В полусотне километров к югу от
Открытие сделали местные краеведы Нина Левченко и Владимир Иконников. Вместе с доктором культурологии из
Среди скальных выходов находится небольшой грот. Пригнувшись, можно войти в него и выпрямиться во весь рост. Потолок и стены напоминают купол. Пол относительно ровный, земляной. Противоположная от входа стена имеет гладкую поверхность и почти вертикальная. Именно на ней и обнаружены едва заметные антропоморфные и геометрические рисунки. В центре композиции находятся взявшиеся за руки человечки. Они изображены крайне схематично. Голова слегка выделена, шея и туловище переданы одной линией, руки слегка опущены вниз, а ноги широко расставлены.
- Возможно, — предполагает Леонид Марсадолов, — что на рисунке изображена частица обрядовой жизни людей далекого прошлого.
Недалеко от грота расположена площадка из каменных плит, лежащих горизонтально на уровне с почвой. На плитах имеются три лунки диаметром в десять, восемь и пять сантиметров. Одна из них расположена в центре площадки, другая — у края западной части, третья — в направлении на север.
В день осеннего равноденствия Нина Левченко и Владимир Иконников наблюдали из центра этой площадки за заходом солнца. Выяснилось, что направление на точку захода лежит точно на прямой, соединяющей лунки диаметром 10 и 8 см. И они предположили, что здесь было не только ритуальное место для шаманов, но и наблюдательный пункт для древних астрономов.
Однако вернемся к пляшущим человечкам. Всматриваясь в их красноватые фигурки, я вспомнил других пляшущих человечков — из одноименной новеллы Конан Дойла. Напомню, что говорил Шерлок Холмс, разглядывая забавные рисунки:
- Они могли бы вызвать улыбку, если бы не оказались предвестниками страшной трагедии. Я превосходно знаком со всеми видами тайнописи и сам являюсь автором научного труда, в котором проанализировано сто шестьдесят различных шифров, однако вынужден признаться, что этот шифр для меня новость. Цель изобретателя этой системы заключалась, очевидно, в том, чтобы скрыть, что эти значки являются письменами, и выдать их за детские рисунки…
Что скрывают пляшущие человечки Монастырей, ученые будут гадать, наверное, еще долго. Моя версия состоит в том, что эти рисунки, как и у Конан Дойла, рассказывают о некой трагедии. Потому что все вокруг навевает мысли об апокалипсисе.
Горный трезубец
Под горой заметны заросшие полынью шурфы. Здесь в
Трезубец —
Все это вместе указывает на гибельность места. Люди забыли смысл названия и давно не узнают знаков земли, не читают древние шифровки предков, которые те оставили с помощью охры.
В годы освоения целины здесь построили село и назвали его: Завидным. Хотя завидовать было нечему. В селе никогда не хватает пригодной для питья воды. В большинстве скважин она ненадолго появляется только весной. Вода соленая, с запахом тухлых яиц. Недалеко от села лежит мелкое озерцо Карашокы. От него тоже несет сероводородом. Летом на берег съезжаются десятки больных людей. Неизвестно, кто и когда придумал, что грязь в озере целебная. Но потянулись сюда целые вереницы хромых, слепых и убогих стариков. Ровно месяц они живут в палатках. По утрам, когда над водой стелется сероводородный туман, они забредают поглубже в воду и, закрыв глаза, вдыхают озерную вонь. Днем вымазывают друг друга грязью и подсыхают на солнце. Жуткое зрелище. Гиблое место…
Чуть подальше расположено село Канайка, где еще не так давно находилась психиатрическая больница. Я бывал там. За высокими заборами из плоского камня жили принудчики. Так звали тех, кто совершил преступление, был признан психически невменяемым и находился на принудительном лечении. Помню скрип тяжелой двери, звериный рык и сардонический смех. По двору ходили мрачные люди в полосатых пижамах. Запомнился один сиделец — тихоня Амангельды. Однажды он перелез через забор, сбегал в город, ловко отрубил своему дедушке голову и в ту же ночь вернулся обратно. Лег в постель, натянул одеяло выше лба и крепко уснул. С чувством исполненного долга…
Возможно, что пляшущие человечки, изображенные на вертикальной стене грота возле трезубца
Во все времена никто и никогда не хотел становиться жертвой ни для богов, ни для людей. У человека всегда было, есть и должно оставаться право на жизнь и свободу выбора.
Не об этом ли сотни и тысячи лет без устали говорят нам красные человечки в гроте возле трезубца
Андрей Кратенко,