Чеченский оффшор

Чеченский оффшор

Чеченский оффшор

Комитет по бюджету, финансам, банкам и налогам Народного Собрания планирует в скором времени направить в Правительство России и Государственную Думу доработанный проект федерального закона «Об особых условиях предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики».
Проект данного закона предполагает существенные льготы предпринимателям, работающим на территории Чечни. Они выражаются в налоговом послаблении, стимулировании ввоза в республику товаров из-за рубежа и упрощенном порядке въезда-выезда в Чечню иностранцев. Принятие данного закона позволит, по словам подготовителей, поднять разрушенную двумя военными компаниями экономику Чеченской Республики без финансовых вливаний из федерального бюджета.
Проект закона Народное Собрание начало готовить весной 2006 года. Его разработку инициировал комитет Народного Собрания по бюджету, финансам, банкам и налогам, возглавляемый Абурашитом Закаевым. В августе закон был направлен в Государственную Думу РФ. Примерно через месяц Дума направила проект обратно в республиканский парламент. Причина столь поспешного отклонения законопроекта была проста — проект не имел заключения Правительства России. И вот чеченские депутаты снова направляют в Думу проект закона.
Де-факто
данный проект предполагает создание в республике своеобразной свободной экономической зоны или, иначе говоря, оффшорной зоны. Различие между оффшорной зоной и теми условиями, что предполагается создать в республике, заключается в том, что при оффшоре предприятие может зарегистрироваться в республике, платить налоги в местный бюджет и работать в другом регионе, а данный закон предполагает льготы только тем предприятиям, что реально работают в республике. В общем, документ дает предпринимателям исключительные налоговые льготы: 100 процентов освобождения от всех федеральных налогов в течение семи лет и 50 процентов — в последующие семь лет. Также законопроект предусматривает отмену таможенных пошлин на любые товары, ввозимые в Чечню, а также произведенные в республике и вывозимые за ее пределы, предоставление правительству республики полномочий по лицензированию отдельных видов деятельности (включая добычу полезных ископаемых),  упрощенный режим въезда-выезда иностранных граждан.
Многие ошибочно полагают, что принятие данного закона вовсе прекратит поступления в федеральный бюджет из Чечни.  В справке, приводимой в Народном Собрании, говорится, что за девять месяцев 2006 года предприятия, на которые не будет распространяться действие данного закона, уплатили в федеральный бюджет в виде различных налогов 7 миллиардов 126 миллионов рублей, а всего по Чеченской республике собрано 7 миллиардов 366 миллионов рублей.  Выходит, что федеральный центр от принятия этого закона теряет лишь несколько сот миллионов рублей в год. В том же парламенте сообщили, что на сегодняшний день различными министерствами республики подготовлено около 20 инвестиционных проектов, реализация которых дала бы республике более 11 тысяч рабочих мест, а прибыль от них оценивается в более чем пяти с половиной миллиардах рублей.
Председатель комитета Народного Собрания по бюджету, финансам, банкам и налогам Абурашит Закаев полагает, что данный закон действительно создаст условия для привлечения инвестиций. «Чечня — уникальный регион, — говорит Закаев, — в нашем бюджете 65 процентов доходов — налоги от физических лиц, а это 13 процентов от той суммы, что выделяет федеральный бюджет на заработную плату». Закаев также подчеркивает то, что деньги, выделяемые сегодня центром на восстановление республики, идут в основном на восстановление жилья, дорог, социальных объектов, а на восстановление именно экономической инфраструктуры финансов практически не выделяется. По мнению председателя профильного комитета, данный закон призван решить именно проблему экономического развития республики. По словам депутата, "направление предыдущего законопроекта в Думу вызвало просто шквал отрицательных отзывов. Очень многие, не разобравшись в сути, высказывались «против». «Мы планируем на днях направить доработанный проект  в Правительство РФ, Государственную Думу, и даже если отзыв Правительства будет отрицательный, мы направим проект в Думу» — говорит Закаев.
