Бум памятников

Бум памятников

Время бурного сноса монументов в России прошло. Настало время бурного строительства новых памятников.
Московская Комиссия по монументальному искусству ежемесячно рассматривает 6–7 заявок на новые изваяния, а число уже существующих в столице можно назвать лишь приблизительно: около 600.
К помпезным памятникам политическим вождям, поэтам и ученым добавились увековеченные «сидящий вампир», плавленый сырок «Дружба», утята, Ходжа Насреддин с ослом, пчела, бездомная собака и птица счастья:
И провинция быстро обрастает новыми монументами. Есть символы нового времени: например, памятник компьютерной клавиатуре на Урале в Екатеринбурге. 86 бетонных клавиш весом от 100 до 500 кг местные искусствоведы характеризуют как «фетиш компьютерной эры, сад камней и масштабный эксперимент, формирующий новую коммуникационную среду на городской набережной». Здесь тусуется и сидит на клавишах молодежь. В городе памятник уже поспешили окрестить новым «культурным брендом». Каменный дом по соседству горожане переименовали в «системный блок».
В Томске (Сибирь) на крыльце одной из гостиниц появились бронзовые домашние тапки на постаменте. Для директора гостиницы это реклама, которая, по его предположению, привлечет в город новых туристов. Вероятно, Томск вдохновил пример поволжского города Мышкина, установившего памятник валенкам — старинной войлочной обуви.
На смену гигантизму и пафосу советских монументов пришли остроумие и абсурд новых изваяний. Старые памятники еще живы (одних монументов Ленину в Москве — около 80) и реставрируются — к примеру, «Рабочий и колхозница» Веры Мухиной. А рядом возникают памятники абсолютно «негероические». В Петербурге — бравому Швейку, водовозу, Носу из гротескной повести Гоголя, Остапу Бендеру — обаятельному авантюристу из дилогии сатириков Ильфа и Петрова. В сибирском городе Красноярске есть памятник пьянице с собачкой, а в Ульяновске — памятник букве «Ё».
В Москве — вот вам дворник с метлой, а вот барон Мюнхгаузен, за волосы вытаскивающий себя из воды, а вот Пегас, воплощающий: русскую интеллигенцию. Как памятник выставлен кусок Берлинской стены.
В подмосковных Мытищах высится урбанистический кошмар: памятник водопроводу. Посреди Москвы-реки стоит колоссальная фигура Петра Великого, а рядом, на набережной, около филиала Третьяковки, расположилась «резервация» ненужных памятников — коллекция бюстов партийных и непартийных деятелей, а также абстрактных парковых скульптур. Этот небольшой сквер на время приютил памятник Феликсу Дзержинскому, поверженный и «сосланный» с Лубянки в 1991 году, когда Россия выбрала демократию. Одни изваяния всенародно демонтируют, другие — всем миром возводят. Когда в Москве разъяренная фотомодель убила бездомного пса Шарика, поселившегося в метро, москвичи одобрили создание памятника собаке — «в память о жертвах людской жестокости».
Некоторые изваяния устанавливают из ностальгических чувств. В разных городах России возвели новые памятники Ленину и Сталину (во Владимире к северо-востоку от Москвы бюст Сталина красуется прямо перед домом местного предпринимателя). В Новороссийске теперь есть монумент Брежневу — в память щедрот, которыми генсек осыпал черноморский город.
Сейчас россияне хотят видеть больше памятников литературным и киногероям, животным и «знаковым предметам». Звучат предложения установить памятник свинье — в честь нового года по восточному гороскопу. Мол, в Германии, Британии, Дании, Таиланде такие изваяния есть. В России уже много памятников животным: волку в Тамбове, козе в Урюпинске, нескольким котам, зайцу и «Дачной мухе» в Петербурге. Россия не всегда успевает спасать ветшающие старые памятники, а в воздухе уже витают идеи воплотить в металле Шерлока Холмса, компьютерную мышь, автомат Калашникова, а также Штирлица — русского разведчика в гитлеровской Германии из киноверсии романа Юлиана Семенова:
В Интернет-форумах есть такие мнения: «Пора создавать памятники ученым и бизнесменам», «надо продолжать ставить монументы бардам — голосу народной совести». Есть и такое суждение: «И так слишком много уродливых и бессмысленных изваяний». В Нижнем Новгороде на Волге интеллигенция осудила бум памятников и назвала «ширпотребом» установленные мэром композиции — фигуры горожан 19 века. Впрочем, это исключение. Большинство россиян, похоже, смирилось с непредсказуемыми фантазиями скульпторов. Или просто перестало их замечать.

Ольга Соболевская, обозреватель «РИА Новости»

Оценить статью
(0)