Самое забавное событие минувшей недели – нападки на ставропольского губернатора А. Черногорова, который не обеспечил на выборах потребных процентов родной партии “Единая Россия” (как-то мы в Тунисе умирали со смеху, когда в автобусе экскурсовод через каждое слово употреблял “родная партия”, “любимое правительство” и “дорогой господин Бен Али” - так зовут их президента).
Фактически Б. Грызлов, критикуя А. Черногорова, публично сознался в том, что “Единая Россия” административными мерами обеспечивает итоги выборов в свою пользу. И чего это Б. Грызлов так взъелся на А. Черногорова? Население Ставрополя – ничто по сравнению с Санкт-Петербургом, а там для “Единой России” дела, пожалуй, похуже, чем в Ставрополе, несмотря на итоговую статистику. Интересно, за что пострадал теперь уже можно считать бывший глава Центризбиркома А. Вешняков? Не за то ли, что счел целесообразным восстановление порога явки, ибо кое-где выборы состоялась при явке менее 1%? Настораживает, кстати, наметившийся ренессанс КПРФ.
“Единая Россия” своей упертостью может сослужить В. Путину неважную службу. Несмотря на сравнительно высокий рейтинг доверия к партии, уровень доверия к фактически однопартийной Госдуме – один из наиболее низких, а по соотношению доверие/недоверие Госдума РФ существенно уступает даже Совету Федерации. Так что оптимизм Б. Грызлова и восторги Г. Павловского разделить сложно. Тем более что Г. Павловский (программа “Реальная политика” на НТВ) с треском провалился как политконсультант на украинских выборах. Как знать, если бы Павловский и Марков сидели в Москве и не совались в Киев, может, и не было бы там “оранжевой революции”. Тем более “Единая Россия” и в центре-то интеллектом не блещет, а на местах... – в Астрахани ее вообще не видно и не слышно.
Правительство РФ все более ассоциируется с “Единой Россией”. А доверие к правительству, мягко говоря, не растет. Это признает даже штатный ВЦИОМ. Более дипломатичный фонд “Общественное мнение” предпочитает институциональные рейтинги вообще не публиковать. Оно и понятно – врать стыдно, а то, что иногда измеряется, на всеобщее обозрение в Интернете не выставишь. Тем более что российское правительство раз за разом предпринимает в совершенно разных отраслях хозяйства шаги, которые это доверие не укрепляют. О Минздравсоцразвитии писать уже противно. О том, что делается в недрах Минобороны, красноречивее всего говорит назначение профессионального фискала министром – может, хоть он сумеет проследить за денежными потоками в этой суперимперии, которая даже в СССР не была такой всеохватывающей. А наш МИД на прошлой неделе выдавал такие перлы, что они достойны отдельного обзора. Поговорим о других ведомствах, правящих необъятной Россией. Перед разговором напомним, что исходя из Конституции РФ все властные структуры в России – это по сути учреждения сферы услуг, которые предоставляют гражданам государственные услуги, чтобы им (нам, гражданам РФ) легче было жить и вести хозяйственную деятельность.
В 2003 г. в недрах Минсельхоза РФ создано федеральное государственное учреждение, сокращенно называемое Нацрыбкачество. Создано оно для того, чтобы на столах россиян и европейцев была качественная рыбная продукция, цитирую: “Целями деятельности ФГУ Нацрыбкачество являются реализация государственной политики в области обеспечения безопасности рыбной продукции, оказание деловых услуг…”. Эти деловые услуги оказываются предприятиям-экспортерам и импортерам рыбы и предприятиям рыбохозяйственного комплекса РФ. Цель благая, что и говорить, рыбы и рыбной продукции второй свежести в наших магазинах хоть отбавляй, а поставка таких “деликатесов” из России в Евросоюз может надолго подорвать репутацию России. Теперь попробуем поразмыслить, как в специфических российских реалиях может функционировать такое учреждение. Оно очень легко может превращаться в барьер. Приведу лишь цитату с одного из Интернет-форумов: “Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста, что за организация Нацрыбкачество и насколько юридически правомочно Россельхознадзору отправлять к ним для прохождения экспертизы проекты, годовые планы ведения горных работ, проекты водоохранных мероприятий и т.п.? Помнится, в середине прошлого года, получив письмо с предложениями на заключение договора, я звонила в Россельхознадзор и мне сказали, что они рекомендуют,.. но необязательно. В этом году уж слишком настоятельно рекомендуют, якобы обязательно. Где это написано? И где утверждены расценки на экспертизу? Кем? Прежде чем идти разговаривать, хотелось бы “подковаться” по этому вопросу”. И один из ответов оттуда же: “Вы совершенно правы, это обычное вымогательство. Тем более что в системе Минсельхоза (куда входит и ветеринарная служба со своим Нацрыбкачеством) существует Федеральное агентство по рыболовству со своими бассейновыми управлениями и центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе, которые выдают заключения по оценке влияния хозяйственной деятельности на водные биоресурсы. А вот эти заключения и должны согласовывать ветеринары, причем бесплатно (см. Положение о ветеринарной службе). А про их расценки отдельная история - берется определенный процент от суммы предполагаемого ущерба. P.S. Если нужна помощь, пишите. Опыт борьбы с этими нахлебниками имеется, причем подтвержденный судебными решениями”. Комментировать или не надо? А то ведь Минсельхоз и г-н Гордеев у нас чуть ли не в национальных героях числятся. Такой Илья Муромец, борец за подъем вечно отстающего сельского хозяйства?
