В ходе своего визита в Москву президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подтвердил, что его страна намерена и впредь поддерживать самые тесные контакты с Россией в энергетической области. Но, несмотря на заверения Назарбаева, российское руководство не оставляет опасение, что Казахстан пытается проводить более независимую энергетическую политику.
19 марта Нурсултан Назарбаев провел в Кремле переговоры с президентом России Владимиром Путиным. Лидеры двух стран обсудили планы по расширению сотрудничества в области ядерной энергетики. Однако главное внимание экспертов было сосредоточено на вопросах развития нефтегазового сектора.
Казахстанские должностные лица постарались сгладить создавшееся впечатление о якобы имеющемся у них намерении проводить экспортную политику, способную негативным образом сказаться на доходах России в энергетическом секторе. Например, в ходе визита в Москву Назарбаев настаивал, что Казахстан и Россия являются энергетическими партнерами, а не соперниками. Президент также добавил, что Казахстан намерен и впредь экспортировать крупные объемы своих энергоресурсов по российским трубопроводным маршрутам. «Между Казахстаном и Россией не существует экономических или политических проблем», — подчеркнул Назарбаев на совместной
В
Точка зрения Назарбаева немало порадовала российское руководство. В статье, опубликованной официальным информационным агентством
Одновременно с этим, Назарбаев, похоже, не до конца развеял тревогу российских властей, опасающихся, что в один прекрасный день Казахстан может бросить вызов энергетическому господству России в регионе. Усилению подобных опасений способствует целый ряд факторов, в частности внимание Астаны к проекту транскаспийского трубопровода и ее попытки углубить свое энергетическое сотрудничество с Китаем.
Политические изменения в Туркменистане после внезапной смерти в декабре прошлого года деспотичного правителя этой страны, Сапармурата Ниязова, возродили оптимизм по поводу перспектив этого транскаспийского проекта. Азербайджан предпринимает активные попытки убедить Туркменистан и Казахстан принять участие в этом проекте, идущем в обход российских трубопроводов и вызывающем обеспокоенность Москвы. В конце февраля министр иностранных дел Азербайджана Эльдар Маммедьяров посетил с визитом Астану. Как сообщали азербайджанские СМИ, казахстанские власти проявили большой интерес к проекту, но предупредили Маммедьярова, что им придется действовать осмотрительно, учитывая решительное противодействие идее транскаспийского трубопровода со стороны России.
Не меньшее беспокойство внушают России и быстро крепнущие
Планы Казахстана представляют проблему для руководителей энергетического сектора России. В этом месяце московские чиновники уже озвучили планы строительства нового экспортного газопровода, который пройдет параллельно сооружаемому нефтепроводу «Восточная Сибирь — Тихий океан». В марте 2006 года Кремль пообещал довести ежегодные поставки газа в Китай из Восточной и Западной Сибири до 30–40 млрд. кубометров из каждого региона соответственно. Россия также объявила о своих планах строительства нового трубопровода «Алтай» стоимостью 10 млрд. долларов. Предварительно, ввод трубопровода в эксплуатацию намечен на 2011 год. Осуществление этих трубопроводных проектов сделает Россию и Казахстан прямыми соперниками на китайском рынке, и в переговорах о ценах Пекин может использовать данную ситуацию в своих интересах.
"В соперничестве за активно разрабатываемое Москвой китайское направление Казахстан имеет явное территориальное преимущество. А ожидаемые изменения в Туркменистане могут и вовсе изменить расклад «газовых» сил не только в этом регионе, но и в куда более глобальном масштабе", — говорится в комментарии агентства
Уже
Хотя маневрирование в нефтегазовой сфере продолжается, Россия заинтересована в развитии и других форм энергетического сотрудничества с Казахстаном. В ходе переговоров с Назарбаевым Путин дал ясно понять, что желал бы расширения сотрудничества в области ядерной энергетики между двумя странами. В этой связи, Казахстан подтвердил свою заинтересованность в участии в российском проекте международного центра по обогащению урана. Назарбаев пригласил Путина нанести визит в Казахстан летом этого года для обсуждения вопросов обогащения урана и совместного освоения казахстанских урановых месторождений.
Москва давно стремилась наладить активное сотрудничество с Казахстаном в ядерной энергетике. В феврале 2002 года Кремль предложил свое содействие в возрождении планов строительства атомной электростанции на озере Балхаш, примерно в 400 км к северу от коммерческой столицы Казахстана Алматы. Планы такого строительства начали разрабатываться еще при советской власти, но были положены администрацией Назарбаева на полку после падения коммунизма в 1991 году. Свою роль здесь сыграли также финансовые соображения, а также опасения экологов. Однако в прошлом году казахстанские власти снова выказали интерес к данному проекту.
Россия также проявляет интерес к уранодобывающей отрасли Казахстана, желая дополнить ею собственное производство. В июле 2006 года Россия и Казахстан договорились учредить три совместных предприятия, которые будут заниматься добычей и обогащением урана, а также разработкой новых типов ядерных реакторов для внутренних нужд и потенциального экспорта в третьи страны. Общая стоимость трех вышепоименованных
Сергей Благов, Москва