О среднем бизнесе как о самостоятельном субъекте экономических отношений у нас в России
Задачей предлагаемой статьи является отделение среднего бизнеса от крупного, с одной стороны, и малого, с другой; и начало дискуссии по вопросам качественных характеристик и количественных оценок компаний среднего бизнеса.
Критерии выделения компаний среднего бизнеса
Число занятых
Наверное, первый признак, который приходит в голову, когда речь идет о размере компании это число работников, занятых в этой компании. Конечно, этот критерий весьма относителен и сильно дифференцирован в зависимости от принадлежности компании к конкретной отрасли. Например, наличие в компании 60 консультантов, при общей численности сотрудников в 120 человек делает ее весьма крупной в своей отрасли. Скорее всего, такая компания может претендовать на вхождение в число 20–30 крупнейших компаний своей отрасли. Наличие в вузе 60 преподавателей при общем числе сотрудников в 120 человек не делает его даже средним по размерам. Понятно, что мы имеем в этом случае дело с небольшим, скорее всего негосударственным учебным заведением узкого профиля. В Таблице 1 приводятся весьма приблизительные границы малого, среднего и крупного размеров бизнеса для десяти различных отраслей.
Таблица 1. Размерность бизнеса в различных отраслях, в зависимости от численности сотрудников
Отрасль |
Не большой |
Средний |
Большой |
Рекламные агентства, исследовательские и консалтинговые компании |
до 15 |
15–50 |
более 50 |
Туристические компании, операторы |
до 25 |
25–75 |
более 75 |
Редакции печатных СМИ |
до 35 |
35–100 |
более 100 |
Предприятия розничной торговли |
до 50 |
50–250 |
более 250 |
Предприятия оптовой торговли |
до 100 |
100–1000 |
более 1000 |
Мебельная фабрика |
до 150 |
150–500 |
более 500 |
Высшее учебное заведение |
до 200 |
200–600 |
более 600 |
Кондитерская фабрика |
до 400 |
400–1500 |
более 1500 |
Нефтедобывающая компания |
до 2000 |
2000–7000 |
более 7000 |
Автозавод |
до 10000 |
10000–40000 |
более 40000 |
Стоит отметить, что границы малого бизнеса по критерию численности занятых работников для отдельных отраслей, определены законодательно. Это было сделано для целей применения упрощенной системы отчетности и налогообложения. Они колеблются по различным отраслям от 15 до 200 человек.
Границы крупного бизнеса никогда четко не определялись, но интуитивно все понимают, что если речь идет действительно о крупном бизнесе, то число занятых в нем может составлять тысячи и десятки тысяч человек, а в самом крупном, таком как РЖД, РАО ЕЭС или «Газпром» — сотни тысяч работников.
Так что четко определить границы среднего бизнеса, с точки зрения численности занятых, не представляется возможным. В самом общем приближении речь может идти о границах между несколькими десятками и несколькими тысячами человек.
Оборот
По обороту средние компании отделить от крупных и малых не менее сложно. Здесь также имеется весьма существенная отраслевая специфика. Исследовательскую компанию с оборотом в $10–12 млн. в
И все же критерий оборота является весьма важным и обойти его стороной не представляется возможным. Итак, в
Наверное, уже пора провести внутренние границы в среднем бизнесе, точно также как в свое время это было сделано при анализе среднего класса России. Будем считать
Малый бизнес — от $0,5 до $2,5 млн. годового оборота. Менее $500 тысяч годового оборота —
Доля рынка
Еще один возможный подход разделения компаний на крупные, средние и малые — по доле рынка, которую они занимают. Например — компании, чья рыночная доля превышает 5% будем считать крупными; те, чья доля на рынке менее 0.5% — малыми, и компании с рыночной долей от 0.5 до 5% — средними. Опять таки можно выделить три группы:
Такой подход позволит нам решить проблему несопоставимости различных отраслей по совокупному объему продаж и числу занятых. Ведь мы оперируем относительными показателями. И наша исследовательская компания с оборотом в 10–12 миллионов долларов в год —
Но здесь возникает другая проблема — различные рынки имеют различную степень концентрации. На одних (соки, пиво, мобильная связь и т.д.)
Структура управления компанией
Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса), очевидно, принадлежат к
Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу. Конечно, наверное, есть исключения из этого правила, обусловленные все той же отраслевой спецификой. Но,
Компании с 2–4 управленческими звеньями можно считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена — это
Конечно, в период обострения моды на «плоские» управленческие пирамиды были попытки и в очень крупных компаниях выстроить структуру управления в 3–4 звена. Но, они, насколько мне известно, быстро заканчивались фиаско, и количество управленческих звеньев вновь возрастало до 5–7 уровней, что является оптимумом (но отнюдь далеко не максимумом) для действительно крупных компаний.
Функция маркетинга
В малом бизнесе вопросами маркетинга (а иногда еще и сбыта в целом) занимается сам руководитель (и владелец) компании. Максимум, что он может себе позволить — это помощник, который кроме вопросов маркетинга будет заниматься еще кучей разных других задач.
В среднем бизнесе вопросами маркетинга должен заниматься, как минимум, один специально выделенный для этого специалист — «менеджер по маркетингу», а как максимум — отдел из 2–8 сотрудников. При этом вопросами сбыта занимается отдельная служба или управление.