Предлагаю коллегам журналистам попытаться разговорить астраханских предпринимателей, занятых рыбным бизнесом, – от них много интересного можно услышать. Но они предпочитают молчать. Такое молчание – это тоже красноречие.
Другой пример: на минувшей неделе было объявлено о фактическом включении Россвязьнадзора в Росохранкультуру. Те, кто понимает, о чем идет речь, прошли путь от состояния полуобморочного до состояния гомерического хохота. Во-первых, это совершенно разные по функциям структуры, смешивать их – все равно что водой разводить машинное масло (впрочем, русские умельцы еще не то могут). Во-вторых (это уже причина гомерического хохота тех, кто знает закулисную кухню российской власти), функции этих структур перекрещиваются в одной сфере – в телевизионном и радиовещании. В профессиональных кругах это скрещивание лебедя и щуки однозначно связывают с борьбой вокруг еще не рожденного цифрового телевидения. Суть борьбы – какое из ведомств, Минкультуры или Минсвязи, сумеет посадить на столь хлебный бизнес своего доверенного монополиста, который будет стричь бабки со всего населения России.
Поясню на примере. Сейчас, пока в Астрахани телевидение - устаревшее аналоговое, в эфире 10 бесплатных телевизионных программ, вероятно, до конца года их число увеличится до 12. Когда мы перейдем на прогрессивное цифровое, в эфире будет 6 бесплатных телеканалов, причем какие именно – это будет решать местная власть (а она будет решать так, как ей это посоветует федеральная власть, и дергаться никто не станет – см. выше историю А. Черногорова). За все остальные каналы все граждане, которые захотят смотреть не 6 программ, а все 20 (или больше) будут платить будущему “естественному” монополисту. И, конечно же, тем вещателям, которые захотят попасть в цифровой пакет, придется выполнять пока еще неведомые условия, называемые одним словом “почем?”. Самое забавное, что технологически как раз цифровое телевидение позволяет вообще ликвидировать монополию на рынке телевещания. Можно ли поверить, что Д. Медведев, возглавляющий правительственную комиссию по цифровому телевидению, “не в курсе” и просто озабочен тем, чтобы телевещание не вышло из-под контроля власти? Да, с трудом в такую детскую непосредственность столь высокопоставленного должностного лица можно поверить. Напрашивается вывод: потенциальный кандидат в президенты РФ втянут в коррупционные игры вокруг “цифры”.
Получается забавная картина. С одной стороны, федеральный центр все жестче контролирует использование бюджетных средств, поступающих по национальным программам в регионы, – до установки web-камер у каждой стройки, в результате весь процесс строительства может быть записан на диски компьютеров в Москве. Такой контроль вполне обоснован, ибо на местах воровали и будут воровать – в России, по крайней мере. Но, с другой стороны, федеральный центр на каждом шагу создает институциональные условия для коррупции, очень уж часто давая поводы подозревать столицу в намеренном создании благоприятных условий для коррупции именно внутри Садового кольца. То есть предполагать, что коррупционный рынок просто централизуется и перераспределяется от периферии к центру. Стремительное клонирование федеральных структур в последние 4 года, вывод их полностью из-под какого-либо контроля и влияния общества (наоборот, спокойное и разумное общество полностью поставлено под контроль и санкции Росрегистрации, чего не скажешь о криминальных структурах), превращение федеральных сетей в абсолютно непрозрачные и неуязвимые структуры (подтверждение – история М. Зурабова), просто начинает пугать, особенно в контексте упомянутого в начале статьи выступления Б. Грызлова.
