Концентрация СМИ продолжается

Концентрация СМИ продолжается

Концентрация СМИ продолжается

«Нужно сделать всего лишь один шаг — внести маленькие поправки в закон о СМИ, указав, что в одном субъекте Российской Федерации  не может быть более одного печатного СМИ, находящегося в собственности государства, и более одного телевизионного и радиоканала» — такое мнение высказал заместитель главы петербургской Городской избирательной комиссии Дмитрий Краснянский. Об этом и других событиях — в Еженедельном бюллетене Центра экстремальной журналистики

«…Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»
Конституция Российской Федерации. Статья 29

I. «Единое информационное пространство»

1. 12 марта президент Владимир Путин подписал указ об объединении двух федеральных служб — Россвязьнадзора и Росохранкультуры. Это означает,  отмечает газета «Коммерсант», что в структуре правительства будет создан новый орган, призванный осуществлять надзор за всеми средствами распространения информации в России — прежде всего, телевидения, радиоволн, печати и Интернета — и за их содержимым.
Новая служба обещает быть влиятельной и в медиа- и телекоммуникационном бизнесе, и в политике. Так, в ее полномочиях будет приостановка как по техническим, так и по «содержательным» претензиям всех видов коммуникации — печатных и электронных СМИ, вещательных и коммуникационных компаний, лицензируемой деятельности в Интернете. Наконец, новой службе может быть передано ведение реестра баз персональных данных граждан.
Официально пресс-служба Правительства России объяснила необходимость создания службы необходимостью «повысить эффективность работы государства по охране памятников».  Кроме того, перед ней, по словам представителя пресс-службы правительства, ставится «задача ликвидации межведомственных противоречий и административных барьеров на пути развития информационных технологий в России, а также и упрощения системы их регулирования». Реальное объяснение было дано неофициально: один из собеседников газеты «Коммерсант» в аппарате правительства заявил, что новая служба, выполняющая надзорные функции и за всеми видами СМИ, и за теле- и радиочастотами, и за всеми другими видами связи,- аппаратный ресурс, которым просто нельзя было пренебрегать.

2. Концентрация СМИ продолжается. Весь медиа бизнес металлургической компании «Норильский никель» в Красноярском крае и Мурманской области объединен в группу «Медиа платформа».
Процесс происходил в рамках отраслевой реформы системы управления Горно-металлургического комбината «Норильский никель». В начале 2007 года в состав медиагруппы было интегрировано общество с ограниченной ответственностью «Спутник» (Мончегорск), которое издает корпоративную газету «Кольский никель» для акционерного общества «Кольская горно-металлургическая компания» (дочерняя компания «Норильского  никеля») и осуществляет функции пресс-службы КГМК.
Заключительным этапом реорганизации стало объединение общества с ограниченной ответственностью "Медиакомпания «Северный город» с газетой «Заполярный вестник» и типографией, которые ранее входили в состав Заполярного филиала ГМК «Норильский никель».
Напомним, что предприятия группы «Медиа платформа» осуществляют вещание трех региональных телеканалов, четырех радиостанций, издают корпоративный журнал «Норильский никель», газету «Кольский никель», управляют типографией, а также распространяют информацию через агентство «Таймырский телеграф». «Медиа платформа» действует в регионах, в которых находятся основные производственные площадки "ГМК «Норильский никель» — в Норильске, Красноярске, Мончегорске и Мурманске.

3. Появился новый сайт об Алтае, который считают проектом вице-губернатора Алтайского края Бориса Ларина.
Сайт doc22.ru позиционирует себя как "аналитическая страница международного информационного проекта «СайберияИнфо». Формальным издателем сайта выступает пиар — агентство «Алтай-Имидж». На текущий момент сайт содержит несколько аналитических материалов об экономике  и политике в Алтайском крае, а также данные социологических исследований и статистическую информацию.
Источники сайта ПолитСибРу утверждают, что новый сайт патронируется вице-губернатором Борисом Лариным и является чуть ли не ответом медиа-холдингу, созданному независимыми предпринимателями  и политиками. 