В крупном бизнесе должно быть «управление маркетинга», возглавляемое директором или
«служба/отдел/департамент/группа маркетинга»,
«планово-экономический
«отдел стратегического планирования»,
«департамент рекламы и PR»,
и т.д.,
и т.п..
Суть не в названии, а в том, что в структуре этого подразделения должны быть выделены отделы или группы по 2–8 сотрудников, отвечающие за отдельные участки маркетинговой работы: исследования потребителей и конкурентов, анализ и планирование, управление торговыми марками
Конечно, как «должно быть» и как «есть на самом деле» — это две большие разницы (как говорят у них в Одэссе). Сегодня еще пока не редкость, когда в крупной российской компании нет даже одного менеджера по маркетингу или
Сегодня информация, которая к нам (маркетологам, аналитикам) поступает с рынка свидетельствует о том, что все больше компаний или начинают переходить к регулярному (и правильному!) маркетингу и менеджменту или покидают рынок.
Подходы к количественной оценке
Между крупными и малыми: по «магии цифр».
Итак, в стране есть несколько сотен (до 1000) очень крупных компаний: с оборотом от $150 млн. в год и выше, со средней численностью занятых в 25 тыс. человек на одну компанию.
Еще есть несколько миллионов (два или три) малых бизнесов, с годовым оборотом, не превышающим $2,5 млн., со средним числом сотрудников в 5–7 человек.
«Музыка цифр» подсказывает, что
Между крупными и малыми: по числу занятых
В экономике страны сегодня реально занято около 70 миллионов человек. В т.ч. около 15–20 миллионов работают в тех самых 500–1000 крупнейших компаниях, на долю которых как будто приходится 50–60% производства товаров и услуг в стране. Еще 10–15 миллионов — в малом бизнесе. 5–10 миллионов — это «самозанятые» и
Нам пока не удалось определить размера средней численности компании среднего бизнеса. В самом первом и весьма приблизительном приближении он может составлять от 250 до 1000 человек. Исходя из этих соображений, получается, что средних компаний у нас в стране от 25 до 160 тысяч.
Вот, кстати, еще такой любопытный факт: отчеты о прибылях и убытках в федеральную службу статистики регулярно сдают 80–100 тысяч компаний. Это без учета субъектов малого бизнеса, банков и страховых компаний, ФГУПов и предприятий систем образования и здравоохранения. Конечно,
Между крупными и малыми: по обороту и доле в СОП
В деловых СМИ принято рассчитывать совокупную долю крупных (или малых) компаний в Валовом Продукте (ВВП). Однако, такой подход не является корректным, т.к. возникает проблема повторного счета. Вот простой пример. Допустим, произвел «Рубин» миллион телевизоров и продал по 175 долларов за штуку одной розничной сети (пускай это будет «М.видео»). Выручил $175 миллионов. Крупная компания? Безусловно! Эта розничная сеть продала этот миллион телевизоров по 275 долларов за штуку. Выручила $275 миллионов. Крупная компания? Конечно! Совокупный оборот этих двух крупных компаний равняется $450 млн., а вклад в ВВП — только $275 млн. Так что сопоставлять совокупные обороты компаний различного размера нужно не с ВВП, а с Совокупным общественным продуктом (СОП). В наше время этим показателем уже практически не пользуются, а в советской статистике он был одним из ключевых.
Очень грубо и приблизительно оценить СОП в
Таблица 2. Обороты компаний различного размера и их вклад в СОП в
Тип компании |
Приблизительное количество таких компаний |
Средний оборот на одну компанию Млн. USD |
Совокупный оборот компаний этого типа Млрд. USD |
Доля в СОП % |
Диапазон оборота Млн. USD В год |
Крупнейшие |
1.000 |
650 |
650 |
40 |
более 150 |
СРЕДНЕ-крупные |
3.000 |
80 |
240 |
15 |
50–150 |
СРЕДНИЕ |
10.000 |
28 |
280 |
17.5 |
12–50 |
СРЕДНЕ-малые |
40.000 |
6 |
240 |
15 |
2.5–12 |
Малые |
1.500.000 |
0.13 |
200 |
12.5 |
менее 2.5 |
Как следует из приведенной выше таблицы, средних компаний у нас в России около 50 тысяч, причем большинство из них
По активности в сфере маркетинговых коммуникаций
По данным опроса «О состоянии и перспективах развития рынка маркетинговых услуг в России», проведенного Гильдией Маркетологов в
Конечно, далеко не все средние компании ежегодно нуждаются в проведении исследований силами внешних исследовательских структур. Не все из тех, что нуждаются, понимают это. Не все из тех, что понимают необходимость заказа проведения исследований, могут оплатить их проведение (или ошибочно думают, что не могут себе этого позволить). Но, даже если допустить, что только четверть компаний среднего бизнеса заказывают проведение исследований, то получается, что таких компаний в России от 32 до 44 тысяч.
По данным того же опроса в
По прохождению ISO
По данным Всероссийской организации качества к середине
Географический подход
Зайдем с другой стороны. В России 80 «нормальных» субъектов Федерации с населением, превышающим 750 тыс. жителей. В каждом из них найдется хотя бы по 300–500 средних компаний. А в 10–15 наиболее благополучных в экономическом отношении — так и по 1000. Итого: все те же 35–45 тыс.
Игорь Березин, президент Гильдии Маркетологов, ведущий консультант Исследовательского Холдинга Romir
Впервые статья была опубликована в российском журнале о маркетинге «Маркетинг PRO», март 2007 №3(30)