Статистика утверждает, что десять процентов населения мира — шопоголики, то есть люди, не способные справиться с болезненной зависимостью от покупок. В России диагноз «шопоголизм» в массовом порядке пока не ставится. Но с открытием сотен, тысяч новых торговых комплексов и всевозможных бутиков врачи ожидают наплыва больных по всей стране!
Разберемся?
Почему многие из нас так страстно влюблены в походы по магазинам? Как обнаружить первые признаки шопоголизма и победить недуг? Об этом «Обыватель» расспросил руководителя психологической службы СГМУ Владимира Кузнецова.
- Что такое магазин? Это выбор. А выбор — то, чего нам не хватает в повседневной жизни, обедненной эмоциями, — объясняет Владимир Николаевич. — Человек отправляется в торговую точку, чтоб наполнить существование свежими ощущениями и сделать его более значимым.
Кроме того, оглядывая яркие товары и прилавки, мы как бы начинаем играть в будущее, представляем: вот эта кофточка очень подошла бы к моей юбке, а вот та стиральная машина идеально встанет между раковиной и стеной. Эмоции при походе в магазин могут быть как приятными, так и негативными («фу, одни синтетические тряпки» или «ужас, как дико дорого»).
Древние говорили: все — лекарство и все — яд. В умеренных дозах «ходки» по магазинам даже полезны для эмоционального обогащения. Главное — не проморгать момент, когда начнется формирование зависимости! А она приходит, когда человек вне торговых точек уже не чувствует жизненную наполненность. Начинается потребительский невроз!
Этот невроз намеренно подогревают телевизионная и газетная реклама. Они внушают нам две вещи. Первая: вы — лохи, так как не обладаете
Чем «магазинозависимость» отличается от зависимости алкогольной, наркотической, игровой? Только одним: их нельзя рекламировать, а ее — можно.
Как же быть, если вы стали замечать за собой учащение походов по магазинам? Шаг первый: попытаться разобраться в себе, понять, входит ли шоппинг в вашей жизни в систему.
Шаг второй: определить, действительно ли это является для вас проблемой? (например, на магазинные забавы уходят все деньги и уйма времени). Если проблема наличествует, шаг третий: подумать, для чего, по сути, вы ходите по магазинам? (например, чтобы отвлечься). Шаг четвертый: разобраться, для чего нужно отвлекаться? (например, чтоб не чувствовать тоски).
С тоской и прочими проблемами, которые являются причинами шопоголизма, лучше разбираться с психотерапевтом. Хотя поначалу выложить деньги за сеанс у доктора шопоголику будет гораздо сложнее, чем заплатить за новую вещь: человеку будет казаться, что он платит за воздух, вместо того чтобы купить конкретную вещь и подержать в руках
Инна Баева