Фактически Б. Грызлов, критикуя А. Черногорова, публично сознался в том, что “Единая Россия” административными мерами обеспечивает итоги выборов в свою пользу. И чего это Б. Грызлов так взъелся на А. Черногорова? Население Ставрополя – ничто по сравнению с Санкт-Петербургом, а там для “Единой России” дела, пожалуй, похуже, чем в Ставрополе, несмотря на итоговую статистику. Интересно, за что пострадал теперь уже можно считать бывший глава Центризбиркома А. Вешняков? Не за то ли, что счел целесообразным восстановление порога явки, ибо кое-где выборы состоялась при явке менее 1%? Настораживает, кстати, наметившийся ренессанс КПРФ.
“Единая Россия” своей упертостью может сослужить В. Путину неважную службу. Несмотря на сравнительно высокий рейтинг доверия к партии, уровень доверия к фактически однопартийной Госдуме – один из наиболее низких, а по соотношению доверие/недоверие Госдума РФ существенно уступает даже Совету Федерации. Так что оптимизм Б. Грызлова и восторги Г. Павловского разделить сложно. Тем более что Г. Павловский (программа “Реальная политика” на НТВ) с треском провалился как политконсультант на украинских выборах. Как знать, если бы Павловский и Марков сидели в Москве и не совались в Киев, может, и не было бы там “оранжевой революции”. Тем более “Единая Россия” и в центре-то интеллектом не блещет, а на местах... – в Астрахани ее вообще не видно и не слышно.
Правительство РФ все более ассоциируется с “Единой Россией”. А доверие к правительству, мягко говоря, не растет. Это признает даже штатный ВЦИОМ. Более дипломатичный фонд “Общественное мнение” предпочитает институциональные рейтинги вообще не публиковать. Оно и понятно – врать стыдно, а то, что иногда измеряется, на всеобщее обозрение в Интернете не выставишь. Тем более что российское правительство раз за разом предпринимает в совершенно разных отраслях хозяйства шаги, которые это доверие не укрепляют. О Минздравсоцразвитии писать уже противно. О том, что делается в недрах Минобороны, красноречивее всего говорит назначение профессионального фискала министром – может, хоть он сумеет проследить за денежными потоками в этой суперимперии, которая даже в СССР не была такой всеохватывающей. А наш МИД на прошлой неделе выдавал такие перлы, что они достойны отдельного обзора. Поговорим о других ведомствах, правящих необъятной Россией. Перед разговором напомним, что исходя из Конституции РФ все властные структуры в России – это по сути учреждения сферы услуг, которые предоставляют гражданам государственные услуги, чтобы им (нам, гражданам РФ) легче было жить и вести хозяйственную деятельность.
В 2003 г. в недрах Минсельхоза РФ создано федеральное государственное учреждение, сокращенно называемое Нацрыбкачество. Создано оно для того, чтобы на столах россиян и европейцев была качественная рыбная продукция, цитирую: “Целями деятельности ФГУ Нацрыбкачество являются реализация государственной политики в области обеспечения безопасности рыбной продукции, оказание деловых услуг…”. Эти деловые услуги оказываются предприятиям-экспортерам и импортерам рыбы и предприятиям рыбохозяйственного комплекса РФ. Цель благая, что и говорить, рыбы и рыбной продукции второй свежести в наших магазинах хоть отбавляй, а поставка таких “деликатесов” из России в Евросоюз может надолго подорвать репутацию России. Теперь попробуем поразмыслить, как в специфических российских реалиях может функционировать такое учреждение. Оно очень легко может превращаться в барьер. Приведу лишь цитату с одного из Интернет-форумов: “Уважаемые коллеги! Подскажите, пожалуйста, что за организация Нацрыбкачество и насколько юридически правомочно Россельхознадзору отправлять к ним для прохождения экспертизы проекты, годовые планы ведения горных работ, проекты водоохранных мероприятий и т.п.? Помнится, в середине прошлого года, получив письмо с предложениями на заключение договора, я звонила в Россельхознадзор и мне сказали, что они рекомендуют,.. но необязательно. В этом году уж слишком настоятельно рекомендуют, якобы обязательно. Где это написано? И где утверждены расценки на экспертизу? Кем? Прежде чем идти разговаривать, хотелось бы “подковаться” по этому вопросу”. И один из ответов оттуда же: “Вы совершенно правы, это обычное вымогательство. Тем более что в системе Минсельхоза (куда входит и ветеринарная служба со своим Нацрыбкачеством) существует Федеральное агентство по рыболовству со своими бассейновыми управлениями и центральным управлением по рыбохозяйственной экспертизе, которые выдают заключения по оценке влияния хозяйственной деятельности на водные биоресурсы. А вот эти заключения и должны согласовывать ветеринары, причем бесплатно (см. Положение о ветеринарной службе). А про их расценки отдельная история - берется определенный процент от суммы предполагаемого ущерба. P.S. Если нужна помощь, пишите. Опыт борьбы с этими нахлебниками имеется, причем подтвержденный судебными решениями”. Комментировать или не надо? А то ведь Минсельхоз и г-н Гордеев у нас чуть ли не в национальных героях числятся. Такой Илья Муромец, борец за подъем вечно отстающего сельского хозяйства?
