Военно-политические
Однако Армения, выдержав паузу в осуществлении иранского транспортно- газового проекта, до последнего момента не теряла виды на участие в западных идентичных маршрутах, пытаясь воспользоваться временным простоем газопровода Баку — Тбилиси — Эрзурум (БТЭ) по техническим причинам. Видимо, этим и объяснялась мотивированная погодными катаклизмами задержка предполагавшегося еще в декабре 2006 года открытия газопровода
19 марта главы двух государств Махмуд Ахмади Наджад и Роберт Кочарян приняли участие в церемонии запуска газопровода Иран — Армения и подписали договор о строительстве Тегераном ГЭС на реке Араз. Протяженность газопровода составляет 141 км, а общая стоимость приближается к 340 млн. долларов (220 — на иранской территории оценена в 220 млн. долл., и 120 — на армянской). В течение 20 лет Иран поставит Армении 36 млрд. куб. м газа с возможным увеличением срока действия договора на пять лет и общего объема поставок газа до 47 млрд. куб. м. За каждый 1 куб. м иранского газа Армения будет расплачиваться 3 кВт/ч электроэнергии.
Еще одним симптомом некоторой, скорее временной деформации отношений Армения — Запад явился запрет Канады на импорт армянских минеральных вод «Арзни» и «Джермук», забракованных несколькими днями ранее Агентством питания и медицинских препаратов США. Официальной мотивацией введенного заокеанскими коллегами эмбарго является превышение содержания в армянских водах допустимого уровня мышьяка и аммиака.
Вдобавок ко всему между институтами исполнительной и законодательной власти в Вашингтоне разгорелась полемика по поводу возможного принятия Конгрессом США резолюции о «геноциде армян» в Османской империи. Президент Джордж Буш, госсекретарь Кондолиза Райс и министр обороны Роберт Гейтс обратились в Сенат США с просьбой о непринятии законопроекта по этому щепетильному для
Видимо, идентичными соображениями руководствовались и авторы доклада Госдепа по правам человека в отношении Нагорного Карабаха и приграничных территорий, использовавших в тексте формулировку «оккупированные территории», что в целом не характерно для соответствующих определений страны, ежегодно оказывающей прямую финансовую помощь
Анализ последних действий Вашингтона в отношении Армении формулирует вывод о том, что, несмотря на непрекращающиеся усилия по вовлечению ее в фарватер своей политики в регионе, американцы на данном этапе отдают предпочтение акцентированию внимания на своих
При этом не упускается из виду и возможность посадить на предстоящих президентских выборах в Армении в кресло главы государства своего протеже. Недаром же армянская община США создала единую выборную структуру — Американский центр армянской диаспоры. И если учесть, что недавно в Армении по инициативе партии «Дашнакцутюн» были приняты поправки в ряд законодательных актов, ознаменовавшие введение в действие института двойного гражданства, то вероятность избрания проамериканского главы государства с помощью голосов американских армян, численно превосходящих население самой Армении, приобретает более конкретные очертания. Безусловно, в этом случае у США появится реальный политический инструмент отторжения Армении от
Айдын Гаджиев, доктор исторических наук