4. Официальный телеканал Министерства обороны России «Звезда» расширяет сеть вещания. Как сообщила журналистам пресс-служба телеканала, началось вещание телеканала «Звезда» в эфире города Казань.  В результате потенциальная аудитория телеканала «Звезда» увеличилась на 1,3 млн. человек и составила 46 567 231 человек. На данный момент вещание телеканала «Звезда» ведется в 71 регионе в 698 городах России.

II. Цитаты недели

На прошлой неделе в 14 регионах России состоялись выборы в законодательные органы власти. Среди них и Санкт-Петербург. О работе СМИ в период предвыборной агитации корреспондент Lenizdat.ru поговорил с заместителем главы петербургской Городской избирательной комиссии Дмитрием Краснянским. Откровения чиновника об  использовании государственного ресурса в информационных кампаниях заслуживают внимания.
«Нам нужно демонополизировать средства массовой информации. Мы получаем сведения о СМИ, созданных с участием государства, — это же кошмар, их очень много. А когда их очень много, они несвободны в своем выборе. Как им скажут акционеры (а акционер — государство), так они и сделают. Если ликвидировать монополию на СМИ, то появятся газеты, которые будут поддерживать на выборах одну партию, появится газета, которая будет поддерживать другую партию. Об этом узнают избиратели и будут понимать. Примерно как в Америке».
«…Нужно сделать всего лишь один шаг — внести маленькие поправки в закон о СМИ, указав, что в одном субъекте Российской Федерации  не может быть более одного печатного СМИ, находящегося в собственности государства, и более одного телевизионного и радиоканала».

III. Конфликт недели

Своеобразно отметили в Ставропольском крае 15-летие принятия Закона РФ «О средствах массовой информации». Губернатор Александр Черногоров и правительство края решили, что пора уже поставить точку в долгом конфликте местной власти с редакцией газеты «Ставропольская правда». Редактора «Ставропольской правды» Василия Балдицына решено было срочно снять с работы.
Сначала делегация краевых чиновников явилась на заседание редакционной коллегии и сделала заявление, которое было расценено, как намерение добиться ухода главного редактора с помощью экономического давления. Потом то же самое чиновники во главе с первым вице-премьером правительства Ставропольского края Анатолием Воропаевым заявили на собрании трудового коллектива редакции.
Источники существования издания известны: краевые и областные газеты получают деньги из бюджета за публикацию официальных материалов разных ветвей местной власти. Получить этот заказ можно по конкурсу. А для этого нужно иметь большой тираж, солидную подписку, хорошо налаженное распространение. По этим показателям «Ставропольская правда» среди краевых газет вне конкуренции. Но чиновники краевой администрации  имеют свое  мнение на этот счет.
- Они нам прямо заявили: сначала победителем конкурса станет газета «Наше Ставрополье», а вы потом будете с нами три года судиться, — рассказывает изданию «Новая газета»  Василий Балдицын.
Тут следует отметить, что издание «Наше Ставрополье» создана правительством края несколько месяцев назад. С подпиской и распространением у нее большие проблемы, авторитета у читателя пока не завоевано. Но как инструмент борьбы с опальной «Ставропольской правдой» правительственное издание может пригодиться, сообщает корреспондент «Новой газеты» Анна Лебедева
Василия Балдицына в очередной раз избрали главным редактором в июле 2006 года. Никаких возражений от правительства края, являющегося наряду с трудовым коллективом соучредителем газеты, тогда не было. Теперь же чиновники требуют провести еще одно собрание трудового коллектива с той же повесткой дня: выборы главного редактора.

Составитель бюллетеня — аналитик Центра экстремальной журналистики, кандидат политических наук Михаил Мельников (mel@cjes.ru)

Оценить статью
(0)