Предлагаю коллегам журналистам попытаться разговорить астраханских предпринимателей, занятых рыбным бизнесом, – от них много интересного можно услышать. Но они предпочитают молчать. Такое молчание – это тоже красноречие.
Другой пример: на минувшей неделе было объявлено о фактическом включении Россвязьнадзора в Росохранкультуру. Те, кто понимает, о чем идет речь, прошли путь от состояния полуобморочного до состояния гомерического хохота. Во-первых, это совершенно разные по функциям структуры, смешивать их – все равно что водой разводить машинное масло (впрочем, русские умельцы еще не то могут). Во-вторых (это уже причина гомерического хохота тех, кто знает закулисную кухню российской власти), функции этих структур перекрещиваются в одной сфере – в телевизионном и радиовещании. В профессиональных кругах это скрещивание лебедя и щуки однозначно связывают с борьбой вокруг еще не рожденного цифрового телевидения. Суть борьбы – какое из ведомств, Минкультуры или Минсвязи, сумеет посадить на столь хлебный бизнес своего доверенного монополиста, который будет стричь бабки со всего населения России.
Поясню на примере. Сейчас, пока в Астрахани телевидение - устаревшее аналоговое, в эфире 10 бесплатных телевизионных программ, вероятно, до конца года их число увеличится до 12. Когда мы перейдем на прогрессивное цифровое, в эфире будет 6 бесплатных телеканалов, причем какие именно – это будет решать местная власть (а она будет решать так, как ей это посоветует федеральная власть, и дергаться никто не станет – см. выше историю А. Черногорова). За все остальные каналы все граждане, которые захотят смотреть не 6 программ, а все 20 (или больше) будут платить будущему “естественному” монополисту. И, конечно же, тем вещателям, которые захотят попасть в цифровой пакет, придется выполнять пока еще неведомые условия, называемые одним словом “почем?”. Самое забавное, что технологически как раз цифровое телевидение позволяет вообще ликвидировать монополию на рынке телевещания. Можно ли поверить, что Д. Медведев, возглавляющий правительственную комиссию по цифровому телевидению, “не в курсе” и просто озабочен тем, чтобы телевещание не вышло из-под контроля власти? Да, с трудом в такую детскую непосредственность столь высокопоставленного должностного лица можно поверить. Напрашивается вывод: потенциальный кандидат в президенты РФ втянут в коррупционные игры вокруг “цифры”.
Получается забавная картина. С одной стороны, федеральный центр все жестче контролирует использование бюджетных средств, поступающих по национальным программам в регионы, – до установки web-камер у каждой стройки, в результате весь процесс строительства может быть записан на диски компьютеров в Москве. Такой контроль вполне обоснован, ибо на местах воровали и будут воровать – в России, по крайней мере. Но, с другой стороны, федеральный центр на каждом шагу создает институциональные условия для коррупции, очень уж часто давая поводы подозревать столицу в намеренном создании благоприятных условий для коррупции именно внутри Садового кольца. То есть предполагать, что коррупционный рынок просто централизуется и перераспределяется от периферии к центру. Стремительное клонирование федеральных структур в последние 4 года, вывод их полностью из-под какого-либо контроля и влияния общества (наоборот, спокойное и разумное общество полностью поставлено под контроль и санкции Росрегистрации, чего не скажешь о криминальных структурах), превращение федеральных сетей в абсолютно непрозрачные и неуязвимые структуры (подтверждение – история М. Зурабова), просто начинает пугать, особенно в контексте упомянутого в начале статьи выступления Б. Грызлова.