«Шансов, что закон найдет поддержку в Думе, очень мало» — говорит первый заместитель председателя Народного Собрания Замбек Залзаев, являющийся также главой рабочей группы депутатов по данному законопроекту. Залзаев считает, что «в Думе очень много националистически настроенных депутатов, и, вообще, главная проблема — в отношении думцев к Чеченской Республике».  Говоря о перспективах закона, вице-спикер сделал краткий экскурс в историю: «Даже в ХIХ веке, после окончания Кавказской войны, царское правительство освободило чеченцев от всех налогов. Может быть, демократическое правительство демократической России тоже последует примеру царского правительства».
Большинство же российских депутатов настроено против принятия этого закона. Так, глава думского комитета по собственности Виктор Плескачевский заявил: «Национальный оффшор нам не нужен».  По его мнению, работу по восстановлению экономики следует начинать борьбой с коррупцией, поскольку «главным тормозом развития предпринимательства на Северном Кавказе служит коррупция, которая приобрела тотальный характер и проникла во все сектора хозяйства».
Председатель комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму Валерий Драганов также против «особых условий» для Чечни. «Этот вопрос обсуждать вообще преждевременно. Проблема заключается в том, что Чечня до сих пор не интегрировалась в экономическое пространство России» — говорит он.
«Имеет смысл подумать об увеличении финансовой помощи Чеченской Республике, но при условии обеспечения жесткого контроля за расходованием бюджетных средств» — считает председатель комитета Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Мартин Шаккум. Он считает, что в случае Чечни прямое субсидирование из федерального бюджета будет более надежнее и эффективнее.
Независимый депутат Владимир Рыжков напротив считает, что данный проект заслуживает одобрения. В одном из своих интервью Рыжков заявил: «Идея совершенно понятная и разумная. Ущерб, нанесенный Чечне двумя войнами, настолько велик, что простым бюджетным финансированием ситуацию не поправить. Нужны какие-то экстраординарные меры по восстановлению экономики и социальной сферы республики. Поэтому закон нельзя отвергать с ходу, его надо обсуждать, вносить поправки — и обязательно принимать».
По мнению главы российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, «соседние республики находятся не в лучшем положении, есть опасность, что будет пробита плотина, все начнут требовать себе особых условий». Шохин считает неправильным стимулировать негосударственные инвестиции эксклюзивными методами. Глава РСПП вообще высказался против предоставления особых условий для конкретного региона.
Свое мнение по поводу инициативы чеченских парламентариев высказывают и независимые эксперты. Так, кандидат экономических наук Эдильбек Мациев оценивает законопроект как весьма положительный и необходимый для успешного восстановления социально-экономической  сферы республики, «хотя вероятность принятия его Думой в том виде, в каком он есть, незначительна». «Прежде чем направить проект закона в Правительство России и  Государственную Думу, парламенту нужно бы привлечь к сотрудничеству нечеченских по национальности экономистов федерального масштаба, способных достаточно аргументировано  доказать полезность этого закона для восстановления экономики и социальной сферы  республики», — говорит Мациев. По мнению эксперта, закон нужно согласовывать как с  Белым Домом, так и с Кремлем, поскольку думцы будут оценивать не только экономическую, но и политическую сторону вопроса.
Руководитель российского представительства Евразийского центра политических исследований политолог Александр Собянин полагает, что закон вызовет большое недовольство не только в Госдуме РФ, но и в администрациях регионов РФ. «Рамзан Кадыров увидит потенциал реальной неприязни всего чеченского через Госсовет РФ и ряд других структур с участием администраций субъектов России», — поясняет Собянин.
Однако, по мнению эксперта, «закон надо двигать», руководствуясь примером Татарстана. На порядок более мирный и благополучный Татарстан  имеет особые отношения в рамках федеративной системы, по ряду позиций абсолютно невозможных даже для соседних Башкортостана или Чувашии, говорит он.
Политолог также призывает чеченских депутатов быть готовыми к «жесточайшей критике» своей инициативы.  Собянин говорит и о том, что "историческая миссия чеченских парламентариев не в подаче законопроекта, а в том, чтобы он, пусть скорректированный Госдумой РФ и администрацией президента России, но стал бы реальностью. Реальностью, после которой никто не смог бы сказать, что «это Чечня, а дальше — Россия». Обращаясь к депутатам парламента Чечни, Собянин говорит: «Постарайтесь не допустить пиара, а добиться результата».

Ильяс Мациев

Оценить статью
(0)