жизни будет для нас легким и позволит снимать сливки не напрягаясь?
Помнится, мэр Осаки после землетрясения от стыда харакири совершил, извинившись перед жителями, что не смог быстро восстановить водоснабжение, хотя в землетрясении бедняга никак уж не был виноват. А тут ошибочные менеджерские действия (кстати, не первый раз) порождают общегосударственный социальный катаклизм, а его виновник ясно дает понять, что ему на мнение окружающих плевать.
Интересно, что чиновники, рассматривающие свое подданное население как расходный и не всегда нужный в таком количестве материал, живут не только в России, но и в Иране, и в Сирии. Вот наша дипломатия и дружит с кем попало. Делегации ХАМАСа и Ирана в ритме карусели посещают нашу первопрестольную. Вообще любопытно — все время милуемся с нищими и злыми, а жить хотим в покое и благоденствии, как европейцы, с которыми мы все время собачимся. В психиатрии, если мне память не изменяет, такое поведение называется вполне конкретным термином.
Как раз на минувшей неделе МАГАТЭ приостановило сотрудничество с Ираном по половине проектов, публично заявив, что не может гарантировать невоенный характер иранской ядерной программы. И тут же персидская делегация приехала в Москву за ураном. А министр обороны Ирана, генерал Мустафа Мухаммед Наджар встретился в Дамаске со своим сирийским коллегой Хасаном Туркмани. И наговорил такого — мало никому уже не покажется. Как сообщает Mideast.ru, иранский генерал не только заявил, что иранское оружие в распоряжении Сирии, но и прямо сказал, что стороны обсуждали обмен технологиями в целях производства ядерного оружия.
Подчеркнуто милитаристский и провокационный характер международной активности Ирана начал обременять даже российскую дипломатию. Похоже, что Иран буквально вымогает из России любую помощь в создании ядерного оружия по принципу: «Ну вы же тоже американцев не любите! Ну подайте на бомбочку!». Но
Что до нашей дипломатии, то она на прошлой неделе опять осрамилась на весь мир. Много лет американцы говорили, что ООН — бюрократизированная и коррумпированная организация, поэтому они, американцы, больше не хотят вносить свои 22 с лишним процента в бюджет ООН (Россия в 2007 г. внесет 1,2%) и предлагают, чтобы все страны вносили в бюджет ООН пропорциональные доли, не одним же США, Германии, Великобритании, Франции и Италии содержать эту махину. Вот на прошлой неделе и выяснилось, кто именно коррумпирован среди ооновских чиновников. Можно было даже не напрягать фантазии — коррупционерами в ООН оказались русские дипломаты. Наш МИД уже привычно отмазывается, что ему еще делать.
А теперь
В итоге можем получить следующее: главы субъектов федерации назначаются Президентом РФ (их «выборность» законодательными органами субъекта федерации всерьез восприниматься не может, назначение и есть назначение); Госдума РФ формируется исключительно по партийным спискам, это серьезный стимулятор развития партийной системы и политизации населения, которое вынуждено будет все больше ориентироваться в хитросплетениях партийных интриг; региональные законодательные органы могут формироваться как по голосованию за партийные списки, так и по привычной мажоритарной системе; а местное самоуправление будет формироваться именно путем выборов (ожидаемая губернаторами назначаемость мэров, похоже, канула в Лету), причем ожидаемые изменения налоговых полномочий местного самоуправления вынудят население серьезно относиться к выборам в местные органы — горсоветы, советы муниципальных образований.
Возрастает, конечно, риск прихода в местную власть криминальных элементов, как это стало наконец всем очевидно с Владивостоком, но тут риск неизбежен, и населению муниципалитетов и местному просто придется учить политграмоту своей собственной шкурой. Система получается не фонтан, но
Так что строить нам еще не перестроить. А кто сказал, что путь к демократии и безбедной жизни будет для нас легким и позволит снимать сливки не напрягаясь?